Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, реферат
150. Право Англии в XVII -- XIX вв. Источники права. Гражданское право. Семейное право. Наследственное право. Уголовное право и процесс. Особенность Англии -- то, что в ней нет кодифицированного законодательства. Хотя одним из основных источников права в Англии является закон и с XIII в. в Англии было издано множество законов, тем не менее они не сведены в какую-либо систему. Многие старые законы действуют до настоящего времени, но с помощью судов их содержание образом изменилось, а некоторые законы не отменены, но не применяются, так как не соответствуют потребностям жизни
Сочетание иероглифов "кэйхо", переводимое нами на русский язык и самими японцами на английский язык как "Уголовный кодекс", не включает слово "кодекс" (хотэн) и буквально означает "Уголовный закон". Тем же сочетанием "кэйхо" передаются понятия "уголовное право" и "уголовное законодательство", что создает порой трудности для понимания.
По своему положению среди других источников уголовного права УК выполняет роль отраслевого "основного закона". Примерами "основных законов" могут служить Основной закон о мерах против загрязнения окружающей среды, Основной закон о просвещении, Основной закон о защите потребителей. Что касается УК, то он отличается от "основных законов" такого рода не только и не столько тем, что не имеет в своем названии словосочетания "основной закон" (подобно тому, как его нет в названиях ГК, ГПК, УПК), сколько своим содержанием, своей природой: собственно, "основные законы" принимались в послевоенный период и носили скорее программный, нормативный характер, задавали общую направленность последующему текущему законодательству.
Роль УК как "основного закона" выражается в частности, в выполнении Общей частью УК функций Общей части всего уголовного права.
Уголовный кодекс Японии состоит из двух частей: I - "Общие положения" и II - "Преступления" (это традиционная архитектоника большинства уголовных законов мира). Некоторые преступления предусмотрены не УК, а специальными законами (их около 30), а также уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства и нормативными актами местного значения. Нормы об уголовных наказаниях содержат многие акты хозяйственного законодательства, законодательства о выборах на публичные должности, законодательства о дорожно-транспортнам движении, что серьезно осложняет работу органов правосудия, а так же создает большие трудности при восприятии уголовного законодательства населением Японии.
УК не имеет преамбулы или вводной главы. В открывающей его Общей части ("Общие положения") не излагаются ни задачи кодекса или уголовного права, уголовной политики, ни принципы уголовного права. Части и главы УК имеют свои наименования, статьи - нет, однако в сборниках законов обычно статьям присваиваются названия, формулируемые издателем (составителем или редактором, которые берутся в скобки в знак того, что их не было в оригинальном тексте закона) эти названия статей в сборниках разных издательств имеют некоторые различия.
В УК новые статьи законодатель помещает за уже действующими (в таком, например, порядке: ст.96, ст.96-И и т.д.). В ряде случаев статьи внутренне подразделяются на части (абзацы), которые нумеруются, начиная со второй. Статья или ее часть может включать несколько нумеруемых пунктов. При необходимости поместить новые статьи между уже существующими законодатель нумерует новые статьи, идущие, например, за ст.100, так: 100-II, 100-III и т.д.
Общее количество статей в УК Японии 1907 г. по сплошной нумерации-264, фактически действующих статей сейчас - 289 (за счет вносимых ранее в УК (в разные годы) дополнений, изменений и уточнений. Особенная часть (часть вторая "Преступление") включает 210 статей.
В УК не проводится формального деления преступных деяний на какие-либо категории по степени тяжести. Многочисленные главы Особенной части УК не сгруппированы в разделы; их последовательность не всегда логична.
В японской науке в качестве производных называют принципы:
1) вывод лица из-под действия общего уголовного права;
2) запрет приговоров по аналогии;
3) неподсудность на основе обратной силы закона;
4) запрет уголовных кар с абсолютно нефиксированным сроком (Уэмацу Т., Оно С., Накано Ц., Датэ А.).
Системе наказаний посвящена гл.2 УК, в которой: ст.9 перечисляет виды уголовных санкций и делит их на основные и дополнительные; ст.10 ранжирует их по степени тяжести; ст.21, относящаяся к мерам, связанным с лишением свободы, предусматривает, что число дней, проведенных в предварительном заключении, может быть полностью или частично зачтено в срок самого наказания. Основные санкции: смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом или без такового, штраф, уголовный арест, малый штраф; дополнительная - конфискация. Штраф и малый штраф отличаются друг от друга лишь суммой. Эти меры, а также уголовный арест могут сочетаться с другими санкциями. Следует иметь в виду, что лишение или ограничение прав предусмотрены не УК, а рядом иных законов (например, временно лишается избирательных прав нарушитель Закона о выборах на публичные должности). В 1994 г. судами первой инстанции на смертную казнь осуждено - 8 (за убийства - 2, за разбой - 6); лишены свободы: пожизненно - 45 (за убийства - 13, за разбой - 32. Оправдательный приговор вынесен в 0,1 % случаев.
Институту смертной казни посвящена ст.11 0бщей части УК, где, кроме способа (повешение), рассматривается и сугубо процессуальный вопрос о том, что до момента казни приговоренный содержится в тюрьме. УК предусматривает смертную казнь за тринадцать уголовных составов (с 1985 по 1994 гг. - 50 приговоров, в том числе за убийства - 23; разбой, повлекший смерть - 25) - это акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией; поджог жилья и его порча, взрыв взрывоопасного предмета, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу (со смертельным исходом для людей) и опасность для транспорта (с тяжкими последствиями), отравление водопроводной воды (со смертельным исходом для людей); убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием. Лишь ст.81 (сговор с иностранным государством с целью побудить его к вооруженной агрессии против Японии) предусматривает смертную казнь как абсолютную кару, остальные - как альтернативную. Помимо УК эта кара содержится в специальных уголовных законах (о преступной дуэли, о санкциях за нарушения правил контроля над взрывчатыми веществами, о санкциях за насильственный захват воздушных судов и др.). В Японии ожидают исполнения смертного приговора десятками лет (например, Садамичи Хирасава провел в тюрьме 37 лет так и не добившись пересмотра приговора или смягчения наказания и умер в тюремной больнице в возрасте 95 лет). Режим содержания приговоренных к смертной казни жесткий, а исполнение - архаичное (чрез повешение). Отметим, что в Японии за последние 15 лет было приговорено к смертной казни 66 человек, а казнено - 26. В Приморском крае (население меньше в 41 раз) за те же годы к смертной казни было приговорено 105 человек, а казнено 33 человека. В последние годы все больший авторитет и успехи международного движения за отмену смертной казни привели к тому, что от этой архаичной меры наказания полностью или де-факто отказались две трети государств. На этом фоне резко контрастирующим является сохранение практики применения смертной казни в таких индустриально развитых странах, как США и Япония.
Статья 12 УК устанавливает, что лишение свободы с принудительным трудом назначается пожизненно (с 1985 по 1994 гг. - 385 приговоров, в том числе за убийства - 115; разбой, повлекший смерть - 252; изнасилования, повлекшие смерть - 1) или на срок от 1 месяца до 15 лет (в 1994 году на срок более 10 лет, в т. ч. пожизненно - 176 приговоров: за убийства 104, разбой 60, поджог 3). То же - относительно лишения свободы без принудительного труда по ст.13. Согласно ст.14, срок может быть увеличен до 20 лет или сокращен до менее месяца. По ст.16, уголовный арест длится от 1 до 30 дней. В 1994 г. приговоров к лишению свободы вынесено - сроком от 1 до 2 лет 51,5 %, от 6 месяцев до 1 года 17,3%, от 2 до 3 лет 17,3%. Лишенный свободы без принудительного труда может заявить, что желает работать (Закон о тюрьмах, ст.26).
В Общей части УК размер штрафа определен ст.15, размер малого штрафа - ст.17, по ст.18 не уплатившие содержатся в работном доме (до трех лет). Распространенность этой санкции имеет несколько причин. Во-первых, суды учитывают, что за не слишком тяжкие действия лучше прибегнуть к ней, чем лишать свободы на краткий срок, ибо последнее в таких случаях приносит скорее отрицательный эффект. Во-вторых, чтобы взыскать штраф, не нужно больших усилий и расходов. В-третьих, таким путем возможно пополнять государственный бюджет. В-четвертых, этой санкции может быть подвергнуто не только физическое, но и юридическое лицо. Институт штрафа и малого штрафа критикуют, главным образом, в связи с неравным экономическим бременем, которое ложится на лиц с разным достатком (ученые предлагают ввести известный на Западе институт "штрафодней").
Глава 5 УК посвящена условно-досрочному освобождению из тюрьмы. Оно возможно, если осужденный отбыл треть своего срока или 10 лет при бессрочном приговоре, явно исправился, положительно характеризуется администрацией, не несет угрозы возврата к преступной жизни, получил согласие локального общества и т.п. Первые два условия предусмотрены УК, остальные исследует комиссия реабилитационной защиты, которая и решает вопрос, поднятый в каждом случае тюремной администрацией. Институт защитного надзора специфически японский термин, означающий пробацию (условное осуждение), и пероул (условно-досрочное освобождение). В настоящее время УК и иное законодательство предусматривают такой надзор:
1) за условно осужденными;
2) за условно-досрочно освобожденными из тюрем;
3) за несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными из исправительных школ;
4) за несовершеннолетними в порядке "мер защиты";
5) за проститутками, условно-досрочно освобожденными из воспитательных домов для женщин. Общая идея состоит в ресоциализации поднадзорных путем руководства ими, контроля, защиты и помощи без изоляции от общества. Одна из активно преследуемых целей - профилактика преступности. Службы этого института входят в систему министерства юстиции, состоят из комиссий реабилитационной защиты и подчиненных им пунктов защитного надзора. Практическую деятельность осуществляют штатные (около 900 человек по стране) и добровольные сотрудники (около 50 тыс. человек, частично оплачиваемые государством). Поднадзорные обязаны подчиняться предписаниям о месте и образе жизни, о связях и т.п., общаться с работниками службы, выполнять их рекомендации и т.п. Для условно осужденных период защитного надзора равен сроку приговора, для условно-досрочно освобожденных - неотбытой его части.
Меры безопасности характеризуются в литературе как защитные, воспитательные, исправительные, лечебные и т.п., которые дополняют или заменяют уголовные санкции с целью предотвращения социальной опасности. По другому источнику это меры, состоящие в том, что преступника или лицо со свойствами, говорящими о возможности с его стороны преступного акта, изолируют от общества, исправляют, обучают профессии. Результат оценивается как "уголовно-правовой эффект, достигаемый помимо уголовных наказаний". Законодательство предусматривает: для несовершеннолетних (преступников и "с преступными наклонностями") - исправительную школу, пункт защитного надзора, воспитательное учреждение и т.п., куда направляет семейный суд, решивший, на основе данных классификационного пункта и других материалов, что к лицу нужно применить меру безопасности; для женщин, нарушивших Закон о предотвращении проституции и осужденных условно, - воспитательный лом; для условно осужденных - пункт защитного надзора, который контролирует их, помогает им с трудоустройством, лечением и жильем (Закон о защитном надзоре за лицами, осужденными с отсрочкой исполнения наказания; Закон о предупреждении преступности и реабилитации преступников); для лиц, освобожденных из тюрем - восьмимесячную реабилитационную защиту, которая должна предупредить рецидив и состоит в помощи с устройством на жительство, в профилактике среды и т.п. (Закон о срочной реабилитационной защите); для психически аномальных лиц - соответствующую лечебницу (Закон о психической гигиене).
С целью воздействия на преступную мотивацию в зависимости от тяжести и опасности деяния дифференцируется не только строгость, но и вид наказания: например, по ст.107 (беспорядки) за воспрепятствование троекратному требованию должностного лица о роспуске толпы, собравшейся употребить насилие - главари караются каторгой или тюремным заключением на срок до трех лет, а остальные лица - денежным штрафом. Японское законодательство не выделяет категорию организованной преступности (Цунэо Инако, Маэно Икудзо, Корчагин А.), однако усиливает репрессию по отношению к рецидивной преступности. В результате частичной реформы УК наказания за ряд уголовных деяний были ужесточены, например, за должностные преступления: ст. 193 (Злоупотребление властью (должностными полномочиями) служащим государственного и общественного учреждения) - каторга или тюремное заключение на срок до двух лет (ранее, до реформы УК - "до 6 месяцев"), ст. 194 (Злоупотребление властью (должностными полномочиями) специальным служащим государственного и общественного учреждения (лица, осуществляющего судейские, прокурорские или полицейские полномочия или действующего при этом в качестве помощника) путем злоупотребления присвоенной ему по должности властью задержало какое-либо лицо или держало его под стражей - каторга или тюремное заключение на срок от 6 месяцев до десяти лет (ранее - "до 7 лет"), ст. 195 (Насилие и жестокое (оскорбительное) обращение специальным служащим государственного и общественного учреждения), ч.2 - каторга или тюремное заключение на срок до семи лет (ранее - "до 3 лет").
В японском законодательстве вопрос об установлении минимального предела возраста наступления уголовной ответственности решается так, что Закон о несовершеннолетних корректирует положение Общей части УК, согласно которому уголовно-ответственный возраст наступает в четырнадцать лет. По Закону о несовершеннолетних не допускается применение уголовных мер к лицам, не достигшим шестнадцати лет, а к лицам в возрасте от шестнадцати до двадцати лет (возраст совершеннолетия) уголовные меры могут применяться лишь за преступления, наказуемые лишением свободы с принудительным трудом или без него (Закон о несовершеннолетних, ст. 20). Вопрос о привлечении или непривлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности может решать только семейный суд.
Японское уголовное законодательство не предусматривает уголовную ответственность юридических лиц, хотя в теории уголовного права в Японии этот вопрос решается противоречиво. Японский специалист Такэхико Сонэ, характеризуя преступления, совершаемые юридическими лицами, наказания юридических лиц и положения о двойном наказании организованной преступности, обращает внимание на два обстоятельства.
Во-первых. - в условиях, когда хозяйственная деятельность осуществляется предприятиями, которые являются организациями
юридическими лицами, и в качестве субъектов многих хозяйственных преступлений фактически выступают юридические лица, требуется усилить их ответственность и расширить круг применяемых к ним наказаний. Сегодня в Японии в спорах о том, может ли юридическое лицо быть субъектом преступления, преобладает точка зрения, признающая такую возможность.
Что же касается формы наказания юридического лица, то применяются положения о двойном наказании: само предприятие-хозяйственник (юридическое лицо) подвергается наказанию наряду с реально совершивший преступление представителем хозяйственника, то есть его работником.
Во вторых, предприятия - юридические лица тоже являются одним из видов организаций, но то, что изначально называют организованной преступностью (organized crime), означает преступления, совершаемые незаконными организациями, такими, как преступные сообщества. Or них отличаются противоправные деяния, проистекающие из организованной деятельности, которая осуществляется легальными организациями для достижения корпоративной цели. Эти деяния получили название "организационная (корпоративная) преступность" (organizational crime). В современной Японии оба явления тесно связаны между собой, поскольку, во-первых, часто бывает так, что противоправная деятельность осуществляется в тесной связи с преступными группировками; во-вторых, сами группировки нередко преобразовываются в предприятия.