Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:39, контрольная работа
В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в отдельных регионах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться.
Кроме
того, в коммюнике содержатся предложения
по расширению научных исследований
в области энергосбережения, а
также по усилению защиты прав потребителей
и более прозрачному
Он представляет собой список приоритетных коридоров транспортировки газа, нефти и электроэнергии в Евросоюзе.
В области электроэнергии Еврокомиссия приоритетными назвала такие транспортные коридоры, как энергосистемы в открытом море, построенные в северных морях, и их сообщение сетями с Центральной и Северной Европы. Это предполагает преобразование ветряной энергии в электрическую на электростанциях, размещенных на плавучих или стационарных платформах в море.
В качестве приоритетов названо также создание дополнительного сообщения с Юго-Западной Европой, нацеленное на транспортировку электроэнергии, производимой ветряными, солнечными и гидроэлектростанциями.
Очередным
приоритетом считается
Если приведенные приоритеты нацелены на использование возобновляемых источников электроэнергии, то последующий одновременно решает и политическую задачу, заключающуюся в переводе энергосистем бывшего восточного блока на европейские нормы и требования по их эксплуатации. Тем самым устанавливается граница даже между энергосистемами ЕС и Россией.
Следует отметить, что электроэнергия, вырабатываемая из возобновляемых источников, обладает малой плотностью при высокой стоимости, вследствие чего во многих странах цены на нее дотируются из средств бюджета.
В
газовом секторе приоритетом
назван так называемый «Южный коридор»,
нацеленный на поставки газа из региона
Каспийского моря на Европейский рынок.
Он должен решить задачу диверсификацию
поставок газа в страны ЕС в обход России.
Безусловно, главная роль здесь отводится
проекту «Набукко», который должен быть
готов к 2017 году, то есть моменту начала
промышленной добычи газа в рамках Стадии
- II проекта «Шах - Дениз». По необъяснимым
причинам ЕС считает Азербайджан основным
поставщиком сырья в газопровод «Набукко»,
хотя руководство республики однозначных
гарантий на этот счет не давало.
3. Особенности энергетической политики крупнейших стран ЕС
Франция.
За последние пятьдесят лет в стране была произведена радикальная модернизация энергетической сферы, когда страна, использующая в качестве основного энергоносителя уголь, перешла на нефть и газ, затем – на ядерную энергетику, которая, совместно с параллельным развитием возобновляемых источников топлива, на сегодня является основным сектором отрасли. Улучшение положения в области энергетики связано главным образом с увеличением выработки электроэнергии на атомных электростанциях, благодаря чему Франция сегодня занимает второе место в мире по производству энергии этого вида, уступая лишь США. Франция остается крайне зависимой от углеводородных энергоносителей. Добыча нефти на месторождениях в Ландах и Бри в 2002 году достигла всего лишь 1,6 млн. т, в то время как импорт достигает 72,4 млн. т сырой нефти. Кроме того, в страну ввозится 25 млн. т нефтепродуктов. Зависимость Франции от поставок природного газа является практически полной (96% в 2001 году ). Производство электроэнергии во Франции увеличилось за 47 лет более чем в 10 раз: в 2010 году оно составило 533 ТВт-ч (тераватт-часов) против 50 ТВт-ч в 1955 году. Оно покрывает, таким образом, свыше 40% всех энергетических потребностей страны. Компания "Электриситэ де Франс" (ЭДФ) стала одной из крупнейших компаний в мире по производству электроэнергии. В 2002 году она поставила за рубеж свыше 94 млрд. кВт-ч (киловатт-часов). На сегодняшний день энергия, вырабатываемая на ядерных электростанциях, составляет 78% всего производства электроэнергии в стране. Традиционные теплоэлектростанции обеспечивают лишь 10% всего производства электроэнергии в стране. Гидроэлектростанции вырабатывают 12% всей электроэнергии против 55,7% в 1960 году. Уголь составляет всего 4,6% энергопотребления страны против 15,5% в 1973 году. Достигнув предельного уровня в 60 млн. т в 1958 году, добыча угля стала неуклонно снижаться и в 2002 году достигла 2,1 млн. т, к которым следует добавить 12 тыс. т бурого угля. Все шахты закроются к 2005 году. Что касается возобновляемых видов энергии, то в этой области у Франции есть ряд преимуществ: значительные гидроэнергетические ресурсы, одно из первых мест в Европе по запасам леса, очень хорошие возможности в области использования ветровой энергии, обширные районы, в частности в заморских департаментах, где производство некоторых возобновляемых видов энергии обходится дешевле, чем производство электроэнергии, а также признанные технологии в области фотогальванического и термического использования солнечной энергии. Франция, на которую приходится 20% европейского производства возобновляемых видов энергии, стоит по этому показателю на первом месте в Европе, опережая Швецию и Италию. Возобновляемые виды энергии обеспечивают 12% энергопотребления страны, являются полноценной составляющей энергетической политики Франции и в дальнейшем будут развиваться.
Федеративная Республика Германия.
ФРГ занимает 5-е место в мире по объёмам суммарного энергопотребления, но не обладает достаточным количеством собственных сырьевых ресурсов и сильнее многих европейских стран зависит от импорта энергоносителей. В настоящее время эта зависимость составляет около 60% (по нефти – 97%, по газу – 81%), что значительно выше среднеевропейского уровня . Учитывая традиционно промышленный профиль германской экономики, проблема рационального использования энергии всегда достаточно остро стояла перед страной.
В соответствии с рекомендациями экспертной группы в 1976 г. впервые был принят федеральный закон об экономии энергии. Он предусматривал, в частности, активное участие государства в формировании тарифов на использование энергии, регламентирование технико-экономических условий производства с помощью государственной технологической политики, прямое установление технических стандартов и норм при производстве, эксплуатации оборудования и продаже товаров, широкий набор финансовых и налоговых стимулов, способствующих росту заинтересованности производителей и потребителей в экономии энергии. Взятый тогда курс на энергосбережение превратился в долгосрочную стратегическую линию энергетической политики ФРГ и вплоть до сегодняшнего дня является одним из важнейших направлений государственной активности в этой сфере. За последние 15 лет энергоёмкость единицы условного ВВП уменьшилась в ФРГ на 22%, и по этому показателю Германия входит в число мировых лидеров. Однако рост цен на энергоносители и повышенные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу, взятые на себя ФРГ в рамках Киотского протокола, заставляют германское правительство предпринимать дополнительные усилия на этом направлении.
Главным координатором многочисленных программ и проектов в сфере энергосбережения стало созданное в 2000 г. Немецкое энергетическое агентство (DENA). Его учредителем является федеральное правительство в лице Министерства экономики, Министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства и Министерства охраны окружающей среды.
В целом для проведения эффективной политики в области энергосбережения в ФРГ сегодня создана широкая и детализированная правовая база; дееспособный механизм её реализации в форме целевых программ, стимулирующих экономию энергоресурсов и развитие эффективного энергоменеджмента; чёткое разграничение компетенции государственных и регулирующих органов.
Великобритания.
Вклад британской энергетики в валовой внутренний продукт страны (ВВП) в 2010 г. составил 4,8%. Инвестиции в отрасль достигли 8,6% от общего объема капитальных вложений в стране или 43,3% от общего объема инвестиций в промышленность. Расходы отрасли на НИОКР составили 2,5% от всех расходов частных предприятий на НИОКР. Непосредственно в отрасли были заняты 137 800 человек, а занятость еще 260 000 человек в той или иной степени была связана с обслуживанием энергетики. Стоимость потребленной в стране энергии в 2006 г. оценивалась в 130,73 млрд фунтов стерлингов, причем 28,73 млрд составила стоимость энергии, потребленной внутри отрасли.
Исторически страна делала упор на собственные запасы угля, ядерную энергию и добычу природного газа на оффшорных месторождениях. Теперь этих источников стало недостаточно, и страна уже стала чистым импортером энергоносителей.
Общее производство энергии в период с 1980-го по 2000 год росло быстрыми темпами главным образом благодаря росту добычи нефти и природного газа, а затем начало снижаться и в 2007 г. сократилось на 11,7% по сравнению с 1980 г. В 2007 г. потребление первичных источников энергии по сравнению с 2006 г. сократилось на 2,7%. При этом с 1980 г. потребление природного газа и электричества возросло значительно, в то время как потребление нефти и угля сократилось.
По прогнозам добыча угля в стране к 2020 г. должна сократиться до 13 млн т, а импорт составит 35 млн т. Однако в условиях резкого подорожания нефти, газа и угля меняется не только политика правительства в отношении отрасли, но и подход частных инвесторов, которые уже начали рассматривать планы увеличения добычи угля и строительства новых угольных электростанций.
Природный газ, до сих пор занимающий второе место после нефти в удовлетворении энергетических потребностей нации, в дальнейшем будет играть менее важную роль из-за неуклонного снижения объемов его добычи. Инвестиции в расширение трубопроводной сети и подземных хранилищ (для увеличения использования импортного газа) в последнее время тормозятся надуманными опасениями роста зависимости от поставок из России.
Доля возобновляемых источников в производстве электроэнергии 10% (и до 20% — к 2020 г.)В 2007 г. 82% возобновляемых источников энергии пришлось на биомассу, остальной объем произведен на крупных гидро- и ветростанциях. Впервые в истории на «ветряках» было произведено больше электроэнергии (8,8%) чем на гидростанциях (7,6%). В то же время британские меры, в отличие от мер, принятых в Германии и Японии, дали пока значительно меньший эффект в использовании солнечной энергии для производства электричества.
Япония занимает четвертое место в мире после США, России и Китая по объемам потребления энергетических ресурсов. Уровень ресурсно-сырьевой обеспеченности за счет внутренних источников очень низкий. Более 81% потребляемых в стране энергетических ресурсов импортируется.
Энергетическая политика Японии обусловлена соображениями энергетической безопасности и необходимостью свести к минимуму имеющуюся зависимость от импорта.
С целью повышения энергетической безопасности страны, Япония в последние годы все больше ориентируется на атомную энергетику. Одновременно планируется снизить потребление нефти для целей генерации и повысить, несмотря на относительно высокую стоимость, долю природного газа.
Япония продолжает сотрудничать во внешней политике с США, как с главным стратегическим партнером. Министр иностранных дел К.Окада выделил три аспекта внешней политики: понимание реальности внутри страны, выбор верного политического курса, разговор с партнерами на понятном им языке. Стратегическим партнером Японии является США, что увеличивает обороноспособность страны. Уже прошло 50 лет с тех пор, как был заключен договор между США и Японией и взаимном сотрудничестве и обороне. Это соглашение обеспечивает безопасность не только Японии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя базы США на Окенаве и будут свернуты, но правительство Японии уже ведет переговоры о месте, куда они будут перенесены. Также был проведен ряд переговоров с США по таким странам как Северная Корея, Афганистан, Иран, Мьянма.
Япония будет и дальше продолжать диалог со странами Азиатско-Тихоокеанского региона с целью экономического развития региона. Япония привлечет финансирование, технологии для развития Азии. Япония будет продолжать добрососедскую политику с Южной Кореей. Что касается Китая, то Япония будет искать пути для взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. Диалог будет вестись по проблеме ресурсов Восточно-китайского моря и по охране окружающей среды в регионе. Япония будет продолжать сотрудничество с АСЕАН. Приоритетными направлениями являются Вьетнам и Индонезия, последняя как страна способствующая распространению демократии. Япония будет налаживать отношения с Мьянмой. Австралия является стратегическим партнером в АТР, поэтому Япония будет укреплять отношения со страной в области безопасности и экономики. Индия также – приоритетное направление в области экономики, инвестиции, строительства совместных проектов. В конце 2009 года было заключено Стратегическое глобальное партнерство между двумя странами. Япония продолжит сотрудничество с ОПЕК, как главного энергетического партнера. Между Россией и Японией все еще остаются разногласия по Северным территориям, но Япония будет продолжать политический и экономический диалог с Россий. Япония будет продолжать переговоры по проблеме Северной Корее в рамках 6-сторонней комиссии. Европа является важным партнером т.к. разделяет главные ценности с Японией. Также будет налаживать сотрудничество с Латинской Америкой, а именно с Бразилией и Мексикой. Япония придерживается политики США в таких странах как Афганистан, Пакистан и Иран, но будет дипломатическим путем решать проблемы ядерного оружия и оружия массового уничтожения.