Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование предложений по совершенствованию методов управления конфликтами в торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть теоретические основы управления конфликтами: их виды, причины возникновения, способы предупреждения и разрешения, возможные последствия;
провести анализ методов управления конфликтами в торговой организации;
разработать предложения по совершенствованию методов управления конфликтами в анализируемой фирме.
Введение
1 Теоретические основы управления конфликтами на предприятии
1.1 Понятие конфликта и его виды
1.2 Причины возникновения конфликтов
1.3 Предотвращение и разрешение конфликтов
2 Анализ системы управления конфликтами в ООО "Сантикс"
2.1 Краткая экономическая характеристика
2.2 Анализ персонала организации
2.3 Оценка методов управления конфликтами
3 Обоснование предложений по совершенствованию методов управления конфликтами в ООО " Сантикс "
3.1 Основные подходы к совершенствованию
3.2 Конкретные предложения
3.3 Экономический и социальный эффект предлагаемых мероприятий
Заключение
Литература
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)
Факультет Экономический
Кафедра Коммерции и Товароведения
Специальность 080507.65
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Управление трудовыми конфликтами на предприятии ООО «Сантикс»
по дисциплине Управление персоналом
Исполнитель
студент группы 932
_________________________
Проверил
ст. преподаватель
_________________________
Нормоконтроль
_________________________
Благовещенск 2012
Введение
1 Теоретические основы управления конфликтами на предприятии
1.1 Понятие конфликта и его виды
1.2 Причины возникновения конфликтов
1.3 Предотвращение и разрешение конфликтов
2 Анализ системы управления конфликтами в ООО "Сантикс"
2.1 Краткая экономическая характеристика
2.2 Анализ персонала организации
2.3 Оценка методов управления конфликтами
3 Обоснование предложений по совершенствованию методов управления конфликтами в ООО " Сантикс "
3.1 Основные подходы к совершенствованию
3.2 Конкретные предложения
3.3 Экономический и социальный эффект предлагаемых мероприятий
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт является всеобщим
и необходимым элементом
В любой компании возникают производственные конфликты, и поэтому существует необходимость в их регулировании. Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Конфликт был, есть и в
обозримом будущем будет
Целью курсовой работы является обоснование предложений по совершенствованию методов управления конфликтами в торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
При выполнении курсовой работы объектом исследования являлась торговая фирма ООО "Сантикс" города Благовещенска, а именно, ее персонал. Предметом исследования являлись способы регулирования конфликтов в данной фирме.
В ходе исследования применялись следующие методы: абстрактно-логический, монографический методы, интервьюирование, анкетирование, изучение управленческой и бухгалтерской документации, личные наблюдения автора, хронометражные наблюдения и др.
1.1 Понятие конфликта и его виды
Разнообразие видов, форм и содержания конфликтов делает их предметом самых разнообразных областей знания. Существует множество определений и толкований конфликта.
Конфликт (от лат. conflictus – "столкновение, борьба") – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы [9, с. 583].
Конфликт – столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей [16, с. 409].
Г. Зиммель утверждал, что конфликт предназначен для решения любого дуализма, что это способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон.
С точки зрения системного подхода конфликт – это столкновение человека с той средой, в которой он обитает.
А среда – это и быт, и семья, и работа, и люди, с которыми мы сталкиваемся постоянно, отстаивая свою территорию, свои интересы. Кроме того, сюда же включаются коллективные, общественные, общечеловеческие отношения [6].
На Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника [11, с. 41].
Социолог Л.Г. Здравомыслов считал, что "конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями" [10, с. 96].
Таким образом, можно выделить три основных компонента конфликта:
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены (термин введён психологом А.П. Егидесом) – слова, действия (или бездействие), порождающее или могущие привести к конфликту. На мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует. Но накопление их приводит к внешне беспричинной (или имеющей пустяковую причину) взрывной реакции (ссора, скандал, увольнение, развод и т.п.)
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальным и неформальным коллективами и т. п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. Таких конфликтов большинство – 70-80 %. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.
Пока конфликт еще не "созрел", он является скрытым, что затрудняет процесс управления им или его разрешения. В противном случае конфликт считается открытым. Открытый конфликт находится под контролем руководства, поэтому он менее опасен для организации, в то время как скрытый незаметно подтачивает ее основы, хотя внешне может казаться, что все нормально [21, с. 190-193].
У. Мастенбрук в своей работе "Управление конфликтными ситуациями и развитие организации" предложил несколько иную классификацию конфликтов:
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции (табл. 1):
Таблица 1
Функции конфликтов
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально- |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений ("шлейф конфликта") |
Следует заметить, что вовлечение
в конфликт в коммерческой деятельности
большого количества людей позволяет
резко увеличить и обнаружить
множество альтернатив и
Исследователи используют удачное
сравнение конфликта с
Деловой конфликт
Амбиции менеджера
Соавторство в инновационном проекте
Личное соперничество
Зависть успехам коллег
Отсутствие сотрудничества
Взяточничество в коллективе
Авторитарное управление
Конкурентная борьба за свободное место
Противоречия между смежными подразделениями
Рис. 1. Причины возникновения делового конфликта
В общем виде эти причины можно разделить на три группы:
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и разрешения. Трудно регулировать конфликт без знания движущих сил его развития.
Информация о работе Управление трудовыми конфликтами на предприятии ООО «Сантикс»