Выбор и оценка стратегии позиции фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть пути достижения своих целей и выполнения миссии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса как? – Как достичь целей? Как устранить конкурентов? Как достичь преимущество в конкурентной борьбе? Как усилить долгосрочные позиции фирмы на рынке? Как сделать управленческое стратегическое видение реальностью?

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Стратегическое планирование. Определение миссии и целей организации……………………………………………………………………… 6
1.1 Понятие стратегии планирования…………………………………………...6
1.2 Миссия и цели организации………………………………………………..11
Глава 2. Анализ среды организации………………………………………. 17
Макроокружение…………………………………………………………18
Непосредственное окружение…………………………………………...21
Внутренняя среда……………………………………………………….. 24
SWOT-анализ……………………………………………………………. 28
Стратегические зоны хозяйствования………………………………….. 33
Глава 3. Выбор и оценка стратегии позиции фирмы на рынке………... 35
3.1 Основные стратегии развития фирмы……………………………………...35
3.2. Выбор и анализ стратегий………………………………………………… 37
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегий………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

      Каждый  руководитель должен представлять себе, как должно осуществляться стратегическое планирование (схема 1).

1.2 Миссия и цели  организации

     Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как  целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера. В условиях рыночной экономики с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, её специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и несущие всю полноту ответственности за результаты.

     Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, даётся определение самых важных характеристик организации.[18]

     Законы  рыночной экономики требуют определённых правил поведения хозяйствующих  субъектов. Среди них – обнародование  миссии организации, дающей представление  о её назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

     Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель  организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причём не только в настоящее время, но и в перспективе.

     Миссия  не должна зависеть от текущего состояния  организации, форм и методов её работы, так как в целом она выражает устремлённость в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

     Хорошо  сформулированная миссия проясняет  то, чем является организация,и какой  она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

  • Целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
  • Сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
  • Философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
  • Возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем её отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

     Наряду  с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии организации важным является отражение  в содержании и форме изложения  миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражён тот имидж, которым обладает организация.

     Примеры формулировок миссии.

     Коммерческий  банк.

     Содействие  становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путём  предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов, сотрудников.

     Компания, производящая оборудование для офисов.

     Наша  цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные  и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда.

     Otis Elevator.

     Наша  миссия – обеспечить заказчиков более надёжными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения людей и предметов вверх, вниз, в сторону и на короткие расстояния.

     American Red Cross.

     Наша  миссия – улучшать условия жизни  людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними.

     Eastman Kodak.

     Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении. 
 

Цели  организации

     Если  миссия задаёт общие ориентиры, направления  функционирования организации, выражающие смысл её существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде её целей, т.е., говоря иначе, цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

     Общая цель организации образует фундамент  для разработки стратегии и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам  организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

     Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и её продукции и т.д.

     Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме того должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием рынках и на новых. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей.

     Производство охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.[5]

     При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, производственная подготовка связана  с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

     Цели  этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объёмы, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.

     Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Её направленность – это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

     Подсистема  «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

     Финансовая  подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).

     Подсистема  «Менеджмент» имеет в качестве совей ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов, талантов. В соответствии с нею она устанавливает цели по активации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ деятельности организации и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации.

     Деятельность  менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д.

     Количество  и разнообразие целей и задач  менеджмента настолько велики, что  без комплексного, системного подхода  к определению их состава не может  обойтись ни одна организация, независимо от её размеров, специализации, вида, формы собственности.

     Примеры целей организации.

     Ford Motors Company.

     Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами, поставщиками.

     General Electric.

     Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйдя на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности.

     Apple Computer.

     Предлагать  наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как  можно большему числу людей.1

    Глава 2. Анализ среды организации

     Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

     Внутренняя  среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает  в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных  подсистем: макроокружения и непосредственного  окружения.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [3]

     Для того, чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией.

     Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для  определения миссии и целей фирмы  и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей:

    1. макроокружения;
    2. непосредственного окружения;
    3. внутренней среды.

Информация о работе Выбор и оценка стратегии позиции фирмы на рынке