Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2 стр.
1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………....5 стр.
1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие……………………5 стр.
1.2 Показатели занятости………………………………………………....8 стр.
1.3. Эффективность политики занятости…………………………………...9 стр.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…….....13 стр.
2.1 Роль государства на рынке труда……………………………………..13 стр.
2.2 Основные направления государственной политики занятости……17 стр.
2.3 Государственные национальные и региональные программы
занятости……………………………………………………………………19 стр.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………..24 стр.
3.1 Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости…………………………………………………………………. 24 стр.
3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год……………………………………………………..30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….37 стр.
Государственные национальные и региональные программы занятости должны предусматривать:
Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его эффективной сбалансированности. Сбалансированность понимается в данном случае как динамичный процесс. Это значит, что в пределах определенного периода допустимы отклонения в сторону как дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие систематических долговременных значительных отклонений.
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы. В соответствии с задачами регулирования выделяются:
В
условиях рыночных отношений любые
диспропорции в производстве рабочей
силы ведут к нарушению макро-,
мезо- и микропропорций рынка труда.
Поэтому задачей их регулирования
является воздействие не только на
рыночные отношения, но и на процессы
воспроизводства рабочей силы. Такое
воздействие предполагает регулирование
подготовки и переподготовки кадров,
а также территориального, отраслевого
и профессионального
Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Между данными элементами существует взаимосвязь. Регулируя, например, предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходит снижение, рост или стабилизация уровня занятости.
Для
согласования всех пропорций и сегментов
рынка рабочей силы, необходима комплексная
система регулирования
В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования:
2.3
Основные направления
государственной политики
занятости
Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
Применительно
к сегодняшним условиям политика
государства на рынке труда не
должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
К методам воздействия на занятость можно отнести:
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:
Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.
Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [8, с 234]
Таким
образом, для смягчения негативных
последствий перехода страны к рыночной
экономике социально
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1
Структура занятости
населения и динамика
важнейших показателей
занятости
Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [9].
Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики. Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7, в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в январе-сентябре 2010 г. составила 4502.3 тыс. чел. (при прогнозе на 2010 г. 4490 тыс. чел.) В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение [10, с 54].
Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости в 2009 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.
Отраслевая структура занятости характеризуется сокращением численности работников в производственном секторе экономики и расширением ее социальной направленности.
Политика
по сохранению кадрового персонала
и недопущению массовых увольнений
сопровождается консервацией неполной
занятости и низкой эффективностью
использования рабочей силы. На ряде
предприятий численность