Стандартизация и сертификация в Зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST).
Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (АЗА);
Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь — NIST.

Оглавление

Введение…………….…………………………………….……………...…..4
1. Американский национальный институт стандартов…………………………5
2. Французский институт стандартов..………………………...……………….12
3. Немецкий институт стандартов……………………………………………...21
4. Японский институт стандартов………………………………………………28
5. Сертификация в Германии……………………………………………………38
6. Сертификация во Франции………………………………………………...…45
7. Сертификация в Японии……………………………………………………...49
8. Сертификация в США………………………………………………………...54
Заключение…………………………………………………...…………..............59Список литературы…………………………………………………………........60

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по метрологии.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Возглавляет институт Совет  директоров. Его функции: выборы президента сроком на один год, трех вице-президентов, исполнительного вице-президента и исполнительного комитета.

Последний управляет  институтом в период между заседаниями  Совета директоров и контролирует исполнение бюджета.

Совет директоров планирует  работу института, разрабатывает приоритетные направления стандартизации.

Совету директоров подчиняются: Совет организаций-членов, Совет  компаний-членов и Совет по защите интересов потребителей.

Совет организаций-членов состоит из представителей различных  союзов, объединений, а также представителей федерального правительства или правительства отдельных штатов (при их заинтересованности).

Совет организаций утверждает национальные (федеральные), стандарты; анализирует принятые другими организациями  стандарты в отношении их приемлемости как федеральных; планирует обновление и создание новых нормативных документов; курирует участие страны в международной стандартизации.

Этот орган имеет  по одному представителю в двух других Советах.

Совет компаний-членов включает представителей всех заинтересованных фирм из разных отраслей экономики.

Этот орган имеет пять представителей в Совете по защите прав потребителей и одного — в Совете организаций.

Совет компаний составляет программы стандартизации с учетом отраслевых интересов; привлекает новых членов; определяет потребности в новых национальных или международных стандартах; занимается исследовательской работой, направленной на повышение эффективности производства и торговли через стандартизацию.

В Совете по защите интересов  потребителей представлены по пять членов от двух других советов, пять представителей государственных органов, представители потребительских союзов.

Основные задачи данного  Совета определяются целями его работы — отслеживать соблюдение интересов  потребителей в национальных стандартах.

Совет выявляет области, где необходимо добиваться улучшения качества товаров (услуг) с помощью стандартизации; занимается разъяснительной деятельностью, пропагандируя роль стандартизации в развитии экономики и заявить на принятие американских национальных стандартов в качестве международных;

•    Комитет стратегического  планирования — разрабатывает долгосрочные целевые программы и планы  работы NIST;

•    отраслевые комиссии по стандартизации — оказывают  поддержку исполнительному совету по стандартизации в областях сообразно  своей компетенции;

•    Комитет по информационному обслуживанию в  области стандартизации при Совете директоров — координирует информационное обеспечение работы института. Институт располагает банком данных о действующих  и разрабатываемых федеральных  стандартах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Французская ассоциация по стандартизации

Национальной организацией по стандартизации во Франции является Французская ассоциация по стандартизации (АFNOR, на которую возложены следующие функции:

•    организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;

•    анализ поступающих  заявок на стандарты и определение  потребности в новых стандартах;

•    разработка и принятие национальных стандартов;

•    контроль за их внедрением;

•    пропаганда и продажа стандартов;

•    составление годовых программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики;

•    управление   деятельностью   по   маркировке   продукции знаком соответствия национальному  стандарту FN1;

•    обучение, подготовка и переподготовка специалистов;

•    представление  Франции в международных организациях по стандартизации.

Помимо непосредственно  стандартизации, деятельность АFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

Таковы современные  направления, но к ним АFNOR. подошла в основном в 1980—1990 г.

Началом национальной стандартизации во Франции считают создание в 1918 г. правительственным декретом Постоянной комиссии по стандартизации, направившей  свои усилия на унификацию типов изделий  машиностроительных отраслей. Эта предшественница АFNOR. просуществовала недолго, хотя результаты ее работы были весьма нужными и полезными.

Французская ассоциация по стандартизации была организована в 1926 г. Будучи частной некоммерческой структурой, она, тем не менее, возглавила деятельность по стандартизации в стране.

Эта деятельность привлекла  пристальное внимание правительства, принявшего в 1941 г. закон о должности  комиссара по стандартизации, который  представляет правительство в АFNOR.

Заинтересованность правительства  в развитии стандартизации очевидна, в связи, с чем внимание к этой деятельности постоянно.

Так, в 1984 г. декретом правительства  создается Высший совет по стандартизации при Министерстве промышленности, который  должен играть роль связующего звена  с другими министерствами и определять приоритетные направления работ по стандартизации, вести консультирование по составлению годовых программ и утверждать эти программы.

Очередные крупные изменения  в национальной французской стандартизации произошли в 1991 г.

Их вызвала необходимость адаптации к переменам, происходящим в международной и, прежде всего европейской стандартизации, связанным с созданием объединенной Европы.

К этому времени уже  был осуществлен анализ состояния  национальной стандартизации и выявлен  ряд недостатков.

Наиболее существенные из них, по мнению министра промышленности, — слабое вовлечение предприятий  и других потенциально заинтересованных

сторон в процесс  разработки стандартов и отсутствие должной координации между участниками  процесса стандартизации в стране.

Были сформулированы основные задачи на ближайшие годы: активизация участия в стандартизации мелких и средних предприятии  и стимулирование их налоговыми льготами; упрощение процедур национальной системы  стандартизации и усиление координации  стой работы; расширение участия французских специалистов в европейской стандартизации и др.

В результате реформы 1991 г. изменилась структура и самой  национальной ассоциации по стандартизации.

Структура АFNOR пересмотрена в целях ее наибольшего соответствия   выполнению   основных   задач.  

Принята   трехуровневая  структура: вместо Высшего совета по стандартизации — Комитет по ориентации и планированию;

Комитет по стратегическому  планированию в отраслях экономики, а в рамках каждой программы —  Генеральные комиссии.

Во главе АFNOR стоит Административный совет, постоянными членами которого являются представители министерств. Кроме того,  Генеральная ассамблея на  своих регулярных  собраниях избирает  членов этого совета на определенный срок. Административным советом выбираются президент и вице-президент ассоциации (бюро Административного   совета).   Прошедшая   реорганизация   направлена не на усиление давления государства, а на дальнейшее развитие взаимопонимания и сотрудничества органов по стандартизации и государства.

В национальной системе  стандартизации Франции под методическим руководством АFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более 30).

Их организует Административный совет АРКОК, а утверждают государственные  органы управления.

Отраслевые бюро выполняют основную нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли имеют бюро по стандартизации.

Если подобное отраслевое министерство принимает решение  о проведении работ по стандартизации, то АFNOR создает специализированную комиссию из представителей промышленных предприятий, научно-исследовательских и технических центров, общества потребителей, которая и становится основным рабочим органом.

Процедура подготовки и  принятия национального стандарта  проходит следующие этапы:

•    исследования, направленные на изучение потребности  в стандарте и планирование работы;

•    разработка стандартов группами экспертов в  бюро или комиссиях по стандартизации;

•    рассмотрение и оценка стандарта в национальной ассоциации;

•    утверждение  стандарта президентом АFNOR;

•    регистрация  и публикация. Весь период от разработки до публикации занимает 1—1,5 года.

Основным принципом  работ по стандартизации во Франции считается использование программно-целевого метода; в настоящее время реализуется 19 долгосрочных целевых программ, направленных на решение приоритетных задач в различных областях экономической деятельности.

При этом приоритетами в  международной стандартизации признаны

информационные технологии, в европейской — транспорт  и телекоммуникации, а в национальной — экология, безопасность и агропромышленное производство.

Постоянный штат АFNOR насчитывает около 400 сотрудников, но к работе привлекаются в качестве экспертов или консультантов около 25 тыс. специалистов из разных организаций, предприятий, научных центров, лабораторий и др.

Заинтересованные государственные, общественные и частные организации  могут стать коллективными членами  АFNOR.

В зависимости от степени участия бывают ассоциированные, полноправные к почетные члены.

Проблемным моментом в работе АРКОК считается довольно слабое участие французских фирм.

Из более 30 тыс. национальных фирм ее членами состоят лишь около 6 тыс. Причина, как считают специалисты, в недостаточной информированности фирм об АРКОК и выгодах стандартизации, хотя информационная деятельность самой ассоциации достаточно интенсивна и не ограничивается изданием стандартов.

Публикуются также справочники, руководства, инструкции, ежегодно выходит в свет сводный Указатель французских стандартов, ежемесячно — журнал по проблемам стандартизации "Enjeux".

В журнале публикуются  материалы о французской и  международной 

стандартизации, сведения о пересмотре и отмене стандартов, о проектах новых нормативных документов как национальных, так и общеевропейских.

При АFNOR создан информационный и выставочный центр "Еnjnex", который предоставляет консультации специалистов и обширную информацию по любым вопросам стандартизации.

Центр имеет большой фонд специализированной литературы и стандартов, которые можно здесь и купить.

Кроме того, в структуре  АFNOR есть подразделение по информации, удовлетворяющее как внутренние, так и внешние потребности.

Эта служба выполняет  заказы по поиску национальных и зарубежных стандартов (европейских, международных), сведений о знаках соответствия и т.п. В среднем за год сюда поступает до 90 тыс. запросов, которые удовлетворяются как по абонементному обслуживанию, так и по шестиканальной телефонной связи.

Информационное подразделение АFNOR располагает несколькими банками данных, наиболее популярным из них признан NORUIATE, включающий более 45 тыс. справок по национальным, международным и зарубежным стандартам и техническим регламентам. В течение 80-90-х годов АFNOR активно участвует в создании отраслевых банков данных.

С 1987 г. в ассоциации создана  новая служба — подразделение  маркетинга, в задачи которого входит информирование членов АFNOR.

Об изменениях на рынке (товарная и фирменная структура, спрос и предложение, степень и формы конкуренции, характер потребительских предпочтений и их требования к товару и др.).

Много внимания АFNOR. уделяет производственным фирмам и предприятиям, которые с ней сотрудничают.

По их заказам специалисты  ассоциации проводят периодические исследования по состоянию служб стандартизации.

Предметом такого исследования могут быть наличие и организация 

работы отделов стандартизации, участие руководства в их деятельности, проблемы по применению конкретных стандартов, взаимоотношения предприятия с партнерами и т.п.

По результатам исследования предприятие получает квалифицированные  рекомендации.

Другие формы предоставления методической помощи предприятиям (фирмам): оказание содействия экспортерам специальным 

подразделением NOREX; организация стажировок и семинаров по актуальным проблемам стандартизации и качества; предоставление предприятиям нормативно-технической документации по конкретной тематике (системы производства, системы управления качеством продукции; эффективность коммерческой деятельности предприятия и т.д.)

Кроме стандартизации, французская  национальная ассоциация занимается проблемами сертификации, предоставляя фирмам и  предприятиям услуги по сертификации продукции и систем обеспечения  качества.

Служба сертификации состоит из трех подразделений, в обязанности которых входят: сертификация продукции и присвоение ей знака соответствия французскому стандарту; оценка систем обеспечения качества на предприятиях и выдача им надлежащего свидетельства; сертификация информационных технологий.

Информация о работе Стандартизация и сертификация в Зарубежных странах