Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».
Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:
1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и составляющих её элементов.
2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»
3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.
4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ОАО «Оренбургуголь»

Оглавление

1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
1.2 Основные элементы внутренней среды организации
1.3 Значение внутренней среды в производственном потенциале организации
2. Особенности элементов внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Оренбургуголь»
2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.3 Основные преимущества внутренней среды организации
3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «Оренбургуголь»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ОАО «Оренбургуголь»
3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ОАО «Оренбургуголь»
Заключения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 55.98 Кб (Скачать)

- характеристика потребителей, на которых ориентированы эти  товары;

-главные общие цели  предприятия на планируемый срок (выживание, сохранение существующих  позиций, рост);

- характеристика применяемых  технологий, на которые будет  опираться фирма в будущем;

- внутренний потенциал  предприятия сейчас и в будущем;

- внешний образ предприятия  - экономический и социальный  имидж, поддерживаемый через взаимодействие  с элементами внешней среды  средствами связи с общественностью.

По результатам формулирования миссии должны быть выработаны правила  принятия решений, которыми высшее руководство  пользуется в своей повседневной деятельности в пределах срока реализации миссии. Набор этих правил оформляется  в виде внутрифирменной политики и включает в себя следующие группы:

1) правила, используемые  при оценке результатов деятельности  предприятия в настоящем и  в будущем - это показатели, которые  с качественной точки зрения  служат ориентирами ее деятельности (например, только прибыльность или  только доходность и т. п.);

2) правила, по которым  складываются отношения предприятия  с внешней средой и определяющие:

- какие конкретно виды  продукции (товаров, услуг) из  набора и по какой конкретно  технологии будут разрабатываться  (узкая специализация или, наоборот, широкая диверсификация);

- каким конкретно потребителям  и на каком географическом  рынке эта продукция будет  поставляться (выбор метода сегментирования);

- какими средствами фирма  будет добиваться конкурентного  превосходства (используемые средства  маркетинга, например, минимизация  цены, преимущества по качеству  продукции и др.):

3) правила (форма взаимодействия), по которым устанавливаются отношения  между:

- высшим руководством  и производственными подразделениями;

- высшим руководством  и функциональными подразделениями;

- функциональными и производственными  подразделениями;

- функциональными подразделениями;

- производственными подразделениями;

4) правила, по которым  высшее руководство регламентирует  повседневную деятельность (режим  работы, степень свободы для отдельных  работников, процедуры прохождения  распорядительной и функциональной  информации и т. п.).

Общие цели. Они конкретизируют миссию путем количественной и временной  оценки каждого направления деятельности предприятия. С этой точки зрения общие цели должны показывать:

-          что конкретно должно быть  достигнуто - количественный критерий;

-          когда цель должна быть достигнута - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные  цели;

-          кто отвечает за достижение  цели - руководитель какого ранга  (высшее, среднее и низшее звено  управления), в чью должностную  инструкцию вписана организация  работ по достижению данной  цели.

В данном контексте общие  цели можно рассматривать как  количественную характеристику ориентиров. Так, например, ориентиром деятельности предприятия может быть «максимизация  прибыльности», а цель, соответствующая  ему – «норма прибыли не ниже 35% в течение срока реализации миссии»

При этом полезно формулировать  как экономические цели (доходность, доля рынка и т. п.), так и неэкономические, например, технологическое превосходство  в регионе или отрасли; уровень  благосостояния работников предприятия; участие в социальных программах местного, регионального или федерального значения и т. п.

Поскольку общие цели соответствуют  ориентирам, т. е. показателям результативности деятельности предприятия, то они должны быть сгруппированы в рамках строго ограниченных экономических и управленческих пространств (групп однородных целей). В общем случае можно выделить следующие виды пространств:

-          доходность (прибыльность) деятельности  предприятия;

-          положение предприятия на рынке  - уровень конкурентоспособности;

-          производительность - эффективность  использования рабочей силы и  производственных фондов;

-          ресурсная обеспеченность для  реализации миссии;

-          инновации - разработка новых  товаров, освоение новых рынков, создание новых технологий, внедрение  современных методов организации  производства и труда, внедрение  новых элементов системы управления;

-          управление - качество общего менеджмента;

-          качество персонала;

-          социальная ответственность перед  работниками предприятия и перед  обществом.

Основной целью деятельности предприятия ОАО «Оренбургуголь», как сказано в его Уставе является извлечение прибыли. Его миссия может  быть сформулирована следующим образом:

Производить необходимую  обществу продукцию – бурый уголь  – наиболее эффективным и безопасным способом на устойчивой долгосрочной основе и тем самым содействовать  социальному прогрессу и росту  благосостояния общества, стабильному  развитию территории и благополучию населения района хозяйствования, повышению  уровня жизни своих работников.

Стратегические цели

1.Надёжное обеспечение  экономики и населения страны  высококачественным твёрдым топливом  и продуктами его переработки;

2.Обеспечение конкурентоспособности  в условиях насыщенности рынка  альтернативными энергоресурсами;

3. Рациональное использование  месторождения бурого угля и  устойчивость операционных затрат:

-          оптимизация загрузки мощностей  предприятия;

-          поддержание устойчивости позиции  по затратам на основе укрепления  навыков постоянного совершенствования  производственной деятельности  и разработки и внедрения эффективных  технических решений;

-          укрепление независимости в обеспечении  низко затратными ресурсами, в  том числе в энергетике, транспорте.

4. Реализация потенциала  роста путем поиска и разведки  месторождений бурого угля в  регионе:

-          заключение стратегических альянсов, применение передового опыта  и навыков партнеров в добыче  и переработке бурого угля;

-          поиск возможностей расширения  существующего бизнеса путем  стратегических приобретений и  формирования партнерских отношений  в перспективных отраслях горнодобывающей  промышленности.

3. Создание условий для  профессионального развития высококлассных  специалистов, обеспечение безопасных  условий труда, предоставление  работникам конкурентоспособного  вознаграждения и социальных  льгот в соответствии с объемом  и качеством их работы;

4. Соответствие российским  и международным экологическим  стандартам, внедрение новых технологий  для соблюдения ограничений по  выбросам загрязняющих веществ,  улучшение технологий рекультивации  отработанных участков;

5.Реализация во взаимодействии  с органами региональной и  муниципальной власти проектов  социально-экономического развития  территорий.

Одним из важных элементов  внутренней среды предприятия является его организационная структура.

ОАО «Оренбургуголь» имеет  линейно-функциональную структуру  управления. На предприятии имеет  место горизонтальное разделение труда  по специализированным линиям. Специалисты  сгруппированы вместе в пределах своей функциональной области.

Все технические и экономические  службы подчинены главному инженеру. Руководитель производственной службы – заместитель директора по производству – имеет в своем непосредственном подчинении 7 руководителей функциональных служб:

-          Горный цех

-          Железнодорожный цех

-          Автотракторный участок

-          Участок монтажа и демонтажа  и ремонта горного оборудования

-          Участок энергоснабжения

-          Участок пуско-наладочных работ

-          Участок охраны

Технологической службе –  главному технологу непосредственно  подчинен отдел технического контроля.

Технология. ОАО «Оренбургуголь»  осуществляет добычу бурого угля открытым способом. Неглубокое залегание и  большая мощность угольных пластов  позволяют широко применять открытый способ разработки, экономические и  технические преимущества которого во многом компенсируют относительно низкое качество сырья.

Современное развитие горнодобывающего предприятия осуществляется на основе больших финансовых вложений, в том  числе, и для приобретения нового горнодобывающего оборудования и подвижного состава. В ОАО Оренбургуголь  этот вопрос стоит достаточно остро, так как связан с необходимостью обновлять имеющийся парк горно-транспортного  оборудования и подвижного состава  большая часть которого имеет  значительный износ. Такое оборудование в силу своей специфики имеет  низкий коэффициент выпуска и  высокие затраты на техническое  обслуживание и ремонт.

Основное горнодобывающее  оборудование на предприятия – шагающие, ковшовые и роторные экскаваторы.

Открытый способ определяет его меньшую себестоимость. Экономическая  эффективность при открытом способе  добычи угля в 2-2,5 раза выше, чем при  закрытом. Добывать уголь открытым способом экономически оправдано до глубины 600 м. Но открытый способ добычи угля имеет и недостатки - образование  глубоких карьеров, их выветривание и  др.

Люди. ОАО «Оренбургуголь»  испытывают острую потребность в  квалифицированных рабочих –  машинистах экскаваторов и электровозов, механиках, электрослесарях. А так  же высококвалифицированных руководителей  среднего звена. Не хватает горных электромехаников. Вообще профессия механика приобретает  нынче особое значение. Разрезам нужны  не просто механики, а особо грамотные  и квалифицированные специалисты, умеющие разобраться с самой  сложной импортной техникой без  переводчика: механики со знанием одного, а то и двух иностранных языков, знающие, помимо своей основной работы, еще и электропривод, владеющие  другими смежными специальностями.

Несколько лет назад на угольный разрез невозможно было устроиться. Сказывались результаты так называемой «реструктуризации» в угольной промышленности. Предприятие существенно снизило  объемы добычи, и люди иногда целыми бригадами переходили на более перспективные  предприятия, преимущественно вахтовым способом, так как разрез «Тюльганский»  был градообразующим предприятием и других рабочих мест для работников разреза просто не было. Вопрос с  кадрами не стоял так остро.

Сегодня предприятие ОАО  «Оренбургуголь» работает стабильно  и рентабельно, открываются новые  угледобывающие и перерабатывающие предприятия. А обновляющийся рынок  труда требует и новых кадров. Причем качественно отличающихся от тех, которые работали в горнодобывающей  отрасли лет двадцать тому назад. Сегодня от кадров зависит не только экономический успех предприятия. Человеческий фактор в угольной отрасли  – это понятие очень емкое, от него напрямую зависит безопасность труда на разрезе.

Модернизация предприятия, приобретение суперсовременной техники  и внедрение новейших технологий диктуют свои условия, с которыми под силу справиться только грамотным  специалистам. Поэтому и ОАО «Оренбургуголь»  стоит перед необходимостью затраты  существенных средств для обучения своих специалистов.

Вторая проблема – возрастная. Более 50% рабочих основных профессий, а это как раз костяк предприятия, вот-вот достигнут пенсионного  возраста. И эту кадровую прореху  предприятие ничем не сможем компенсировать через несколько лет, если уже  сегодня не начнет заниматься кадрами. Такая же ситуация складывается и  с инженерно-техническими работниками.

Помимо того, что нет  притока новых специалистов, руководство  предприятия беспокоит качество подготовки кадров.

По мнению руководителей, техника и технологии на угольных предприятиях ушли далеко вперед, а  вузы и техникумы остались еще  в прошлом времени. Там до сих пор еще изучают горное оборудование устаревших марок, которые уже практически нигде на разрезах не применяется.

У многих нынешних специалистов нет мотивации на дальнейшее обучение и развитие. Никакой специальной  литературы по своему профилю, никаких  журналов не читают. У специалиста  с узким кругозором никогда не будет авторитета в коллективе, да и дальнейший карьерный рост его  проблематичен.

Наверное, выходом из сложившейся  ситуации с кадрами для угольных предприятий был бы целевой набор, но предприятие не видят гарантий, что выпускник, за обучение которого они будут платить пять лет, вернется на предприятие.

Разрез «Тюльганский»  когда-то имел свой учебно-курсовой комбинат, который готовил высококвалифицированные  рабочих специалистов.

ОАО «Оренбургуголь» не имеет  своего структурного подразделения  для обучения и повышения квалификации своих рабочих. Подготовкой рабочих  кадров для предприятия занимается Тюльганское ПУ-9.

Система оплаты труда на предприятии  нуждается в доработке. Так как  она не способствует мотивации работников предприятия к повышению качества труда и стремлению к карьерному росту.

2.3 Основные преимущества  и недостатки внутренней среды  предприятия

Информация о работе Внутренняя среда организации