Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:52, реферат
Социальная сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в РФ львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми, средств не хватает даже на реализацию первоочередных целей.
Введение 3
Социальная работа 4
Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами 9
Приоритетные направления работы муниципалитета 11
Заключение 14
Список литературы 17
Содержание
В настоящее время в обществе сложились определенные социальные проблемы: снизился уровень жизни населения, негативные тенденции в состоянии здоровья населения, рост заболеваемости социально-обусловленными болезнями, безработица, проблемы безнадзорности слабой социальной защищенности детей, женщин, пожилых людей, инвалидов и других категорий малообеспеченных слоев населения. Социальная жизнь общества в первую очередь находится под ведением органов управления. То есть наиболее приближенным к проблемам общества является муниципальное образование. Ведь только на местном уровне совершенствование социальной сферы приобретает в настоящее время особое значение, так как только на уровне муниципалитета могут быть наиболее полно учтены их социально-экономические, природные, демографические, экологические и другие особенности. Таким образом, муниципальное образование играет важную роль в развитии социальной сферы на территории, которого оно располагается.
Социальная сфера на
территории муниципалитета включает в
себя предприятия всех форм собственности,
чья деятельность связана исключительно
с удовлетворением
В данной работе хотелось более подробно исследовать роль муниципального образования в решении социальных проблем.
Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа - особый вид деятельности.
Почему её следует отнести к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.1
Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.
Совокупность действий
каждого, связанная с влиянием на
предмет в желаемом направлении,
порождает соответствующую
Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.
Структура социальной работы2
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.
Попытаемся это доказать
путём анализа структуры
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.
Таких в России - несколько десятков миллионов. По последним данным, опубликованным в печати, в стране:
Пенсионеров - 34,8 млн.; Инвалидов - свыше 6 млн.; Детей-инвалидов - 453,6 тыс.; Злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом - более 20 млн.; Употребляющих наркотики - почти 2 млн.; Страдающих психическими заболеваниями - около 4,5 млн.; Проституток (только в крупных городах) - более 120 тыс.; Ежегодно совершается самоубийств - 50-80 тыс.; Ежегодно совершается преступлений - от 2 до 3 млн.; Число отбывших различные сроки в тюрьмах - 15-17% от всего населения страны3.
За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях - примерно 40 млн. человек;
Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону; Безработных - 5 млн. 250 тыс. человек.
Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы далеко на все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов человек - уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца4.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник».
Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты.
Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом».
В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания5.
Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность.
Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.
Цель - образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель - это желательное для человека состояние предмета его деятельности.
Каким же хочет видеть
человека социальный работник, оказывая
ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым
в своих потребностях. Значит, самая
общая цель социального работника
- удовлетворить потребности
Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций6.
Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.
Система социальной работы,
в каком бы аспекте её не рассматривать,
всегда представляет собой открытую
систему, самым тесным образом переплетающуюся
с другими социальными
Представление о социальной
работе как о системе имеет
концептуальное, методологическое значение
и для повседневного управления
социальной работой. Познание её как
системы избавляет
Задачи и функции муниципалитета в области социальной работы
К основным задачам муниципалитета в управлении социальной сферой относятся8:
· поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципалитета;
· разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;
· распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;
· оказание медицинских
услуг населению через механизм
социального страхования и
· подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;
· проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.
Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.
Организационной трудностью в управлении социальной сферой на муниципальном уровне является то, что средства па социальные нужды главным образом сконцентрированы во внебюджетных фондах занятости, пенсионном, социального и медицинского страхования. Режим управления социальной сферой задается с помощью государственных социальных стандартов, главными из которых являются: показатель прожиточного минимума, потребительская корзина, минимальная заработная плата и пенсия; минимальная часовая оплата труда и др.
Ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей является социальная сфера. И в первую очередь это проблемы, проявившиеся в этой сфере. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений9:
1) уровень и качество
социальной жизни (
2) народное образование;
3) здравоохранение;
4) поддержание правопорядка, общественная безопасность и профилактика правонарушений;
5) культурная политика.
Муниципальное образование должно играть активную роль в решении социальных проблем. Но из-за недостатков финансирования, постоянной реструктуризации органов власти муниципальное образование не в полной мере обеспечивает социальную сферу.
Информация о работе Социальная политика органов местного самоуправления