Экономика зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:39, контрольная работа

Краткое описание

В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в отдельных регионах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться.

Файлы: 1 файл

контрольная зарубежка.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Введение 

     В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными  процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в  отдельных регионах, исчерпанием  и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться.

       С одной стороны, энергетика  проникает во все сферы жизни  общества и является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития каждого государства. Наличие и доступность энергетических ресурсов, обеспечение их эффективного использования и бесперебойных поставок в современном мире становятся главными факторами мирового прогресса, снижения бедности, повышения благосостояния, культурного и духовного развития населения. Устойчивое энергоснабжение представляет собой одно из важнейших условий международной стабильности. С другой стороны, развитие энергетики приводит к негативному воздействию на окружающую природную среду. Современная энергетика в основном базируется на использовании ископаемого топлива, которое составляет около 90% в структуре мирового потребления первичной энергии. Сложившиеся в последние годы тенденции развития отношений в этой сфере с опорой на добычу, транспортировку и сжигание углеводородного топлива - нефти и газа - не вполне отвечают современным вызовам и стоящим перед международным сообществом задачам и, как следствие, должны вызвать обоснованную тревогу за судьбу нынешнего и будущих поколений. Неконтролируемое производство и потребление сырьевых ресурсов становится глобальным. Это значительно усиливает давление на ресурсный потенциал планеты и создает угрозу устойчивому развитию человечества. Нужно готовиться к тому, что сырьевые ресурсы иссякнут. Так что необходимо экономить. Для этого в развитых странах нужно бороться с перепотреблением, в развивающихся - с неэффективным использованием ресурсов.

     Необходимость надежной и стабильной обеспеченности энергоресурсами выводят проблему энергетической безопасности в число наиболее важных проблем, стоящих перед международным сообществом. Хотя проблема энергетической безопасности возникла еще в середине 70-х годов прошлого века, мировое сообщество до начала XXI века не смогло выработать общих подходов в ее решении и достичь коллективных договоренностей. Лишь в середине 2006 г. на саммите глав государств «Группы восьми» в Санкт-Петербурге по инициативе Российской Федерации был сделан шаг на пути к диалогу между всеми заинтересованными в обеспечении энергетической безопасности странами. Тогда было подчеркнуто, что устойчивое развитие государств во многом зависит от надежного доступа к энергии и что обеспечение энергетической безопасности представляет собой всеобъемлющую задачу государств.

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Содержание                                                             стр.

Введение……………………………………………………………………………....2

  1. Международные аспекты энергетической политики США…………….....5
  2. Приоритеты энергетической политики Европейского союза………….....8
  3. Особенности энергетической политики крупнейших стран ЕС………....11
  4. Проблемы энергетической безопасности во внешней политики

    Японии………………………………………………………………………....15

Заключение…………………………………………………………………………...18

Список использованных источников……………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международные  аспекты энергетической политики  США 

      В настоящее время внешняя энергетическая политика занимает одно из центральных мест в системе внешнеполитических действий США на мировой арене, что объективно несет с собой новые виды осложнений во взаимоотношениях с Россией (в районе Кавказа и Средней Азии). Повышение роли внешней энергетической политики связано с тем, что США являются крупнейшим потребителем энергетических ресурсов, а после распада СССР - и крупнейшим их производителем. Во второй половине 1990-х годов уровень потребления первичных энергетических ресурсов в США превысил 2100 млн. т нефтяного эквивалента (т.н.э.), что составило около 24% мирового уровня. В то же время уровень внутренней добычи первичных энергетических ресурсов достигал 1650-1700 млн. т.н.э., или около 19% мирового(2). Энергоемкость экономики США составляет 0,42 т.н.э. на 1000 долл. ВВП (к концу века ВВП США достиг уровня 9 трлн. долл. в текущих ценах). США в отличие от большинства других промышленно развитых стран обладают крупными запасами энергетического сырья (2,9% мировых запасов нефти, 3,3% газа, 23% угля), однако их не хватает для устойчивого развития американской экономики и обеспечения высокого уровня потребления американского населения в долгосрочной перспективе.

     Цели внешней энергетической политики США вытекают из Национальной энергетической стратегии. В качестве основного направления деятельности в рамках внешней энергетической политики стратегия декларирует повышение энергетической безопасности США наряду с укреплением и совершенствованием системы глобальной энергетической безопасности, развитием мировых энергетических рынков, а также решением экологических проблем мировой энергетики. Речь в первую очередь идет о предотвращении перебоев в поставках энергоресурсов и резких колебаний мировых цен на энергоносители, а также о сохранении своих собственных запасов энергоресурсов, в основном нефти. В стратегии большое внимание уделяется изучению и контролю состояния мирового рынка энергоресурсов, услуг, технологий и инвестиций в топливно-энергетические отрасли. 
 Приоритетными для США являются отношения со странами, обладающими крупными запасами энергоресурсов, в первую очередь со странами Персидского залива, а также Латинской Америки. Большое внимание уделяется развитию энергетического сотрудничества с Россией и другими странами Каспийского региона. В отношении последних особый упор делается на содействие рыночным преобразованиям, что также укрепляет позиции американских компаний в этих странах. Каспийский регион наряду с Персидским заливом официально трактуется госдепартаментом США в качестве сферы "жизненно важных интересов" Америки, затрагивающих национальную безопасность страны. Это мотивируется не только стремлением обеспечить свою энергетическую безопасность - очевидно также намерение США контролировать одновременно доступ к каспийским и персидским углеводородам и путям их транспортировки с целью усиления своего геополитического и экономического положения в мире после окончания холодной войны и распада СССР, а также влияния на конъюнктуру мирового рынка углеводородов.

     В рамках региональных направлений внешней энергетической политики США приоритет отдается сотрудничеству в созданной в 1994 г. Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), в которую вошли США, Канада и Мексика. В договоре об учреждении НАФТА имеется специальная "энергетическая" глава, которая определяет принципы взаимоотношений в области энергетики, включая торгово-экономические и финансово-инвестиционные вопросы, а также в сфере энергетической безопасности. Основной интерес США к энергетическому сотрудничеству в рамках НАФТА - это формирование внутреннего североамериканского энергетического рынка, на котором ведущую роль играют компании США. 
 В Латинской Америке энергетические интересы США связаны в первую очередь с обеспечением надежных поставок энергоресурсов, а также укреплением позиций американских компаний в регионе. Развивается сотрудничество США на двусторонней основе и в рамках ОАГ, объединяющей страны Северной и Латинской Америки. Большие надежды возлагаются на развитие сотрудничества с основными экономическими группировками стран латиноамери- канского региона по линии НАФТА.

      В отношениях с основными нефтедобывающими странами Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока США проводят дифференцированную политику. Основные партнеры США - это Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. В последнее время активизировались связи с Алжиром. В отношениях с

"опальными" государствами (Ливия, Ирак, Иран) проводится жесткая политика санкций, в том числе с использованием возможностей США в ООН.

      Каспийское направление является приоритетным в американской внешней политике. Каспийский регион, в который США включают не только непосредственно прикаспийские страны, но и Грузию и Армению, а также Узбекистан и другие среднеазиатские республики, привлек внимание США сразу после распада СССР, поскольку в условиях появления независимых государств усилилось его геополитическое значение на пересечении коммуникаций между Европой, Азией и зоной Персидского залива.

      Россия и другие страны СНГ занимают важное место во внешней энергетической политике США. В российско-американских отношениях энергетический фактор так или иначе присутствует на всех уровнях и входит в повестку дня многих переговоров. Основной интерес США при этом заключается в обеспечении американским компаниям доступа к нефтегазовым месторождениям России на приемлемых условиях и при соответствующей защите инвестиций. Энергетическая проблематика занимает видное место в Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, в рамках которой действует комитет по энергетической политике, а также рабочая группа по нефти и газу.

      Оценивая российские интересы в отношениях двустороннего энергетического сотрудничества, необходимо отметить, что Россия рассматривает США прежде всего в качестве огромного потенциального инвестора в российский ТЭК. 

2. Приоритеты  энергетической политики  Европейского  союза 

      Вопросы энергетики были одним из ключевых факторов создания Европейского союза. Энергетическая политика носит определяющий характер, так как именно посредством её создаются необходимые для существования любого промышленного производства предпосылки. В последние годы по мере усиления интеграционных процессов в рамках Евросоюза наблюдается заметная активизация усилий по разработке и реализации единой энергетической политики как внутри ЕС, так и в отношении стран не входящих в это объединение, и международных организациях.

      Европейская Комиссия представила свою новую  стратегию для конкурентной, устойчивой и безопасной энергетики. Доклад "Энергия 2020" определяет приоритеты в энергетике на ближайшие десять лет и устанавливает меры, которые необходимо принять для решения проблем сохранения энергии, достижения рынка с конкурентоспособными вознаграждениями и безопасными поставками, стимулирование технологического лидерства и эффективное ведение переговоров с международными партнерами.

      Еврокомиссия  обозначила конкретные ориентиры европейской энергетической политики, выделив в ней два направления.

1. Международной  (глобальной) целью ЕС в международных переговорах является 30%-ное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, осуществляемых развитыми странами, к 2020 г. по сравнению с 1990 г. Кроме того, к 2050 г. мировая эмиссия парниковых газов должна быть снижена до 50% по сравнению с 1990 г., предполагая, что индустриально развитые страны снизят выбросы на 60-80%.

2. Внутриполитическое  «ЕС уже сейчас берет на  себя обязательство в любом  случае сократить к 2020 г. выбросы  парниковых газов в атмосферу  на 20% по сравнению с 1990 г.».

      Еврокомиссия  также  определила 5 приоритетов. Среди определенных Комиссией приоритетов - энергосбережение, интеграция инфраструктуры европейского рынка, определение единой внешней энергетической политики, развитие технологий и защита прав потребителей.

      В области энергосбережения Еврокомиссия предлагает сосредоточить внимание на двух наибольших потребителях энергоресурсов: транспорте и жилом секторе. При этом Еврокомиссия планирует предложить конкретные финансовые механизмы для реконструкции жилищного сектора и проведения энергосберегающих мероприятий.

      В области объединения инфраструктуры Еврокомиссия считает, что до 2015 года ни одна страна-член ЕС не должна остаться изолированной. При этом в течение ближайших 10 лет инвестиции в инфраструктуру могут достичь 1 трлн. евро.

     Для ускорения реализации инфраструктурных проектов Еврокомиссия предлагает упростить процедуру и сократить время выдачи разрешений, перейдя на режим «единого окна».

     В коммюнике также содержится предложение  координировать энергетическую политику стран-членов ЕС в отношениях с третьими странами, а особенно в отношениях с ключевыми партнерами.

     При этом в рамках Европейской политики соседства Комиссия считает возможным  расширить соглашение об Энергетическом сообществе для обеспечения большей  интеграции стран-соседей, желающих участвовать  в европейском энергетическом рынке.

Информация о работе Экономика зарубежных стран