Возможные пути усовершенствования системы мониторинга рынка алмазного сырья и методики ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 10:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать тенденции развития мирового алмазно-бриллиантового рынка, сформулировать основные задачи по организации эффективной системы мониторинга рынка алмазного сырья и разработать методику применения, получаемой в результате такого мониторинга информации, для формирования эффективной сбытовой системы АК «АЛРОСА».

Оглавление

Введение _____________________________________________________________________3
Глава 1. Мировой алмазно-бриллиантовый рынок___________________________________5
1.1. Принципиальные особенности функционирования алмазного рынка__________________5
1.2. Трансформация сбытовой стратегии «Де Бирс»____________________________________6
1.3. Мировая добыча алмазов_____________________________________________________8
Глава 2. Алмазно-бриллиантовый комплекс РФ_____________________________________13
2.1 Структура и принципы организации АБК РФ____________________________________13
2.2. Анализ гранильной промышленности РФ_______________________________________16
2.3. Сбытовая политика АК «АЛРОСА» на внутреннем
алмазно-бриллиантовом рынке РФ__________________________________________________19

Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы
мониторинга рынка алмазного сырья______________________________________________22
Глава 4. Политика ценообразования АК «АЛРОСА»_________________________________26
Заключение___________________________________________________________________30

Файлы: 1 файл

Диплом Чижова.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

     В 2000 г. Корпорация заявила о своем  отказе от контроля мирового алмазного рынка, осуществлявшегося путем тотальной скупки сырья и содержания стоков. На Всемирном алмазном конгрессе в Антверпене (июль 2000г.) «Де Бирс» сообщила  о начале крупномасштабной кампании по рекламе собственного брэнда.

      Краеугольным  камнем новой сбытовой политики «Де Бирс» стала инициатива «Предпочитаемый поставщик», которая была обнародована в июле 2002 года и, после долгих согласований, одобрена антимонопольным комитетом Европейской комиссии 11 ноября 2002г.

      В рамках исполнения данной программы  Diamond Trading Company (DTC - сбытовое подразделение «Де Бирс») опубликовала ряд документов, где были указаны основополагающие моменты отношений между ограниченным списком покупателей алмазов (т.н. «сайтхолдеры») и DTC. В этих документах детально перечислено все, что ожидается от «сайтхолдера» для обеспечения выполнения новых целей «Де Бирс», в том числе определялось как «сайтхолдеры» могут и должны пользоваться маркетинговыми продуктами Корпорации.

      1.3. Мировая добыча  алмазов

 

      Основные  страны – производители алмазов

      В настоящее время добычей алмазов  занимаются около 26 стран, основная часть  которых расположена в Африке.  Здесь добывается в натуральном  выражении примерно 54% алмазов, в  стоимостном - около 62% от мирового объема. Большой объем алмазов добывается в Австралии, но качество и цена их низкая. Поэтому, в стоимостном выражении они не играют большой роли в мировой добыче.

      Лидирующее  положение в добыче алмазов в  натуральных объемах занимают:

      - Австралия  - 23%

      - Ботсвана  -  21%,

      - Россия  -     20%

      - Конго  -       15%

      Лидирующее  положение в денежном выражении  занимают: 

       - Ботсвана - 29%

       - Россия - 21%

       - ЮАР - 11%

    - Ангола - 10% 

    Данные  по алмазодобыче приведены на рисунках 1 и 2.

 

Рисунок 1

Доля  стран в мировой алмазодобыче по физическому объему

 

Рисунок 2

Доля  стран в мировой алмазодобыче по стоимости 

 
 

    Основные  компании – производители  алмазов

      Природная редкость алмаза (и физическая, и  географическая) сама по себе ограничивала число компаний, участвующих в  разделе алмазоносных территорий. Значительная капиталоемкость и инерционность процессов добычи способствовали концентрации капитала и  созданию или привлечению крупных компаний к добыче алмазов. Каждый из этих факторов и их совокупность усиливали тенденции монополизации,  и, в конечном счете, привели к тому, что основная часть мировой добычи алмазов, как в прошлом, так и в настоящее время сосредоточена в руках нескольких крупных компаний.

      В каждой стране–производителе алмазов есть одна доминирующая алмазодобывающая компания. Все "национальные" алмазодобывающие компании контролируются крупными транснациональными корпорациями – "Де Бирс", "Рио-Тинто", "Би-Эйч-Пи". В России практически вся добыча производится компанией "АЛРОСА", которая в последние годы за счет внедрения в Анголу может рассматриваться как трансформирующая в ТНК. Несколько особняком стоит конголезкая компания  МИБА, находящаяся под контролем франко-бельгийского капитала. По стоимости добываемых алмазов безусловными лидерами являются "Де Бирс" ( около 50%) и АК "АЛРОСА".

      За  исключением «Де Бирс» и АК "АЛРОСА", остающихся пока монотоварными, остальные компании характеризуются широким спектром хозяйственной деятельности и относятся к многоотраслевым компаниям. Эти компании входят в список 500 крупнейших компаний-лидеров мировой экономики. 

      Вертикально-интеграционные процессы на мировом  алмазно-бриллиантовом  рынке 

     Реорганизация мирового рынка алмазов в значительной степени идет в направлении образования вертикально интегрированных компаний – конгломератов. Добывающие компании во все больших объемах гранят бриллианты, крупные огранщики начинают добывать алмазы.

     Вовлечение  алмазодобывающих компаний в огранку  бриллиантов, независимо от того, какими объективными или субъективными  причинами это вызвано, потребует  от них увеличить объем средств в обороте на величину продукции незавершенного производства в гранильных структурах, что будет сопровождаться ростом капитализации и, формально, укреплением компаний в долгосрочном периоде. В долгосрочной перспективе, при сохранении темпов роста конечного спроса, доходы конгломератов возрастут на величину добавленной стоимости при огранке. За счет эффекта масштаба возможно снижение издержек производства бриллиантов и дополнительный рост прибылей конгломератов.

     За  счет вытеснения мелких и средних огранщиков с рынка, связанного с таким решением добывающих компаний, до предела уменьшится буферная прослойка из огранщиков между небольшим числом крупных добывающих компаний и конечным потребителем. Все возможные кризисы, связанные с изменениями предпочтений или вкусов потребителей, замедлением темпов роста конечного спроса, перепроизводством бриллиантов, или проблемами ювелирной отрасли, начнут непосредственно воздействовать на добывающие конгломераты. Масштабы производства позволят конгломератам более спокойно переносить краткосрочные циклические кризисы. Возможность долгосрочной дестабилизации рынка при таком развитии событий в настоящее время недостаточно изучена. При этом возникает вопрос организации конгломератами собственных сбытовых сетей бриллиантов.

     Создание  конгломератов уменьшит возможность  образования коалиций на рынке в  силу ограничения конкуренции на уровне производства бриллиантов. В  большей степени начнут проявляться  межрегиональные противоречия и  барьеры, связанные со стремлением  слаборазвитых алмазодобывающих стран увеличить свои доходы.  

Баланс  спроса и предложения

      Баланс  спроса и предложения на мировом  рынке может регулироваться за счет изменения объемов продаж «ДиТиСи», поступления алмазного сырья  на свободный рынок и за счет изменения цен на алмазное сырье. Дополнительным фактором, влияющим на изменение баланса спроса и предложения, являются запасы «ДиТиСи», производителей алмазов и гранильных предприятий.

      Практически  весь 2007 г. и  первые месяцы  2008 года ситуация в алмазной отрасли характеризовалась  высоким уровнем спроса на алмазы, что в основном было вызвано недостатком предложения сырья. Растущий спрос на алмазное сырье выражается в росте цен. Вероятнее всего, тенденция к повышению цен на алмазы сохраниться и в 2009 году, так как в настоящее время отсутствуют источники появления избыточных объемов сырья на рынке.

      Следует отметить неодинаковый уровень спроса на различные категории алмазного  сырья, что способствует неравномерному развитию различных секторов  алмазно-бриллиантовом рынка: рост спроса и цен в сегменте крупного качественного товара превышает развитие подобных тенденций в сегменте товара средних и низких качественных параметров.

      На  рынке готовой продукции также  отмечалась активизация спроса и  рост цен, высоким уровнем активности характеризовались оптовые продажи бриллиантов. Продажи в розничной торговле, даже в сегменте крупного качественного товара были менее активны. По оценкам экспертов продолжающемуся росту цен на бриллианты способствует активный спрос на региональных рынках (за исключением США и Японии),  увеличение издержек по всему алмазопроводу, обесценение доллара США, являющегося международной валютой на АБР, глобальное повышение цен на все сырьевые товары и неустойчивость фондовых рынков, в результате которой увеличивается доля инвестиций  в  драгоценные металлы, бриллианты  и другие активы  до момента экономической стабилизации.

      Несмотря  на замедление экономики США, спрос  на бриллианты на мировом рынке, скорее всего, останется высоким на протяжении 2008 г., однако темпы роста цен на них могут снизиться и станут более умеренными, по сравнению с достигнутыми в марте -мае текущего года

     По  прогнозу различных международных  источников мировая добыча алмазов  в физическом выражении в 2008 гг. немного  снизится по сравнению с уровнем 2007 года, но вырастет к 2009 году.

      На  основании прогнозных данных об объеме мировой добычи алмазов в ближайшие  годы, розничных продажах ювелирных  украшений с бриллиантами в 2007 году и их оценки на 2008-2009 гг., а также  прогноза развития экономики основных стран и регионов потребителей ювелирных изделий с бриллиантами, можно предположить, что спрос на алмазное сырье в течение ближайших 2 лет будет превышать его предложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Алмазно-бриллиантовый комплекс РФ 

2.1 Структура и принципы организации АБК РФ

     В отличие от других ведущих мировых  алмазодобывающих стран в Российской Федерации сформировался развитый внутренний алмазно-бриллиантовый  рынок. Это стало возможным благодаря  особому способу выхода отечественной  алмазодобывающей промышленности на мировой рынок необработанных алмазов.

     Как правило, поставки алмазного сырья  для нужд алмазообрабатывающей промышленности тех стран, где добываются алмазы, осуществляется централизованно "Де Бирс". При этом, алмазное сырье закупается «Де Бирс» у алмазодобывающих предприятий этих стран в полном объеме, доставляется в DTC в г. Лондон, замешивается с сырьем, поступающим от других производителей, и после подготовки продажных партий возвращается назад в страну. Поставки же на мировой рынок через "Де Бирс" из России осуществляются только в той части, которая предназначена на экспорт. Обеспечение российской алмазообрабатывающей промышленности осуществляется АК "АЛРОСА" напрямую.

     Участниками АБК РФ являются:

     - основные алмазодобывающие предприятия: АК "АЛРОСА", добывающая 98% алмазов на территории РФ и другие, основным из которых является предприятие «Уралалмаз», добывающее 2% общероссийской добычи алмазов;

  • государственные учреждения, уполномоченные органами государственной власти и управления закупать для государственных нужд алмазное сырье и обработанные алмазы и продавать их: Государственное хранилище ценностей РФ при Министерстве Финансов РФ (далее Гохран РФ) и Государственное унитарное предприятие «Комдрагметалл РС «Я)» (далее ГУП «Комдрагметалл РС(Я)»);
  • уполномоченное Правительством РФ Государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"» (далее ВО "АЮЭ"), продает на свободном рынке контрольные 5%-ные отрезки от каждой экспортной партии, реализуемой АК "АЛРОСА";
  • предприятия алмазообрабатывающей промышленности разных форм собственности (гранильные предприятия);
  • предприятия, производящие технологический инструмент и оборудование на основе природных алмазов.

     Основополагающим  для организации внутреннего  рынка служит принятый в 1998 году Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который устанавливает отношения собственности в сфере обращения драгоценных металлов и камней, а также принципы регулирования деятельности и функции государственного контроля в российском алмазно-бриллиантовом комплексе.

     Закон устанавливает, что собственниками произведенной продукции являются субъекты добычи – алмазодобывающие компании. При этом государство обладает приоритетным правом выкупать драгоценные  камни у субъектов добычи и может выкупить у них весь объем произведенных драгоценных камней.

     Алмазы, оставшиеся в распоряжении алмазодобывающих компаний после обязательных продаж в государственные фонды драгоценных  металлов и драгоценных камней России и субъектов РФ, предлагаются на внутреннем российском рынке перерабатывающим предприятиям гранильной и инструментальной отраслей. В целях полного обеспечения потребности российских гранильных предприятий в алмазном сырье, специалисты Компании постоянно производят оценку емкости внутреннего рынка РФ путем определения мощностей гранильных предприятий.

     По  решениям органов государственного управления на внутреннем рынке могут  продаваться и алмазы из Госфондов  России и субъектов РФ. При этом, не весь ассортимент добываемых алмазов может быть эффективно переработан в России в силу объективно сложившегося более высокого уровня издержек производства относительно мирового при обработке некоторых ассортиментных категорий алмазов.

     Невостребованная  российской промышленностью часть алмазов экспортируется. В целях поддержания обеспечивающей стабильность мировых цен на алмазное сырье исторически сложившейся на мировом рынке одноканальной системы продаж, организатором которой выступает ТНК «Де Бирс», решениями Президента и Правительства Российской Федерации в России также установлена одноканальная система продаж природных алмазов на внешний рынок через одну уполномоченную организацию. Указами Президента Российской Федерации от 19.02.92 г. № 158-с, от 26.11.92 г. № 1481, от 20.07.97 г. № 740, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.12.92 г. № 948, от 23.07.97 г. № 926 в качестве уполномоченного экспортера определена АК "АЛРОСА", что обусловлено непрерывным циклом производства и продаж в Компании, в то время как государственные учреждения реализуют сырье в разовом порядке по решению Президента и Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Возможные пути усовершенствования системы мониторинга рынка алмазного сырья и методики ценообразования