Выбор и оценка стратегии позиции фирмы на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть пути достижения своих целей и выполнения миссии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса как? – Как достичь целей? Как устранить конкурентов? Как достичь преимущество в конкурентной борьбе? Как усилить долгосрочные позиции фирмы на рынке? Как сделать управленческое стратегическое видение реальностью?

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Стратегическое планирование. Определение миссии и целей организации……………………………………………………………………… 6
1.1 Понятие стратегии планирования…………………………………………...6
1.2 Миссия и цели организации………………………………………………..11
Глава 2. Анализ среды организации………………………………………. 17
Макроокружение…………………………………………………………18
Непосредственное окружение…………………………………………...21
Внутренняя среда……………………………………………………….. 24
SWOT-анализ……………………………………………………………. 28
Стратегические зоны хозяйствования………………………………….. 33
Глава 3. Выбор и оценка стратегии позиции фирмы на рынке………... 35
3.1 Основные стратегии развития фирмы……………………………………...35
3.2. Выбор и анализ стратегий………………………………………………… 37
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегий………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Организационный срез включает в себя:

      • Коммуникационные процессы;
      • Организационные структуры;
      • Нормы, правила, процедуры;
      • Распределение прав и ответственности;
      • Иерархию подчинения.

     Производство. Методика анализа производственной функциональной зоны организации существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется в первую очередь направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. Постоянный анализ управления производством имеет очень большое значение для своевременной адаптации внутренней структуры организации к изменениям во внешнем окружении и её выживания в конкурентной среде.

     Вот некоторые ключевые вопросы, на которые  необходимо получить ответ в ходе анализа сильных и слабых сторон производственной функциональной зоны:

  1. Может ли фирма производить свои товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
  2. Имеет ли организация доступ к новым материалам? Зависит ли она от единственного поставщика или у неё есть выбор?
  3. Каково оборудование фирмы? Является ли оно новым и хорошо ли обслуживается?
  4. Рассчитана ли система закупок на снижение материальных запасов и ускорение реализации продукции? Имеются ли на фирме механизмы контроля над входящими материалами, их движением в производстве и выходящими изделиями?
  5. Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать её конкуренты?
  6. Обладает ли организация эффективной системой контроля качества продукции?
  7. Насколько хорошо организован и спланирован процесс производства? Можно ли его улучшить?

     Кадры фирмы. Лозунг 30-х годов – «Кадры решают всё!» в условиях рыночных отношений и кризиса экономики не менее актуален и получил новое звучание. Решение многих проблем современной организации зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными и энергичными специалистами. При анализе функции человеческих ресурсов рекомендуется ответить на ряд следующих вопросов:

  1. Как бы вы охарактеризовали тип сотрудников, работающих в настоящее время в организации и что от них потребуется в будущем?
  2. Какова компетентность и подготовка высшего руководства организации?
  3. Есть ли план преемственности руководящих должностей?
  4. Имеем ли мы эффективную и конкурентную систему вознаграждения?
  5. Эффективно ли мы используем подготовку и повышение квалификации руководящих кадров?
  6. Имелись ли случаи ухода из организации ведущих специалистов в последние годы и почему?
  7. Функционирует ли в организации система оценки работы персонала и когда такая оценка проводилась в последний раз?

     Глубокий  анализ каждого из этих вопросов в  отдельности и комплексная оценка качества человеческих ресурсов позволит руководству выявить потенциально слабые места в данной функциональной зоне и предпринять адекватные меры.

    Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьёзному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

    Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и  так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит совё взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

     Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчёркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.[14]

     Представление об организационной культуре даёт наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих  рабочих местах, как они коммуницируют  друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах.

     Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существует ли в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и.т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьёзно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьёзно и с уважением относятся в правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой.

     Выявив  сильные и слабые стороны и  взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно  опереться при разработке и реализации стратегии организации.

     2.4. SWOT - анализ.

     Для того, чтобы успешно выживать в  долгосрочной перспективе, организация  должна уметь прогнозировать то, какие  трудности могут возникнуть на её пути в будущем, и то, какие новые  возможности могут открыться для неё. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

     Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможность противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

     Суммируя  вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен  на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определённые приёмы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

     Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. SWOT – аббревиатура, составленная из первых букв английских слов:

     (S) Strengths – силы, сильные стороны организации;

     (W) Weaknesses – слабости, слабые стороны организации;

     (O) Opportunities – возможности организации во внешней среде;

     (T) Threats – угрозы внешней среды для организации.

     Применяя  метод SWOT, удаётся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

     Анализ  начинается с идентификации источников сил и конкурентных преимуществ  организации. Сила – это то, что  организация делает хорошо, или характеристика, которая укрепляет её конкурентоспособность. К числу сильных сторон организации, как правило, относят:

    • Большие физические активы;
    • Высококвалифицированный персонал;
    • Хорошая организация и логистика производства;
    • Альянс или кооперативные предприятия;
    • Уникальные нематериальные активы;
    • Ключевые компетенции или know-how;
    • Существенные конкурентные преимущества;
    • Другие атрибуты, которые обеспечивают организации преимущественное положение на рынке.

     Нередко сильные стороны организации  выделяют в результате проведения внутреннего стратегического анализа и оценки стратегического потенциала.

     Параллельно с выявлением сильных сторон организации  производится идентификация слабостей  и конкурентных недостатков. Слабость – это то, чего недостаёт организации, является её недостатком или ухудшает её положение относительно конкурентов. Источники слабости организации, как правило, связаны с:

    • Отсутствием know-how или экспертных знаний и компетенций;
    • Дефицитом материальных, организационных или нематериальных активов;
    • Утратой потенциала в ключевых областях.

     Другим  аспектом SWOT-анализа является внешняя среда с точки зрения её влияния на организацию. Поэтому при проведении анализа выявляются рыночные возможности компании. Возможности – это благоприятные для организации факторы внешней среды, способствующие усилению её конкурентной позиции или ослабляющие положение основных конкурентов. Рыночные возможности нередко обеспечивают организации наилучшую перспективу для долгосрочного увеличения прибыли, стабильные конкурентные преимущества, хорошее сочетание с источниками финансовых и организационных преимуществ. Возможности организации возникают не только в области экономики, но могут быть связаны с политическими, правовыми, социальными и другими изменениями в регионе, стране и на глобальном уровне.

     Наряду  с возможностями во внешней среде  формируются факторы, негативно  влияющие на стратегическую позицию  организации. Эти факторы получили название внешних угроз. Они также  идентифицируются при проведении SWOT-анализа. К их числу, как правило, относят:

    • Возникновение более дешёвых/лучших технологий;
    • Выведение конкурентами на рынок продуктов с улучшенными свойствами;
    • Усиливающееся конкурентное давление с одной из сторон;
    • Усиление государственного регулирования и контроля деятельности;
    • Повышение коэффициентов эффективности в отрасли;
    • Потенциально враждебное слияние;
    • Неблагоприятные демографические сдвиги в регионе;
    • Неблагоприятная динамика курсов иностранной валюты;
    • Политический переворот в стране и др.

     После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид: 
 
 
 

  Opportunities:

1.

2.

.

.

.

Threats:

1.

2.

.

.

.

Strengths:

1.

2.

.

.

.

SO ST
Weaknesses:

1.

2.

.

.

.

WO T

     Рис. 2. Матрица SWOT

     SO – сочетание возможностей (столбцы) и сильных сторон организации (строки), на пересечении которых формируются стратегические задачи/конкретные меры организации, как правило, связанные с наступлением на основных конкурентов и усилением собственной конкурентной позиции.

Информация о работе Выбор и оценка стратегии позиции фирмы на рынке