История зарубежный стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

150. Право Англии в XVII -- XIX вв. Источники права. Гражданское право. Семейное право. Наследственное право. Уголовное право и процесс. Особенность Англии -- то, что в ней нет кодифицированного законодательства. Хотя одним из основных источников права в Англии является закон и с XIII в. в Англии было издано множество законов, тем не менее они не сведены в какую-либо систему. Многие старые законы действуют до настоящего времени, но с помощью судов их содержание образом изменилось, а некоторые законы не отменены, но не применяются, так как не соответствуют потребностям жизни

Файлы: 1 файл

История зарубежный стран.doc

— 792.23 Кб (Скачать)

История зарубежный стран

150. Право Англии в XVII -- XIX вв. Источники права. Гражданское право. Семейное право. Наследственное право. Уголовное право и процесс. Особенность Англии -- то, что в ней нет кодифицированного законодательства. Хотя одним из основных источников права в Англии является закон и с XIII в. в Англии было издано множество законов, тем не менее они не сведены в какую-либо систему. Многие старые законы действуют до настоящего времени, но с помощью судов их содержание образом изменилось, а некоторые законы не отменены, но не применяются, так как не соответствуют потребностям жизни. Частное право Англии в значительной мере развивалось в форме судебного прецедентного права. Прецедентное право не имело и не имеет для судьи безусловно обязательной силы. В некоторых случаях судья может отклониться от прецедентов и вынести новое по своему содержанию решение. Прецедентное право состоит из двух частей: общего права и права справедливости. Одним из основных разделов гражданского права является вещное право. В XVII - XIX вв. английское вещное право не знало деления вещей на движимые и недвижимые -- еще в средние века здесь сложилось деление вещей на: ^реальные вещи, к которым относились земля, растения, здания, а также документы, устанавливающие права на земельные участки и предметы, связанные с землей; ^персональные вещи - все прочие предметы. Все вещные права в Англии рассматриваются как разновидности права собственности. Среди видов вещных прав можно также выделить: вещное право аренды недвижимости; сервитута, в том числе личные; доверительную собственность; ✓обеспечительные вещные права. Отдельными подотраслями гражданского права являются договорное право и обязательства, возникающие из правонарушения. Общего понятия обязательства в Великобритании нет. Характерными чертами английского договорного права являются: требование точного определения прав и обязанностей сторон; требование от должника полного и добросовестного выполнения обязательств. В английском семейном праве долгое время сохранялась церковная форма брака, гражданский брак стал возможен только с 1836 г. Форма брака выбиралась будущими супругами. Личные отношения супругов были основаны на главенстве мужа: право управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежало мужу, жена могла совершать самостоятельно только сделки повседневной жизни. Лишь в г. законом была установлена самостоятельность замужней женщины в распоряжении своей собственностью. Развод получил признание только в 1857 г. До достижения 21 года сыновья и дочери находились под отцовской властью, мать осуществляла родительскую власть лишь при отсутствии отца. Признание внебрачных детей допускалось в исключительных случаях и только на основании парламентского акта. В 1908 г. была установлена ответственность родителей в случаях дурного обращения с детьми. Английскому наследственному праву известно как наследование по закону, так и наследование по завещанию: наследование по закону регламентируется рядом правил для наследования земельной собственности и для наследования прочего имущества; ✓при наследовании по завещанию характерным отличием является полная свобода завещания -- всякое лицо, достигшее 21 года, могло завещать свое имущество кому угодно, и ближайшие родственники при наличии завещания не имели права на получение какой-либо доли имущества. Уголовное право Англии было систематизировано лишь к середине XVIIIB. В этой отрасли права феодальные институты медленно уступали свое место новым уголовно-правовым институтам. Консервативный характер английского уголовного права обусловлен тем, что оно развивалось, как и частное право, на основе использования прецедентного права, а не законов. Особенно консервативным уголовное право Англии оказалось в вопросе о видах наказаний. Распространенным видом наказаний являлась смертная казнь в различных вариантах: колесование, четвертование, извлечение внутренностей из живого тела и т. д. Характер уголовного процесса в Англии отличается тем, что обвинительный процесс являлся в то же время процессом состязательным. В 1907 г. в английское уголовное право были введены понятия условного осуждения и превентивного заключения. Превентивномузаключению подвергались лица после отбытия наложенного на них наказания, осужденные не менее трех раз за серьезные преступления и ведущие преступный образ жизни, если суд признавал их привычными преступниками. вопрос 51, Образование США /. Колониальный период. Американская революция и Декларация независимости. Образование конфедерации. 1. Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г. на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний. Важной особенностью социально-экономического развития североамериканских колоний было наличие рабства. Широкое применение рабского труда в колониях вызывалось прежде всего тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками «белой» рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам, уголовные преступники, несостоятельные должники. Постепенно «белое рабство» было вытеснено более дешевым «черным рабством». Однако элементов феодализма в социально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементы капиталистического строя. В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика северной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер. С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась североамериканская нация. По мере экономического развития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией. Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышленности и проводило политику сдерживания их промышленного развития. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, общее право, право справедливости ит.д. Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, явились меры, принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.: запрет на переселение колонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточение борьбы с контрабандной торговлей, что ущемило интересы почти всех американских купцов. В г. в колониях собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в английском парламенте. Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее затем в войну за независимость. Особенность этой революции в том, что она была одновременно национально-освободительным,национально-объединительным и антифеодальным движением. В 1774 г. в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний, который призвал к бойкоту английских товаров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией, составив петицию к королю, в которой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. В ответ английское правительство начало военные действия. В мае 1775 г. открылся Второй континентальный конгресс. Он предложил всем колониям создать новые правительства взамен колониальных властей, констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании регулярных вооруженных сил. Главнокомандующим американской армией был назначен Дж. Вашингтон. Каждая колония объявила себя независимой республикой -- штатом. Началась борьба за независимость. 4 июля 1776 года Третий континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости. Декларациия объявляла об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало права американцев. В декларации было сказано: «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства не обеспечивает основных прав, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство». Это был первый в истории государственно-правовой документ, формально провозгласивший принцип национального суверенитета и признавший за народом право на революцию. 3. В войне за независимость стала очевидной необходимость консолидации штатов, 1781 г. конгрессом из представителей штатов были утверждены «Статьи о конфедерации». Согласно данному документу штаты вступали в «вечный союз» -- конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя взаимной помощи и в дела друг друга. Их граждане наделялись торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. Для ведения общих дел Соединенных Штатов формировался Конгресс, состоящий из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения командного состава армии. Большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. При решении вопросов в Конгрессе каждый штат имел один голос. Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов. Учреждение конфедерации содействовало объединению сил страны в войне за независимость и обеспечило ее победоносное завершение. Полная независимость США была признана Великобританией в 1783 г. подписанием Версальского мирного договора. вопрос 52 Конституция США 1787 г. Билль о оравах 1791 г. Разработка и принятие конституции. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Билль о правах. 1, Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор -- с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти -- все это требовало создания единого государства. Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту -- Конгрессу, который состоит из двух палат: сената -- избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов -- легислатурами; палаты представителей -- избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером. Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие: первоочередная -- принятие законов и утверждение бюджета; регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами; ✓осуществление внешней и внутренней политики -- он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства. Первоначально избирался косвенным путем -- коллегией вы- борщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент: имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом; направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу; разрабатывает проект бюджета; является верховным главнокомандующим вооруженными силами; ✓ заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения -- без согласия и одобрения парламента); принимает решение о начале фактических военных действий; руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения; назначает на высшие должности; имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д. V 1 ft, Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются с согласия и одоб- рения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды -- таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д. 5. В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.: первая поправка -- о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; вторая поправка -- о праве народа хранить и носить оружие; третья поправка -- о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время; четвертая поправка -- о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества; пятая поправка -- о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности; шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания; девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Десятая поправка не касалась гражданских прав. Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу. 
 
Источник: http://bip-ip.com/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyx-stran-konspekt-lekcij/

, вопрос 53, Государство США в XIX -начале XX вв. /. Территориальное расширение США. 2. Создание политических партий. Гражданская война 1861 -- 1865гг. Последствия Гражданской войны. 1. С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе «индейских войн» происходил захват земель коренного населения индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану территорию к западу от реки Миссисипи, почти удвоив первоначальную территорию США. По договору 1819 г. Испания вынуждена была уступить США Флориду, фактически присоединенную к США еще раньше. В результате американо-мексиканской войны -- 1848 гг. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Юту и часть Колорадо. В 1846 г. США приобрели у Великобритании большую часть Орегона. В 1867 г. царь Александр II продал американцам Аляску за 7,2 млн. долла-роа В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали Кубу. Порядок создания новых штатов определялся Ордонансом 1787 г. Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной численности, Конгресс США объявлял ее автономной. Через некоторое время автономия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США. Выбирался конвент, который составлял конституцию штата, утверждавшуюся голосованием. Создавались соответствующие органы власти и управления. Конгресс США принимал постановление о приеме в союз нового штата. К началу XX в. число штатов достигло 48. 2» В процессе острой политической борьбы в Соединенных Штатах Америки образовались партии федералистов и республиканцев (80-е гг. XVIII в.). Федералисты (политическая группировка, возглавляемая А. Гамильтоном) выражали интересы промышленного Севера -- крупной торговой буржуазии, банкиров, крупных землевладельцев. Они выступали за принцип усиления централизованной власти и ограничения буржуазно-демократических свобод. Во внешней политике ориентировались на Великобританию. Республшганцы (они же демократические республиканцы, или антифедералисты, во главе с Т. Джефферсоном) опирались на рабовладельческие штаты Юга -- на плантаторов, фермеров, сельских предпринимателей, городскую мелкую буржуазию. Требовали облегчить фермерам доступ к земле, демократизировать конституцию, штатам широкие права. Во внешней политике ориентировались на поддержку революционной Франции. После англо-американской войны -- гг. партия федералистов практически перестала существовать; власть находилась в руках республиканцев. Их правительства частично осуществили аграрную реформу и приняли ряд важных мер по развитию промышленности. В 1828 г. на смену республиканцам пришла Демократическая партия, в создании которой решающую роль сыграл президент Э. Джексон -1837 гг.). К 40-м гг. она из партии, первоначально объединявшей плантаторов, фермеров и часть буржуазии, полностью превратилась в партию рабовладельцев и связанной с ними банковской и торговой буржуазии. В 1854 г. от этой партии откололось «северное крыло». В 30-х гг. на основе партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера -- виги. Впоследствии она распалась, и в 1854 г. была создана Республиканская партия. Вскоре в ней образовалось два течения: правое и либерально-демократическое. 3, В г. между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными был достигнут Миссурийский компромисс, сущность которого сводилась к тому, что впредь рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга. С начала 30-х гг. в США развернулось массовое общенациональное дви- жение аболиционизма -- движение за немедленную отмену рабства. В г. президентом США был избран представитель либерально-де- мократического крыла республиканской партии А. Линкольн -- выходец из простой фермерской семьи, известный аболиционист. В феврале г. рабовладельцы южных штатов объявили - от- деление южных штатов и образование самостоятельного государства, Конфедеративных штатов Америки, в состав которого вошло штатов. Конституция Конфедеративных штатов Америки провозгласила рабство краеугольным камнем всего государственного здания. В апреле 1861г. конфедераты развязали Гражданскую войну. На первом этапе войны (1861 -- 1862 гг.) северяне потерпели ряд тяжелых поражений ввиду плохой вооруженности и обученности армии. Затем их командование направило основное внимание на формирование большой армии и оборонительных сооружений. Перелом наступил летом 1863 г. Боевые действия северян в 1864 -- 1865 гг. носили решительный и маневренный характер. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование. В феврале 1865 г. Конгресс принял Тринадцатую поправку к Конституции,отменявшуюрабство по всейстране. tt. Гражданская война 1861 -- 1865 гг. и последовавший за ней период Реконструкции Юга 1865 -- 1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократических преобразований в стране. На большей части территории США окончательно победил фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве; вся полнота власти перешла в руки буржуазии. Важное значение для правовой и политической системы США имела принятая в 1868 г. Четырнадцатая поправка к Конституции, которая запретила штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США, а также лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. Эта поправка создала юридические условия для освобождения негров и уравнения их в правах с белыми гражданами. Последствием Гражданской войны было усиление президентской власти при А. Линкольне, что оказало влияние на развитие этого института в течение всей дальнейшей истории США. В последней четверти XIX в. страна превратилась из аграрной республики, какой она была в 60-х гг., в мощную индустриальную державу. Произошли изменения во всех сферах жизни общества. Быстрыми темпами росли крупные промышленные города: Нью-Йорк, Чикаго, Питсбург, Кливленд, Детройт. В состав союза было принято новых штатов. Экономический процесс концентрации производства и капитала сопровождался консолидацией политической власти в руках складывавшейся финансовой олигархии, внутри которой играли главную роль представители буржуазии Севера. 
 
Источник: http://bip-ip.com/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyx-stran-konspekt-lekcij/

 

 

 

 

 

 

 

3,Антитрестовское законодательство

 

Становление капиталистической экономики и в целом характерной для Нового времени системы социально-хозяйственных связей в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого вмешательства государства. Вплоть до конца XIX в. это была экономика преимущественно свободной частной инициативы, лишь эпизодически подверженной регулированию государственными законами и правовыми ограничениями.

Отрицательные последствия невмешательства в социально-хозяйственные связи обозначились к концу XIX в., когда предпринимательство в США стало ускоренными темпами монополизироваться. Появление сверхмощных в хозяйственном отношении трестов (затем влиятельных и политически) было одной из особенностей американской системы экономики. Доминирование трестов в общественно значимых отраслях хозяйства приводило к ущемлению интересов среднего и мелкого бизнеса, пренебрежению во имя безграничных прибылей общественными интересами, а все вместе - к росту социальной напряженности.

Это стало побудительным толчком к формированию системы законодательного регулирования экономики, к подчинению основ социально-хозяйственных связей государственному регулированию. Начавшись в конце XIX в., это формирование в основном пришлось на Новейшее время.

Одной из особенностей системы государственного регулирования экономики в США стало раннее появление системы антитрестовского законодательства, принципы которого в свою очередь повлияли на развитие аналогичных норм в праве многих западных стран.

До начала XX в. правовое регулирование социально-хозяйственных связей в США почти полностью было в компетенции отдельных штатов. Законами штатов устанавливались некоторые общие рамки хозяйственной деятельности корпораций. В 1875 г. в штате Нью-Джерси был принят пионерский закон об отмене большинства ранее существовавших ограничений на предельные размеры капитала корпораций, на суммы финансовых займов.

В конце 1870-х - 1890-х гг. большинство штатов приняло аналогичные законы с отменой ограничений размеров капитала свободных корпораций, с разрешениями на большинство видов хозяйственной деятельности, на выпуск акций без обозначения номинала (что было чревато финансовыми спекуляциями).

Полная свобода хозяйственной деятельности корпораций обернулась жестким давлением мощных трестов на иные предприятия и даже на граждан в целях полного подчинения рынка, увеличения цен на услуги и продукцию. Социально значимым это давление стало в сфере железнодорожного транспорта, с которым в США тоща была связана почти вся хозяйственная деятельность. В 1887 г. поэтому был принят первый федеральный закон, которым устанавливался порядок государственного регулирования деятельности междуштатной железнодорожной сети (запрещались сговоры предпринимателей об условиях перевозок, запрещались неожиданные повышения тарифов - об этом следовало предупреждать за 10 дней, согласовав с правительством, и др.).

Наиболее значительным актом по контролю государства за деятельностью хозяйственных монополий стал Закон Шермана (2 июля 1890 г.). Это был первый федеральный закон общего значения, т. е. касавшийся всех отраслей хозяйства. «Монополизация» рассматривалась в законе как отрицательное явление (в продолжение английских традиций «общего права»), как устранение свободной конкуренции. Согласно закону, «всякий договор, соглашение в форме треста или иной, или заговор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранным государством объявляется незаконным».

Такие действия лиц стали впредь считаться уголовными преступлениями и наказуемыми заключением и большими штрафами. Равным образом преступным стало считаться всякое стремление монополизировать торговлю. Ущерб от таких действий мог стать предметом претензии в суде.

На протяжении последующих нескольких лет большинство штатов приняли свои, местные, аналогичные законы; в 15 штатах антитрестовские принципы были даже включены в конституции. Хотя первые опыты судебного применения закона были своеобразными: на основании антитрестовских запретов возбуждались преследования против профсоюзов под предлогом «заговора, направленного к препятствию междуштатной торговле». Верховный суд США отказался распространить требования закона на чисто производственную сферу, ограничив действие сферой сбыта (1897).

Наиболее последовательно государственное регулирование в начале XX в. осуществлялось в сфере железнодорожного транспорта. В 1903г. Верховный суд подтвердил конституционность антитрестовской политики федеральных властей. Программа их действий включала организацию судебных процессов на основании закона 1890 г., законодательное запрещение дифференцированных тарифов и др. Завершающим шагом по этому пути стало принятие закона Хепберна (1906), которым вводились законодательные ограничения на размеры железнодорожных тарифов.

Административный государственный контроль за системой социально-хозяйственных связей был возложен на созданное в 1903 г. Министерство торговли и труда (и на Бюро корпораций - в его составе). Тогда же были приняты первые федеральные законы о государственном контроле за производством продуктов питания и медицинских препаратов (1906). Впервые (не только в США) были приняты законы об охране природных - водных, минеральных - ресурсов.

Обязанности наблюдения за деятельностью корпораций в этих направлениях возлагались на Федеральную промышленную комиссию (1914), которая имела полномочия привлечения корпораций к суду. Одним из образцовых прецедентов было прошедшее несколько ранее (1909) дело правительства против нефтяной компании Рокфеллеров «Стандард Ойл», решением суда по которому компании было предписано предпринять меры к демонополизации.

Завершением в тот период системы антитрестовских мер явился Закон Клэйтона (15 октября 1914 г.). Закон развивал и уточнял прежние нормы закона Шермана, вводя новые понятия о «вредной» и «общественно допустимой» монополизации. Ограничения на крупные корпорации стали конкретнее: запрещались дискриминация в ценах, направленная на установление монопольного господства, связывающие контракты, которыми контрагенту не позволялось заключать соглашения с третьими лицами, вводились ограничения на возможные слияния конкурентов. Помимо прочего, законом изымалась деятельность профсоюзов из-под возможных преследований на основании закона Шермана, устанавливая особое социальное качество человеческого труда - не как рядового товара или услуги.

Первая мировая война в особенности показала изменение регулирующей роли государства для социально-хозяйственной системы даже политических демократий. Однако в силу разных обстоятельств (экономической ситуации, внутренней политической борьбы и др.) дальнейшие законодательные шаги по регулированию экономики были предприняты в США только в 1930-е гг., в период особого обострения социальной обстановки в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг.

 

Шермана закон 1890

Шермана закон 1890        

«антитрестовский закон» в США [автор законопроекта сенатор Дж. Шерман (J. Sherman)]. Принят под давлением антимонополистического движения рабочих и фермеров. Объявлял незаконным всякое объединение в форме треста или в иной форме, а также всякое соглашение, направленное на ограничение торговли. Однако на практике закон не препятствовал ни деятельности старых, ни образованию новых трестов. В 1892--96 из пяти судебных процессов против трестов четыре завершились благоприятным для них исходом. В то же время один из пунктов Ш. з., предусматривавший суд. ответственность за нанесение ущерба имуществу организации или частного лица, был использован для преследования профсоюзов и борьбы с забастовочным движением. С 1890 по март 1897 только Верховный суд вынес двенадцать решений против рабочих союзов.

 

4, Незавершенная революция в Японии 1868 г.

Содержание: 
→ Опубликоваться!

 

Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)

 

Незавершенная революция в Японии 1868 г.

В 1866 г. неурожай и голод вызвали крупные городские восстания, рисовые бунты  в таких важных центрах токугавского господства, как Эдо, Осака, и во многих других городах. Крестьянство и городская беднота выступали под антифеодальными и освободительными лозунгами. Вызывающее поведение иностанцев в японских портах, обстрелы городов иностранными военными судами только усиливали движение против иностранцев.

При всей разрозненности крестьянских восстаний, не достигших еще уровня общенационального движения, их непрерывность, нарастающая стойкость крестьян, антифеодальная направленность привели к тому, что правители страны и каждый даймё жили в постоянном страхе за свою судьбу. Необходимомсть социальных реформ становилась все более очевидной.

Информация о работе История зарубежный стран