Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2 стр.
1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………....5 стр.
1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие……………………5 стр.
1.2 Показатели занятости………………………………………………....8 стр.
1.3. Эффективность политики занятости…………………………………...9 стр.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…….....13 стр.
2.1 Роль государства на рынке труда……………………………………..13 стр.
2.2 Основные направления государственной политики занятости……17 стр.
2.3 Государственные национальные и региональные программы
занятости……………………………………………………………………19 стр.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………..24 стр.
3.1 Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости…………………………………………………………………. 24 стр.
3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год……………………………………………………..30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….37 стр.

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

     Наиболее  острой остаётся проблема сокращения численности занятых в сельском хозяйстве, которая за 2000–2009 гг. уменьшилась на треть – с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс. чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численности работающих в экономике. Следует отметить, что государство принимает кардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельского хозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана и реализуется Программа возрождения и развития села на 2010–2015 годы, в рамках которой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста его эффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы; кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансирование развития АПК [3, с 74–79]. Распределение рабочей силы по отраслям сферы услуг существенно отличается от аналогичного процесса в производственной сфере экономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятости в сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетие увеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%. Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численности работников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимой реструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее время в этой отрасли занято около 7,5% работающих в экономике [11, с 17].

     Одной из динамично развивающихся отраслей в последние годы является строительство. В 2006–2011 г. в отрасли наблюдается устойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с 312.3 тыс. до 368.8 тыс. чел., а их доля – соответственно с 7 до 8.7%.

     Устойчиво сокращается также численность  работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная  ситуация остается в науке и научном  обслуживании, где численность занятых  сократилась в 2,8 раза и составила  в 2009 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.).

     Распределение численности занятого населения  по формам собственности приведено  в следующей диаграмме:

     В качественном аспекте структура  занятости характеризуется распределением численности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку.

     В Беларуси сохраняется достаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, что в какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению с мужчинами. Так, в 2010 г. на 1 000 мужчин приходилось 1 130 женщин, причем такая ситуация характерна для населения в трудоспособном возрасте, начиная с 25 лет. Данный демографический фактор определил более высокую долю женщин по сравнению с численностью занятых в экономике – 52,2%. [19]

     Женская занятость в стране характеризуется  относительно высокой долей работающих женщин в сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности – 73,7, торговле и общественном питании – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственных отраслях: сельском хозяйстве – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5; на транспорте – 28,9% [11, с 56]

     Анализ  образовательного уровня показывает, что постоянно увеличивается  численность женщин с высшим и  средним специальным образованием. Так, доля женщин с высшим образованием возросла с 20.8 в 2008 г. до 25,3% в 2010 г., со средним специальным – с 27.9 в 2008 г. до – 28,2% в 2010 г.

     В возрастной структуре занятого населения  наметился рост доли молодых работников (23,5% в 2010 г.) при сокращении работников наиболее активного трудоспособного возраста (30 – 39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. По сравнению с 2008 г. доля работающих лиц в возрасте 30 – 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лиц предпенсионного возраста (50–54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше – с 9.4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников в возрасте 40 – 49 лет (28,8%). [19]

     Численность занятой в экономике молодежи в возрасте 16 – 29 лет, начиная с 2000 г., ежегодно увеличивается в среднем на 0,2 – 0,3%.

     Динамика  молодежной занятости в отраслевом разрезе носит неоднозначный  характер. Среди работающей молодежи большую долю составляют занятые отраслях социальной сферы, таких как бытовое обслуживание (33,2), общая коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4), информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и страхование (27,9%). Это обусловлено прежде всего тем, что в данных отраслях происходит не столько смена поколений в рамках стабильной численности, сколько расширение данных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент из чиста молодежи. [16]

     На  протяжении последних лет наблюдалось  устойчивое сокращение доли молодых  работников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановить данную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости в этой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отрасли по-прежнему остается одним из самых низких – 18,1%. Снижение занятости молодежи в этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельского населения, но и неудовлетворенностью молодых людей характером сельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельской местности, стимулирующими отток молодежи в города [3, с 80–83].

     Позитивная  динамика занятости наблюдается  в науке и научном обслуживании, где доля молодых работников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2010 г. Это свидетельствует о росте престижности научной работы, что привело к увеличению притока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодых специалистов в сферу научной деятельности.

     Что касается работников старших возрастных групп, то здесь четко прослеживается тенденция повышения их доли в  общей численности занятых в  экономике. Это обусловлено не только процессами старения населения, но и  спецификой формирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей, требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы.

     В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%.

     Уровень регистрируемой безработицы с 1995–2010 г. экономически активного населения снизился на 2,1%. Сложившийся рынок труда имеет следующие особенности:

     – число заявленных предприятиями свободных рабочих мест начиная с июня 2007 г. превышает численность регистрируемых безработных;

     – сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы – от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях;

     – увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощи органов службы занятости.

     – продолжается снижаться напряженность на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10 свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичном периоде 2007 г. – 8).

     – по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием [10, с 55–56].

     Таким образом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы на рынке» труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов. 

     3.2 Государственная  программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год. 

      В рамках реализации Государственной программы   предполагается решение следующих задач:

-  содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

- вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

- интеграция в трудовую сферу целевых  групп       

- населения, нуждающихся в социальной поддержке;

- содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

 - повышение конкурентоспособности рабочей силы,

 - снижение дисбаланса между спросом и предложением;

- обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

-  обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

      Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.  

      В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах – 25,2 тыс., в сельской местности – 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд).

      Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из  средств Фонда для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

      Предусмотрены  конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп  и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

      Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена  броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида.  В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

     В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий.

     Для  обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

      Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

      В рамках реализации Государственной программы   предполагается решение следующих задач:

-  содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

- вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

Информация о работе Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения