Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».
Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:
1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и составляющих её элементов.
2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»
3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.
4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ОАО «Оренбургуголь»
1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
1.2 Основные элементы внутренней среды организации
1.3 Значение внутренней среды в производственном потенциале организации
2. Особенности элементов внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Оренбургуголь»
2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
2.3 Основные преимущества внутренней среды организации
3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «Оренбургуголь»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ОАО «Оренбургуголь»
3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ОАО «Оренбургуголь»
Заключения
Список используемой литературы
- производство;
- маркетинг;
- финансы;
- работа с кадрами;
- эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством
состоит в осуществлении
Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами
состоит в том, что менеджмент
осуществляет управление процессом
движения финансовых средств в организации.
Для этого осуществляется: составление
бюджета и финансового плана;
формирование денежных ресурсов; распределение
денег между различными сторонами,
определяющими жизнь
Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.
Все внутренние переменные взаимосвязаны.
В своей совокупности они рассматриваются
как социотехнические подсистемы. Изменение
одной из них в определенной степени
влияет на все другие. Совершенствование
одной переменной, например, такой,
как технология, не обязательно может
вести к повышению
1.3 Значение внутренней
среды в производственном
Жизнедеятельность соответствующей экономической системы во многом определяется наличием и использованием собственного потенциала.
В экономике имеет место понятие «производственного потенциала», который можно охарактеризовать следующим образом:
Производственный потенциал
(ПП) – это система экономических
отношений, возникающая между
Производственный потенциал предприятия (ППП) – это отношения, которые возникают на микроуровне между работниками самого предприятия по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства, и вне зависимости от состояния внешней среды. Противоречивый характер этих отношений определяется внутренней средой самого предприятия, а ППП заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития.
К производственным ресурсам, характеризующим ППП, следует отнести (рис.1):
- основные фонды предприятия;
- оборотные средства
- трудовые ресурсы предприятия.
Другими словами, ППП –
это потенциальный объем
Материальные ресурсы предприятия – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта и т.д.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.
Внутренняя среда предприятия
Влияние внешних факторов
Рисунок 1. – Структура производственных ресурсов, характеризующих ППП
Характеризуя трудовые ресурсы предприятия, от которых во многом зависит конкретный результат производственной деятельности, предлагаем рассмотреть понятие «интеллектуального капитала».
Сущность интеллектуального
капитала как экономической категории
профессор Эскиндаров М.А. определяет
как систему «…отношений
Основные особенности интеллектуального капитала определяются следующими обстоятельствами:
-
охватом всей совокупности
-
развитием и широким
-
преобразованием общественного
разделения труда мировой
-
материализацией в технологиях,
-
качественным преобразованием
-
превращением обучения из
- расширением границ и глубины познаний, приобретенных в процессе обучения, для общего и отраслевого образования;
-
усилением контроля за
-
опережающим развитием
Интеллектуальный капитал постепенно обретает собственную оригинальную форму движения, системообразующим элементом которого является наука.
Интеллектуальный капитал
предприятия – это вклад в
производственную деятельность, осуществляемый
человеком посредством
Таким образом, уровень ПП
любой экономической
2. Особенности элементов
внутренней среды ОАО «
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности
Акционерное общество открытого «Оренбургуголь» образовано в 2000 году на базе бывшего структурного подразделения "Башкируголь" - разреза Тюльганский - для разработки Тюльганского месторождения бурого угля. Тюльганское месторождение бурого угля является крупнейшим в Южно-Уральском буроугольном бассейне. Балансовые запасы на 01.01.2003г. составляют 162,8 млн. тонн.
Предприятие расположено по адресу: Оренбургская обл. п, Тюльган, в 120 км. от областного центра.
Основными видами деятельности Общества являются: добыча бурого угля; торговля бурым углем, термомеханическая и химическая переработка угля.
Уставный капитал Общества составляет 100 000 000 (Сто миллионов) рублей. Уставный капитал Общества состоит из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами.
Все акции Общества являются именными и бездокументарными. Общее количество размещенных Обществом обыкновенных именных акций составляет 100 000 (Сто тысяч) штук. Номинальная стоимость одной обыкновенной именной бездокументарной акции - 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Органами управления Общества являются:
- общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
-
единоличный исполнительный
-
в случае назначения
Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров решаются вопросы об избрании Совета директоров Общества, ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора Общества, вопросы отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным органом общества - Генеральным директором. Генеральный директор подотчетен Совету директоров Общества и общему собранию акционеров.
Генеральный директор избирается
Советом директоров Общества сроком
на пять лет. В случае, если единоличный
исполнительный орган Общества (Генеральный
директор) не может исполнять свои
обязанности исполнительный директор
предприятия осуществляет временное
руководство текущей
Эффективность работы предприятия зависит, прежде всего, от его организационной структуры.
Основные технико-
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели ОАО «Оренбургуголь»
Показатели
2007
2008
1. Производственная мощность, тыс. тонн 1000 1000
2. Выпуск продукции в
натуральном выражении, тонн
3. Коэффициент использования
производственной мощности 0,
4. Товарная продукция, тыс. руб. 89712 101970
5. Реализованная продукция
(объем продаж продукции) руб.
6. Среднегодовая стоимость
основных производственных
7. Реализовано продукции (объем продаж) на рубль стоимости основных фондов, руб. 1,24 1,43
8. Численность промышленно-
9. Реализованная продукция (объем продаж) на одного работника, тыс. руб. 381,75 520,26
10. Направленные средства на оплату труда 33 000 000 33 000 000
11. Среднемесячная оплата труда, руб. 14000 12620
12. Полная себестоимость
товарной продукции, тыс. руб.
13. Прибыль (убыток) продукции тыс. руб. 588 3643
14. Прибыль (убыток) за налогообложения, тыс. руб. 446,88 2769
15. Затраты на рубль
реализованной (проданной)
16. Рентабельность продукции в целом, % 0,5 3
Закрытие в 1999 году ОАО «Башкируголь» и входящей в него Кумертауской брикетной фабрики привело к потере основного рынка сбыта угля.
С приходом нового собственника
была разработана и проведена
программа финансового
Возобновились хозяйственные
взаимоотношения с
2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»
При анализе внутренней среды предприятия в первую очередь должны быть определены его миссия и задачи.
Миссия (общие цели) предприятия. В прикладном аспекте, миссия - это общее направление деятельности предприятия на срок 5-10 лет. Содержание миссии должно включать следующие базовые определения [18]:
- характеристика набора
товаров (услуг, работ), составляющего
основу предпринимательской