Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 10:34, дипломная работа
Цель данной работы - проанализировать тенденции развития мирового алмазно-бриллиантового рынка, сформулировать основные задачи по организации эффективной системы мониторинга рынка алмазного сырья и разработать методику применения, получаемой в результате такого мониторинга информации, для формирования эффективной сбытовой системы АК «АЛРОСА».
Введение _____________________________________________________________________3
Глава 1. Мировой алмазно-бриллиантовый рынок___________________________________5
1.1. Принципиальные особенности функционирования алмазного рынка__________________5
1.2. Трансформация сбытовой стратегии «Де Бирс»____________________________________6
1.3. Мировая добыча алмазов_____________________________________________________8
Глава 2. Алмазно-бриллиантовый комплекс РФ_____________________________________13
2.1 Структура и принципы организации АБК РФ____________________________________13
2.2. Анализ гранильной промышленности РФ_______________________________________16
2.3. Сбытовая политика АК «АЛРОСА» на внутреннем
алмазно-бриллиантовом рынке РФ__________________________________________________19
Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы
мониторинга рынка алмазного сырья______________________________________________22
Глава 4. Политика ценообразования АК «АЛРОСА»_________________________________26
Заключение___________________________________________________________________30
АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Факультет
академических программ
обучения
Д
И П Л О М
Н А Я
Р А Б О Т
А
Тема: «Возможные пути усовершенствования системы мониторинга рынка алмазного сырья
и методики ценообразования»
Программа:
«РУКОВОДИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ
РЫНКА»
Слушатель:
Чижов Дмитрий Юрьевич
Руководитель: доктор экономических наук, профессор
Комков Вячеслав Васильевич
Москва – 2008
Содержание
Введение
______________________________
Глава
1. Мировой алмазно-бриллиантовый
рынок_________________________
1.3. Мировая
добыча алмазов________________
Глава 2. Алмазно-бриллиантовый
комплекс РФ____________________________
2.1 Структура
и принципы организации АБК
РФ____________________________
2.2. Анализ
гранильной промышленности РФ__
Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы
мониторинга
рынка алмазного сырья_________________________
Глава
4. Политика ценообразования АК «АЛРОСА»______________________
Заключение____________________
АК «АЛРОСА» (ЗАО) является второй по объему производства сырых алмазов Компанией в мире. Всего доля АК «АЛРОСА» на мировом алмазном рынке составляет около 25%. При этом, Компания, в настоящее время и в среднесрочной перспективе, обладает самым мощным потенциалом по возможностям развития своей минерально-сырьевой базы. В разведанных российских месторождениях сосредоточено около 40% (в стоимостном выражении) известных мировых запасов алмазного сырья и имеются хорошие перспективы открытия новых месторождений на территории России.
Мировой рынок алмазов по сравнению с другими сырьевыми рынками, является уникальным. Прежде всего, уникальность этого рынка связана с особыми свойствами алмазов и продукции из них. В сознании большинства людей понятия "алмаз" и "бриллиант" ассоциируются, прежде всего, с роскошью и богатством. Обладание алмазами и бриллиантами всегда расценивалось как свидетельство благополучия владельца, его высокого социального статуса. Долгое время мировой рынок алмазов считался одним из самых устойчивых мировых рынков. Это объяснялось, прежде всего, особой ролью, которую на нем играла компания-монополист «Де Бирс». Наряду с собственной добычей (около 50% от мировой) корпорация занималась скупкой по всему миру алмазного сырья, тем самым концентрирую в своей собственности большинство добываемых в мире алмазов. Это позволяло ей регулировать объем предложения алмазов на мировом рынке и, соответственно, в значительной степени контролировать цены.
К концу XX века, в силу целого ряда причин, “Де Бирс» существенно изменила свою позицию на рынке, сконцентрировавшись на модернизации имеющихся и расширении усилий по поиску новых перспективных месторождений. Корпорация отказалась от роли «опекуна» и хранителя стабильности рынка, в том числе прекратила скупку алмазов по миру, снизила стоки алмазов до уровня рабочих запасов, существенно урезала финансирование рекламных кампаний по продвижению бриллиантов и т.д..
В результате деятельности «Де Бирс», а также в силу других, независимых от «Де Бирс» факторов, таких как общее истощение мировой минеральной базы, смещение доминирующего рынка спроса из США, ослабление доллара, политические изменения в Африке, диктующие расширение контроля над собственными природными ресурсами, появление крупных потребительских стран – Китая и Индии и т.д., мировой алмазный рынок, за последние годы, претерпел существенные изменения и продолжает меняться очень быстрыми темпами.
Эти изменения создают для мировой алмазно-бриллиантовой отрасли в целом, в т.ч. и для АК «АЛРОСА», как новые вызовы, так и новые возможности для развития. В сложившихся условиях, АК «АЛРОСА» должна быть готова адекватно отреагировать на любой из вероятных сценариев развития событий на мировом алмазно-бриллиантовом рынке. Соответственно задача создания эффективной сбытовой стратегии АК "АЛРОСА" приобретает особую актуальность.
Одной из важнейших составляющих частей эффективной сбытовой политики является адекватная система ценообразования, которая, в свою очередь, тесным образом связана с грамотной системой создания товарной продукции из исходного алмазного сырья. Особенностью мирового рынка алмазного сырья является то, что алмаз, как товар, не имеет общепринятых мировых стандартов, нет общепринятых методов формирования продажных лотов, т.е. алмазы не имеют единой товарной номенклатуры. Это является одной из основных причин отсутствия алмазов на сырьевых биржах. Кроме того, вся ценовая информация основных производителей, а также методы комплектации ими своих партий для продажи является конфиденциальной информацией.
Цель данной работы - проанализировать тенденции развития мирового алмазно-бриллиантового рынка, сформулировать основные задачи по организации эффективной системы мониторинга рынка алмазного сырья и разработать методику применения, получаемой в результате такого мониторинга информации, для формирования эффективной сбытовой системы АК «АЛРОСА».
Новизна
исследования заключается в том,
что в настоящее время, как в российской,
так и в мировой отраслевой печати данная
тема практически не освещена, а какие-либо
фундаментальные работы по методикам
ценообразования и формирования товарной
номенклатуры на рынке алмазного сырья
вообще отсутствуют.
Современная структура и принципы организации мирового алмазно-бриллиантового рынка сложились в ходе исторического развития, так называемой «мировой одноканальной системы продаж необработанных алмазов», которая является формой организации монопольного регулирования рынка крупнейшими мировыми производителями алмазного сырья, не имеющей аналогов в теории и практике функционирования других товарных рынков.
За исключением использования в промышленности, которое составляет незначительную часть общего стоимостного объема добываемых в мире алмазов, в силу своих природных особенностей и редкости алмазы и изделия из них в качестве предметов потребления удовлетворяют, главным образом, эстетические потребности покупателя, служат средством накопления и символом богатства, являются предметами роскоши, а не первой необходимости. Кроме того, алмаз, как товар не является продуктом с гомогенными свойствами, он неделим – алмаз более крупного размера стоит значительно дороже более мелких аналогичных камней и существенно теряет в цене при разделении на части. Именно с этими потребительскими свойствами алмазов и связаны некоторые принципиальные особенности функционирования алмазного рынка.
Классический механизм действия рыночных сил предполагает, что при падении спроса на определенный товар равновесие на рынке достигается снижением цен на него. Однако в случае с алмазами снижение цен не приводит к рыночному равновесию, а способствует дальнейшему падению спроса. Это происходит потому, что, обесцениваясь, алмазы и изделия из них теряют в глазах покупателей одно из главных своих потребительских свойств - способность служить средством накопления богатства. Следовательно, для нормального функционирования алмазного рынка требуется специальный механизм, обеспечивающий непрерывное поддержание высокой стоимости алмазов через регулирование предложения товара в зависимости от спроса на рынке. Но такое регулирование возможно только в условиях организованного и контролируемого рынка.
Спрос на алмазы и изделия из них зависит, прежде всего, от уровня благосостояния населения. Снижение доходов физических лиц в результате тех или иных политических событий или ухудшения общеэкономической конъюнктуры приводит к сокращению потребления в первую очередь предметов роскоши, в том числе алмазов и изделий из них. Только затем при определенных обстоятельствах происходит уменьшение покупок потребительских товаров первой необходимости. Это означает, что алмазы и изделия из них в целом, как определенный вид товаров, конкурируют с другими видами потребительских товаров, относящихся к группе предметов роскоши. Межотраслевая конкуренция требует специальных механизмов поддержания спроса на алмазную продукцию.
Как и другие отрасли горнодобывающей промышленности, добыча алмазов из коренных месторождений является капиталоемким производством, что препятствует быстрому переливу капитала в другие сферы приложения в периоды ухудшения конъюнктуры алмазного рынка. Низкая степень эластичности капитала в отрасли обусловливает повышенную степень риска его обесценивания, а в предельном случае - и утраты, если уровень цен на алмазное сырье и доходов от его реализации будет ниже минимально допустимого. Отсюда вытекает необходимость поддержания стабильности цен на алмазы и изделия из них на период окупаемости инвестиций в алмазодобывающую промышленность.
Указанные
выше особенности алмазов как
товара, вытекающие из их потребительских
свойств, в сочетании с повышенными
рисками для капитальных
Отвечающая этим условиям форма организации мирового алмазного рынка складывалась на протяжении многих десятков лет. Определяющим компонентом в данной системе являлась Корпорация «Де Бирс».
Большую часть своей истории «Де Бирс» была «опекуном» алмазного бизнеса. Централизованный контроль «Де Бирс» над мировым рынком ювелирных алмазов был продиктован необходимостью поддержания рыночного равновесия - сохранения баланса спроса и предложений, который корпорация осуществляла, регулируя объемы поставок и рыночные цены, поддерживая буферные стоки.
Развитие алмазной промышленности привело к смещению акцентов в алмазном бизнесе, формированию новых условий его функционирования, основанных на изменении стратегий в области продаж.
С целью поддержания алмазного рынка в условиях значительных изменений в алмазном бизнесе, «Де Бирс» тратила огромные средства на управление буферными стоками, что вело к омертвлению капитала и снижению стоимости акций.
Руководство «Де Бирс» приняло решение об изменении своей сбытовой стратегии, и отрасль, управляемую поставками, преобразовать в отрасль с управляемым спросом. Ориентация на спрос означает, что необходимо производить только те бриллианты, которые пользуются спросом, а для стимулирования этого спроса надо разрабатывать и реализовывать новые маркетинговые программы. Главное заключается в том, что недостаточно иметь отличный товар, нужно еще вести активный маркетинг. В течение десятилетий алмазный бизнес делал упор на продукт, а не на его маркетинг, что и привело к тому, что потребление ювелирных изделий с бриллиантами в общем объеме продаж предметов роскоши занимает незначительное место
Для разработки новой сбытовой политики «Де Бирс» обратилась к услугам американской компании “Bain & Company Inc.” - одной из ведущих компаний мира в сфере консалтинга, основанной в 1973 г.