Сертификация и стандартизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

В процессе информационного взаимодействия всегда существует два партнёра: источник и потребитель информации. Во взаимодействии между ними рождается информация. В зависимости от области знаний различают: научную, пакетную, техническую и другие виды информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
2. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 16

Файлы: 1 файл

сертификация и стандартизацияdoc.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

  1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ                                                  4

  1. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ                                                                        12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ          16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений  необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Цель работы – изучить сертификацию товаров и услуг, а так же законодательство о стандартизации и сертификации товаров и услуг

Задачи работы:

- рассмотреть стандартизацию товаров и услуг;

- охарактеризовать основы сертификации.

 

 

 

 

 

1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

В России наиболее распространенным объектом стандартизации является продукция. Однако за рубежом широко применяется  и стандартизация услуг. Это связано  с опережающим развитием торговли услугами. Лидируют в международной  торговле услуги туризма и транспортных перевозок, далее следуют правительственные услуги, банковские, страхование валютных рисков и консультационная деятельность, лицензионные, информационные, инжиниринговые, лизинговые, франчайзинговые услуги, услуги образования и здравоохранения. Вышеприведенные примеры показывают актуальность стандартизации услуг.

В последние годы процесс  стандартизации услуг активизируется и в нашей стране. С 1992г. услуги стали объектом Государственной  системы стандартизации. До этого  требования к качеству услуг устанавливали нормативные правовые акты, ведомственные и производственные документы.

Принятый впервые в нашей стране Закон РФ «О стандартизации» (1993г.) устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

  1. Основы стандартизации

Важным элементом в  системах управления качеством изделий  является стандартизация.

Стандартизация −  это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как  обязательных для выполнения, так  и рекомендуемых, обеспечивающая право  потребителя на приобретение услуг  надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. [7, C.58]

Цель стандартизации − достижение оптимальной степени  упорядочения в той или иной области  посредством широкого и многократного  использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие.

Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся: разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества. А также качество услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, экономии всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов, связанная с предотвращением возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций и т.д.

Узкие (конкретные) цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, сфере услуг в целом, тому или иному предприятию в отдельности, конкретной услуге и т.д.

Стандартизация связана  с такими понятиями, как объект (предмет) стандартизации и область стандартизации.

Объект стандартизации − услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Область стандартизации − совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации (гостиничная индустрия является областью стандартизации, а объектами стандартизации могут быть конкретные гостиничные услуги: услуги по оформлению и размещению гостей, услуги горничной по уборке номеров, услуги питания и т.д.).

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона  мира принимают стандарт. В зависимости  от уровня, на котором осуществляется стандартизация, различают:

  • международную стандартизацию - деятельность, открытую для соответствующих органов любой страны;
  • региональную стандартизацию - деятельность, открытую только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира;
  • национальную стандартизацию - стандартизацию в одном конкретном государстве (может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, объединений, предприятий);
  • административно-территориальную стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.).

Международная и региональная стандартизация осуществляется специалистами  стран, представленных в соответствующих международных и региональных организациях.

В Законе «О стандартизации» определен перечень основных нормативных документов по стандартизации:  государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;  общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ; стандарты отраслей - ОСТ; стандарты предприятий - СТП;  стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

К нормативным документам отнесены также применяемые в установленном порядке международные (региональные, международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

По существующим нормам стандартизации стандарты периодически

пересматриваются для  внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой «признанные технические правила». В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Это стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.

Стандарт − это  нормативно-технический документ, устанавливающий  основные требования к качеству продукции (общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов). [5, C.18]

Немаловажная роль в  управлении качеством принадлежит техническим условиям.

Технические условия  – это нормативно-технический  документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон.

Возможные виды стандартов:

  • основополагающий стандарт имеет широкую область распространения или содержит общие положения для определенной области (применяется непосредственно в качестве стандарта и служит основой для других стандартов);
  • терминологический стандарт распространяется на термины, к которым, как правило, даются определения, а в некоторых случаях − примечания, иллюстрации и т.д. (например, гостиничная услуга, услуга общественного питания, гостиница, ресторан, кафе, бар и т.д.);
  • стандарт методов испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ним действий;
  • стандарт на услугу, процесс, продукцию устанавливает требования, которым должны удовлетворять услуга, процесс, продукция, с тем, чтобы обеспечить их соответствие назначению;
  • стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения;
  • стандарт с открытыми значениями (содержит перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации услуги или процесса).

Категории и виды стандартов.

В России установлены  следующие категории нормативно-технической  документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

  • государственные стандарты (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • республиканские стандарты (РСТ);
  • стандарты предприятий (СТП);
  • стандарты общественных объединений (СТО);
  • технические условия (ТУ);
  • международные стандарты (ИСО/МЭК)
  • региональные стандарты;
  • межгосударственные стандарты;
  • национальные стандарты.

Свод правил − документ, рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, обслуживания, эксплуатации.

Регламент − документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

В зависимости от поставленных целей  и решаемых задач используют различные  методы стандартизации:

  • систематизация (распределение предметов исследования в определенном порядке или последовательности, образующее систему, удобную для использования);
  • классификация (группирование по определенным правилам объектов или групп объектов); присвоение им кодов, позволяющее заменить несколькими знаками (или символами) наименования этих объектов);
  • кодирование (присвоение им кодов, позволяющее заменить несколькими знаками (или символами) наименования объектов);
  • типизация (разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий сборочных единиц и деталей);
  • унификация (основной метод стандартизации) − выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.

Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов  общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.

Орган, деятельность которого в области  Стандартизации общепризнана на международном, федеральном или региональном уровне, называется органом занимающимся Стандартизацией.

Национальными органами по Стандартизации РФ являются Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт  России), который осуществляет гос. управление Стандартизацией в стране, формирует и реализует гос. политику в области Стандартизации, технические комитеты по стандартизации.

В нашей стране сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), в которую  включены пять основных стандартов:

  • ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
  • ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.
  • ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.
  • ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения.
  • ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Информация о работе Сертификация и стандартизация