Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».
Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:
1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и составляющих её элементов.
2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»
3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.
4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ОАО «Оренбургуголь»
1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
1.2 Основные элементы внутренней среды организации
1.3 Значение внутренней среды в производственном потенциале организации
2. Особенности элементов внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Оренбургуголь»
2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.3 Основные преимущества внутренней среды организации
3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «Оренбургуголь»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ОАО «Оренбургуголь»
3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ОАО «Оренбургуголь»
Заключения
Список используемой литературы
Содержание
1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
1.2 Основные элементы внутренней среды организации
1.3 Значение внутренней
среды в производственном
2. Особенности элементов
внутренней среды ОАО «
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности
2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.3 Основные преимущества внутренней среды организации
3. Основные направления
совершенствования
3.1 Мероприятия по
3.2 Мероприятия по повышению
мотивации работников на
Заключения
Список используемой литературы
Введение
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.
Под внутренней средой понимается
хозяйственный организм предприятия,
включающий управленческий механизм,
направленный на оптимизацию научно-
Когда речь идёт о внутренней среде предприятия, имеется в виду глобальная структура предприятия, охватывающая все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Анализ внутренней среды
позволяет также лучше уяснить
цели и задачи организации. Важно
то, что помимо производства продукции,
оказания услуг организация обеспечивает
возможность существования
Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.
Цель курсовой работы состоит
в изучении внутренний среды предприятия
его элементов на примере действующего
предприятия ОАО «
Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:
1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и составляющих её элементов.
2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»
3.Выявление сильных и
слабых сторон этого
4.Составление рекомендаций
по улучшению отдельных
Теорией стратегического менеджмента занимались и занимаются в настоящее время огромное число экономистов, такие как Ансофф И., Дойль П., Котлер Ф., Портер М., Градов А.П., Бережной В.И., Бережная Е.В., Выханский О.С., Наумов А.И. Большой вклад в изучение внутренней среды предприятия внесли так же работы М.Мэскона, З. Румянцевой, В Алешниковой, Д. Чупрова.
1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
Развитие менеджмента является результатом действия многих факторов, действующих как во внешнем окружении, так и внутри самой организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации.
Наиболее полное определение внутренней среды организации предложил российский ученый, академик О. С. Виханский: под внутренней средой понимают ту часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [6].
Так Дж. Пирсоном и Р. Робертсоном
были выделены ключевые сферы внутренней
среды, рекомендуемые для выявления
источников силы и слабости организации:
кадры, организация общего управления,
производство, маркетинг, финансы и
учет. Анализ этих факторов позволяет
составить представление о
Согласно О.С. Виханскому, внутренняя среда имеет несколько «срезов», состояние которых в совокупности определяет возможности (потенциал) организации. [6]
Кадровый срез внутренней среды: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
При рассмотрении внутренней
среды необходимо учитывать, что
организации представляют собой
системы, созданные людьми, и поэтому
существующая в организации внутренняя
среда в основном является результатом
управленческих решений. Это, однако, вовсе
не означает, что все внутренние
факторы полностью
Внутренние переменные –
это ситуационные факторы внутри
организации, которые в основном
являются контролируемыми и
Внутренняя среда организации
– это динамичное явление, поэтому
факторы внутренней среды рассматриваются
как переменные (то есть в их развитии).
Внутренняя среда – это взаимосвязанная
совокупность элементов, выделенная из
внешней среды и объединенная
единством цели или общими правилами
поведения. Внутренняя среда каждой
организации характеризуется
Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении свои целей [19].
Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:
-
с точки зрения
-
с точки зрения политики
-
с точки зрения текущей
1.2 Основные элементы внутренней среды организации
Для более глубокого понимания организации представляется целесообразным рассмотреть, из каких элементов состоит внутренняя среда и определить степень ее влияния на организацию.
В литературе по управлению существуют разнообразные подходы к вопросу структуризации факторов внутренней среды предприятия:
Майкл Мескон рассматривает пять переменных – цели, задачи, структуру, технологию, люди [ 14]; Румянцева З., Алешникова В. выделяют структуру, культуру и ресурсы, некоторые авторы, говоря о внутренней среде организации, проводят анализ ее потенциала – управленческого, производственного (экономического).[17].
Д. Б. Чупров в качестве элементов внутренней среды организации выделяет цели, структуру, технологию, финансы, управление, персонал, коммуникацию.
Рассмотрим подробнее основные элементы организации по М. Мэскону.
Первым и основным элементом
внутренней среды в организации
можно назвать наличие цели, поскольку,
как известно, ни одна из организаций
(как формальная коммерческая структура,
так и неформальное общественное
объединение) не сможет сформироваться
и тем более существовать, если
не будет определена ее цель – то,
ради чего организация формируется,
и будет действовать в
Организация, по определению, это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.
Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для функционирования.
Многообразие целей
Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач.
Задача - это предписанная
работа, серия работ или часть
работы, которая должна быть выполнена
заранее установленным способом
в заранее оговоренные сроки.
С технической точки зрения, задачи
предписываются не работнику, а его
должности. На основе решения руководства
о структуре, каждая должность включает
ряд задач, которые рассматриваются
как необходимый вклад в
Характеристики задач. Задачи
организации традиционно
Два других важных момента
в работе — это частота повторения
данной задачи и время, необходимое
для ее выполнения. Машинная операция,
например, может состоять в выполнении
задачи по сверлению отверстий тысячу
раз в день. Чтобы выполнить
каждую операцию, требуется всего
лишь несколько секунд. Исследователь
выполняет разнообразные и
Следующим немаловажным элементом является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация.
До начала 90-х годов
в нашей стране преобладали структуры
с использованием модели, основанной
на подходе «единственно правильный
путь», поскольку организации
Согласно /1/, структура – это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Таким образом, структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).