Стандартизация и сертификация в Зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST).
Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (АЗА);
Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь — NIST.

Оглавление

Введение…………….…………………………………….……………...…..4
1. Американский национальный институт стандартов…………………………5
2. Французский институт стандартов..………………………...……………….12
3. Немецкий институт стандартов……………………………………………...21
4. Японский институт стандартов………………………………………………28
5. Сертификация в Германии……………………………………………………38
6. Сертификация во Франции………………………………………………...…45
7. Сертификация в Японии……………………………………………………...49
8. Сертификация в США………………………………………………………...54
Заключение…………………………………………………...…………..............59Список литературы…………………………………………………………........60

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по метрологии.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Сертификация на соответствие национальным стандартам является сертификацией  третьей стороной, роль которой выполняет  АFNOR.

Однако за последние  годы отмечается децентрализация в  деятельности по присвоению знака соответствия — область сертификации систем качества передается частично другим организациям, например Французской ассоциации по обеспечению качества.

О масштабах сертификации на соответствие национальным стандартам говорит тот факт, что более  ПО тыс. наименований продукции маркированы  французским знаком соответствия.

Вопросами стандартизации и сертификации специалисты АFNOR активно занимаются в региональных и международных организациях, одновременно защищая и национальные интересы.

Стратегические задачи, сформулированные АFNOR, касаются различных областей. Так, по качеству — это пересмотр международных стандартов ИСО серии 9000 с целью адаптации их к мелкому и среднему бизнесу, а также к сфере обслуживания.

По этому направлению  организация планирует совещания  с европейскими, североамериканскими и японскими партнерами.

В связи с усиливающейся  глобализацией экологических проблем АFNOR. считает необходимым активизировать деятельность на международном уровне: в СЕН французские специалисты возглавляют рабочую группу "Отходы", в ИСО — участвуют в работе комитета "Охрана и рациональное использование окружающей среды".

По этим направлениям реализуются программы, рассчитанные как на национальные проблемы, так  и на европейские: "Отходы", "Качество воздуха", "Качество почвы".

В рамках указанных программ создаются нормативные документы, касающиеся различных этапов жизненного цикла продукции.

На базе разработанных  норм эксперты готовят технические  условия на те виды продукции, которые  еще не прошли экологический контроль на право маркировки знаком соответствия "NF Environnement".

В области сельскохозяйственной продукции прослеживается переход от отраслевых нормативных документов к национальным, региональным и международным стандартам.

Для Франции товары агропромышленного  сектора экономики — важная составляющая экспорта, АFNOR (конкретно Комитет по установлению стратегических направлений стандартизации) определяет стандартизацию в этой области.

В результате реализации выбранных целей должно значительно  возрасти количество пищевых продуктов, маркированных знаком соответствия национальным стандартам Франции.

Прежде всего, это относится  к мясу и мясопродуктам, рыбопродуктам, зерновым культурам и некоторым  вкусовым добавкам (горчица, уксус). Задачи национальной стандартизации как можно теснее увязываются с международной.

Так, французские специалисты  активно участвуют в работе комитета СЕН "Масличные культуры и жиры растительного и животного происхождения. Методы анализа".

Другая область, где  усиливается влияние национальной стандартизации — информационные технологии.

И здесь участие в  международной стандартизации достаточно заметно: АFNOR. одновременно представлена в Европейском институте по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕТSI) и комитете ИСО/МЭК "Информационные технологии".

Это дает возможность, с одной стороны, влиять на политику стандартизации в этой области, а с другой — более эффективно осуществлять гармонизацию национальных и международных стандартов.

Конкретная цель национального  аспекта этой деятельности — установление соответствия информационных технологий нормам французских стандартов и присвоение знака NFТI.

Это весьма кропотливая  работа, если учесть прикладной характер данного объекта стандартизации.

В ближайшее время  АFNOR. планирует ускорить стандартизацию информационных технологий в следующих областях: средства массовой информации, гражданское строительство, офисное документирование.

Как и в других странах, важное перспективное направление  АFNOR — сфера услуг и прежде всего требования к качеству и безопасность конкретных видов услуг (автосервиса, энергообеспечения, ритуальных услуг и др.).

Общим условием для всех направлений стандартизации французская  национальная организация считает  необходимость поддержания эффективных  деловых связей с потребителями  нормативных документов — представителями промышленности всех секторов экономики.

На практике это реализуется  в первую очередь через их участие  в деятельности технических комитетов, в подготовке проектов стандартов.

Подчеркивая роль стандартизации в экономике страны, AFNOR. создала новый вариант знака соответствия национальным стандартам: вместо NF — полная аббревиатура организации, оформленная. символическими графическими изображениями.

По-видимому, такой шаг  следует рассматривать в аспекте  усиливающейся конкуренции сертификационных и товарных знаков в условиях единого европейского рынка как стремление придать новое звучание французскому национальному знаку.

С этой же целью создан клуб "NF", в состав которого вошли представители всех заинтересованных сторон.

Французские промышленные круги так же, как правительство, оказывают постоянную поддержку национальной стандартизации.

Членские взносы организаций, доходы от проведения экспертизы, испытаний, сертификации и аккредитации, продажи  публикаций — реальные источники  финансирования деятельности по стандартизации и другим направлениям французской национальной ассоциации АFNOR.

 

3. Немецкий институт стандартов

В 1917 г. был создан Комитет  нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения  национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял  название: в 1926 г. — Германский комитет  стандартов и в 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

С 1901 были сделаны попытки упорядочить отношения с Управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции (национальной организацией бывшей ГДР), в результате чего принято решение разрабатывать единые нормативные документы объединенной Германии, которые должны соответствовать международным и европейским стандартам.

С этого года Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией стандартизации и единственным полномочным представителем страны в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях при стандартизации.

Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:

• добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;

•    гласность, реализуется  публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого  критического замечания;

•    участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;

•    единство и  непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь  принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;

•    конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому уровню;

•    ориентированность  на общую выгоду, определяется правилом: польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;

•    ориентированность  на экономические реальности, состоит  в том, что в стандарт закладываются  только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель;

•    международный  характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов.

DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений.

Всего в общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия) или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные специалисты, ученые, практики.

Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор института, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг, научно-исследовательских институтов, испытательных лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений.

Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только разрабатывают национальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях.

В комитетах состоят  около 40 тыс. внештатных сотрудников  — специалистов фирм, институтов, предприятий  и др.

Национальной стандартизацией  в Германии охвачены следующие отрасли: строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности

товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.

Дочерние организации DIN — издательство "Бойт", общество "DIN "Программное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое общество по информации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной отдел института по административным делам, издательскому делу и информации.

Национальные немецкие стандарты  носят рекомендательный характер и  рассматриваются не как юридические  нормы, а как "общепризнанные правила  техники".

В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения.

Обязательный характер национальный стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют  федеральные законодательные нормы.

Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды.

Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число национальных стандартов, принятых DIN рамках договора о сотрудничестве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и для импортеров промышленной продукции.

Аналогичную роль сыграло и правительственное постановление о безопасности медицинских приборов, которые применяются как в исследовательских, так и в лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окружающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превратились в обязательные юридические нормы.

Стандарты в области охраны здоровья населения стали обязательными  на основании Закона о продуктах  питания и товарах массового  потребления.

Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами — заказчиками нормативных документов.

Так, например, в первой половине 90-х  годов Союз немецких металлургов  заплатил 20 млн. марок за разработку стандартов по своей отрасли. Расходные  статьи бюджета на 64% покрываются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%.

Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного валового оборота, средние — 0,17%.

В то же время с учетом прибыли крупных и средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вложенный капитал.

Институт заинтересован в оптимизации  расходов на стандартизацию, считая существующую структуру расходов несколько завышенной, %:

Поиск стандартов в фондах нормативных  документов                               29

Научные исследования по стандартизации                                                23

Оформление и издание стандарта                                                                  19

Практическое применение стандарта, а также прочие

затраты                                                                                                               19

Пути оптимизации сопряжены  с необходимостью приближения информации, содержащейся в стандартах, к потенциальным  потребителям, актуализацией фонда  фирменных стандартов, недопущением несоответствия стандартов существующему  уровню знаний, приоритетом национальных стандартов DIN перед другими категориями нормативных документов.

Информация о работе Стандартизация и сертификация в Зарубежных странах