Возможные пути усовершенствования системы мониторинга рынка алмазного сырья и методики ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 10:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать тенденции развития мирового алмазно-бриллиантового рынка, сформулировать основные задачи по организации эффективной системы мониторинга рынка алмазного сырья и разработать методику применения, получаемой в результате такого мониторинга информации, для формирования эффективной сбытовой системы АК «АЛРОСА».

Оглавление

Введение _____________________________________________________________________3
Глава 1. Мировой алмазно-бриллиантовый рынок___________________________________5
1.1. Принципиальные особенности функционирования алмазного рынка__________________5
1.2. Трансформация сбытовой стратегии «Де Бирс»____________________________________6
1.3. Мировая добыча алмазов_____________________________________________________8
Глава 2. Алмазно-бриллиантовый комплекс РФ_____________________________________13
2.1 Структура и принципы организации АБК РФ____________________________________13
2.2. Анализ гранильной промышленности РФ_______________________________________16
2.3. Сбытовая политика АК «АЛРОСА» на внутреннем
алмазно-бриллиантовом рынке РФ__________________________________________________19

Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы
мониторинга рынка алмазного сырья______________________________________________22
Глава 4. Политика ценообразования АК «АЛРОСА»_________________________________26
Заключение___________________________________________________________________30

Файлы: 1 файл

Диплом Чижова.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

     Бриллианты, произведенные алмазообрабатывающими  предприятиями России, могут продаваться  на внутреннем и внешнем рынках без  каких-либо ограничений.

     Государственный контроль и регулирование в области  алмазно-бриллиантового комплекса  регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и законами Российской Федерации.

      Очевидно, что деятельность АБК РФ находится  под жестким государственным  контролем и регламентируется многочисленными нормативно-правовыми документами. Свидетельством тому является тот факт, что по его вопросам издано большее количество нормативных документов, чем по нефтегазовому комплексу страны, хотя объем производимой продукции и значение для экономики России последнего неизмеримо больше.

      Тем не менее, состояние нормативно-правовой базы российского АБК нельзя признать удовлетворительным, что самым непосредственным образом сдерживает развитие внутреннего  рынка.

      Основными исполнителями нормативных документов по проблемам алмазно-бриллиантового комплекса России являются, как правило, Министерство Финансов РФ, Государственный Таможенный Комитет РФ, Центральный банк РФ и т.д. АК «АЛРОСА» участвует в создании нормативных актов федерального и регионального уровней, однако ее возможности в этом ограничены.

     Большое число исполнителей и слабая координация их работы являются, по-видимому, главными причинами недостаточно эффективной работы в области нормативно-правового обеспечения деятельности алмазно-бриллиантового комплекса России.

     Тем не менее, в соответствии с Законами Российской Федерации и другими  нормативными актами, в РФ сформирована многосубъектная схема организации  внутреннего алмазного рынка, на котором действуют несколько  продавцов и значительное количество покупателей, имеющих соответствующие лицензии на право обработки природных алмазов (Рис. 3). 

 

      

Рисунок 3. Схема организации АБК Российской Федерации 

 
Свободный мировой рынок

             
 
В/О «Алмазювелирэкспорт»
     
             

ТНК «Де Бирс»

АК  «АЛРОСА»

(98% добычи)

 
Другие

(2% добычи)

   
       
     
ГУП «Комдрагметалл РС (Я)»
 
Гохран РФ
             
 
Внутренний  рынок РФ

(гранильные  предприятия, инструментальная  промышленность)

 

     Движение алмазов:

- на внутренний рынок; - на экспорт
 
 

     2.2. Анализ гранильной  промышленности РФ

     Потребителями алмазного сырья являются алмазообрабатывающая промышленность, включающая предприятия  по производству бриллиантов (гранильные предприятия) и предприятия по изготовлению инструментов и оборудования на основе природных алмазов.

     Анализируя  состояния гранильной промышленности РФ можно выявить следующий ряд  особенностей:

  1. В России сформирована конкурентная среда для покупателей алмазов на рынке РФ за счет роста числа гранильных предприятий.
  2. Российская гранильная промышленность имеет свою особенность, которая состоит в том, что она ориентирована на экспорт. Более 95% конечной продукции отечественного алмазно-бриллиантового комплекса – бриллиантов, экспортируется.
  3. Структура поставок алмазов на внутренний рынок характеризуется традиционным использованием российской гранильной промышленностью определенного спектра алмазного сырья высоких качественных и цветовых характеристик.
  4. Государственные предприятия представлены заводами системы "Кристалл", расположенными в Москве, Смоленске и Барнауле, из которых реально действующим является только смоленский завод, потребности которого обеспечиваются собственными оборотными средствами на 70%. Московский завод "Кристалл" обанкротился в 90-тые годы. Алтайское ГУП ПО "Кристалл" в небольших объемах производит бриллианты из давальческого сырья. Это вызвано тем, что за годы реформ государственные гранильные предприятия из-за потери оборотных средств и в результате резкого увеличения цен на тепло- и электроэнергию, вспомогательные материалы, утяжеления налогового бремени, инфляционных процессов, не имели возможности закупать алмазное сырье.
  5. В настоящее время российская гранильная промышленность насчитывает более 200 предприятий различных форм собственности. Их число постоянно меняется: практически ежемесячно появляются новые и по различным причинам прекращают деятельность старые предприятия.
  6. Принимая во внимание наличие определенного рынка квалифицированной в области обработки алмазов рабочей силы, относительно низкие затраты на сырьевое обеспечение и тот факт, что расходы на заработную плату огранщиков в России ниже общемировых (но выше чем в Индии и Китае), при прочих равных условиях, отечественная гранильная промышленность является весьма привлекательной сферой вложения иностранного капитала.
  7. С ухудшением экономической ситуации, в России начали создаваться совместные предприятия (далее СП), получившие неограниченный доступ к алмазному сырью. Однако, как показала практика, опора только на СП ненадежна, поскольку большинство иностранных партнеров видит в Росси источник сырья для вывоза его за рубеж.
  8. Резкое увеличение доли негосударственных предприятий в общих объемах производства и продаж бриллиантов в РФ обусловлено не столько их более эффективной работой, сколько возможностью приоритетного доступа к алмазному сырью.
  9. Следует отметить, что гранильные предприятия с участием иностранного капитала, как правило, не несут затрат, связанных с поддержанием производственной и социальной инфраструктуры, характерных для государственных гранильных заводов. Лишь 40% из созданных и вновь создаваемых СП имеют реальные производственные мощности. В основном новые гранильные фирмы прибегают к аренде уже существующих производственных мощностей, привлекая рабочих ограночных специальностей из государственных гранильных предприятий.
  10. В гранильной отрасли РФ создана значительная, но недостаточно используемая производственная база. Недозагрузка производственных мощностей вызвана в основном тяжелым финансовым положением гранильных предприятий, старением и выходом из строя парка станков и оборудования в составе технологического цикла и текучестью квалифицированной рабочей силы.
  11. Производительность труда в отечественной гранильной промышленности приблизительно в два раза ниже, чем за рубежом, что препятствует получению преимуществ от более низкой заработной платы. Помимо технологических показателей на снижение конкурентоспособности российской алмазообрабатывающей отрасли оказывают влияние низкие темпы оборота капитала, что при наличии в стране более высоких ставок по кредитам приводит к сокращению прибыли.
  12. Факторами, негативно влияющими на развитие российской гранильной промышленности, являются так же налоги и сборы, в базу исчисления которых включается стоимость алмазного сырья и существующий порядок проведения финансовых расчетов при осуществлении экспортно-импортных операций с продукцией алмазно-бриллиантового комплекса. Кроме того, сроки государственного оформления лицензий и другой разрешительной документации при экспортно-импортных операциях непредсказуемо длинны, что приводит к сокращению экспорта бриллиантов и к дополнительным финансовым потерям предприятий.

     Таким образом, гранильное производство в  России представляет собой хотя и  достаточно высокодоходный, однако очень  рискованный вид бизнеса, в котором многое зависит от оперативности и качественности принятия решений по сбыту, технологии производства, учета конъюнктуры мирового рынка.

      2.3. Сбытовая политика  АК «АЛРОСА» на  внутреннем алмазно-бриллиантовом рынке РФ

      АК  «АЛРОСА», как крупнейший в России производитель необработанных алмазов, крайне заинтересована в развитии внутреннего алмазно-бриллиантового рынка страны.

      Очевидно, что стабильность и развитие внутреннего  рынка зависят от состояния отечественной  алмазообрабатывающей промышленности. Поэтому АК «АЛРОСА» оказывает ей поддержку посредством комплекса специально разработанных мер, согласованных с органами государственного управления. Меры этой поддержки следующие:

  1. Действует система приоритетных поставок алмазного сырья для нужд российской алмазообрабатывающей промышленности.

      Объемы  алмазного сырья, необходимые для  удовлетворения потребностей отечественной алмазообрабатывающей промышленности, ежегодно рассчитываются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития РФ), Гохраном Российской Федерации, ГУП «Комдрагметал РС (Я)» и АК «АЛРОСА». После этого определяются объемы экспорта необработанных алмазов остаточным путем. Планируемые к экспорту объемы необработанных алмазов оформляются в виде экспортной квоты, которая утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

     Квотирование  экспорта служит механизмом гарантии того, что на внутренний рынок будет направлен поток алмазного сырья в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей отечественной алмазообрабатывающей промышленности.

  1. Возможность отбора российскими предприятиями алмазного сырья нужного ассортимента.

     Не  весь ассортимент добываемых в Российской Федерации алмазов может быть эффективно переработан отечественными гранильными предприятиями в силу объективно сложившегося более высокого уровня издержек производства относительно мирового при обработке некоторых ассортиментных категорий алмазного сырья. Поэтому им предоставляется возможность отбора сырья, обработка которого может принести наибольшую прибыль в современных условиях конъюнктуры отечественного и мирового рынков. Нерентабельные к огранке в России остатки экспортируются.

     Следует отметить, что само понятие «нерентабельное  к огранке сырье» не является абсолютным. В конечном итоге прибыль, которая может быть получена  или не получена при обработке тех или иных ассортиментных категорий алмазного сырья, зависит от уровня цен на готовую продукцию, т.е бриллианты. При их снижении в условиях падающего спроса на изделия из алмазов, из обработки исключается то сырье, которое ранее считалось рентабельным. Напротив, при растущем спросе на бриллианты огранка все большего числа ассортиментных категорий необработанных алмазов приносит прибыль.

     Возможность выбора сырья в условиях колебаний конъюнктуры мирового алмазно-бриллиантового рынка позволяет российским алмазообрабатывающим предприятиям избегать убытков при обработке тех категорий алмазного сырья, которые нерентабельны именно в данной конкретной рыночной ситуации, а также сохранять оборотные средства от замораживания в неходовом товаре. Это дает им важные конкурентные преимущества перед иностранными производителями.

  1. Сбалансированная клиентская политика АК «АЛРОСА» на внутреннем рынке.

     Покупателями  продукции  АК "АЛРОСА" на внутреннем рынке являются Гохран РФ, ГУП «Комдрагметал РС (Я)» и предприятия отечественной алмазообрабатывающей  промышленности разных форм собственности.

     Поставки  алмазного сырья в Госфонды Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) осуществляются в заранее согласованном ассортименте по утвержденным в установленном порядке прейскурантам расчетных цен.

     Предприятия алмазообрабатывающей промышленности могут стать клиентами АК «АЛРОСА» и покупать алмазное сырье в Единой сбытовой организации АК "АЛРОСА" (далее "ЕСО АЛРОСА") при наличии оформленной в соответствии с действующими нормативными актами разрешительной документации.

     Свою  работу с клиентами на внутреннем российском рынке АК «АЛРОСА» строит, исходя из принципа обеспечения равных возможностей для каждого из них.

     Алмазное  сырье в виде готовой продукции  реализуется всем клиентам по одним  и тем же утвержденным в установленном  порядке отпускным ценам. При  этом, АК «АЛРОСА» гарантирует, что  готовая продукция, т.е типовые  боксы и лоты, сформирована на основе принципа равнозначности по ассортиментному составу для все покупателей.

     Покупатели  имеют право отказаться от покупки  части предоставленного к просмотру  алмазного сырья (бокса или лота), чего нет в практике торговли ни одной алмазодобывающей компании мира.

      Таким образом, вышеуказанные меры поддержки  со стороны АК «АЛРОСА» отечественной  алмазообрабатывающей промышленности распространяются в равной мере на все предприятия отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы мониторинга рынка алмазного сырья  

      Мониторинг  рынка подразумевает комплекс мероприятий, которые представляют собой сбор, обобщение и анализ (в т.ч. создание баз данных) всевозможной информации и разработку прогнозов развития ситуации, что, в целом, необходимо для принятия решений в рамках задачи по формированию рекомендаций по корректировке сбытовой деятельности АК «АЛРОСА».

      Информацию, которая может быть использована для выполнения данной задачи, можно  разделить на два основных раздела:

      1. Информация, получаемая непосредственно с рынка в результате реализации (закупки) алмазного сырья и бриллиантов, а именно:

      1.1. Результаты реализации на внешнем  и внутреннем рынках проводимых  «ЕСО АЛРОСА»; 

      1.2. Результаты реализации алмазного  сырья в Зарубежных Торговых Компаниях (ЗТК);

      1.3. Результаты просмотра (закупки)  специалистами «ЕСО АЛРОСА» алмазного  сырья других мировых производителей;

      1.4. Результаты реализации алмазного  сырья зарубежных проектов АК  «АЛРОСА»;

      1.5. Информация по изменению цен  реализации на бриллианты с привязкой к соответствующему алмазному сырью по данным получаемым от собственного производства АК "АЛРОСА". Кроме того, при наличии соответствующих договоренностей, аналогичная информация, получаемая от других обрабатывающих предприятий (как российских, так и иностранных);

      1.6. Информация о реализации контрольных  партий, проводимой через ГУПВО  «Алмазювелирэкспорт»;

      1.7. Информация о функционировании  вторичного рынка алмазного сырья  на территории РФ путем получения  информации от Алмазной Палаты России;

Информация о работе Возможные пути усовершенствования системы мониторинга рынка алмазного сырья и методики ценообразования