Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:06, дипломная работа
Анализ способов управления трудовым потенциалом и разработка методов их практической реализации позволит предприятию существенно увеличить эффективность труда. На микроэкономическом уровне это приведет к повышению результативности деятельности коммерческого предприятия и его положения на рынке. На макроэкономическом уровне, решение проблемы повышения использования трудового потенциала решает ряд важнейших проблем — эффективности национального хозяйства, стимулирования его развития, повышение уровня занятости за счет повышения привлекательности труда как фактора производства.
Введение
1 Теоретические основы оценки трудового потенциала
1.1 Сущность и структура трудового потенциала
1.2 Современные концепции оценки трудового потенциала
1.3 Реализация трудового потенциала в процессе хозяйственной деятельности
1.4 Элементы управления трудовым потенциалом предприятия
1.5 Способы повышения эффективности использования трудового потенциала
1.6 Управление развитием трудового потенциала
2 Анализ управления трудовым потенциалом в ООО «Лесная фирма»
2.1 Краткая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели
2.2 Оценка трудового потенциала предприятия
2.3 Анализ управления трудовым потенциалом на предприятии
3 Совершенствование системы управления трудовым потенциалом предприятия ООО «Лесная фирма»
3.1 Основные методы в повышении квалификации рабочих
3.2 Повышение технического уровня персонала
Заключение
Библиографический список
Приложения
Как мы уже отмечали, величина трудового
потенциал предприятия определя
-требований к должностям и рабочим местам, которые содержатся в должностных инструкциях и описаниях рабочих мест;
-документации,
в которой содержатся
1.5 Способы повышения
Степень реализации трудового потенциала предприятия зависит от проектирования оптимальной организационной структуры, трудовой мотивации и разработки на ее основе системы материального и морального стимулирования и управления социально-психологическим климатом в коллективе. Это можно объяснить следующим образом. По сути, эффективность использования трудового потенциала зависит от того, на сколько работник заинтересован в интенсивном и плодотворном труде (мотивация и стимулирование труда), на сколько рационально построено его взаимодействие с другими работниками для достижения целей деятельности предприятия (организационная структура и делегирование полномочий и обязанностей) и от эффективности данного взаимодействия с учетом индивидуальных психологических особенностей работников (управление социально психологическим климатом).
Рассмотрим некоторые технологии управления социально-психологическим климатом. Образующей для всего процесса управления и придания ему целостного и комплексного характера является корпоративная культура организации.
Л.И. Лукичева предлагает следующее определение культуры организации: корпоративная культура - это микрокультура, присущая конкретной фирме, а именно совокупность формальных и неформальных правил, законов и стандартов поведения, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность и развивается фирма. Корпоративная культура — это также имидж фирмы, зависящий от персонала. Она связана с формирование корпоративного духа, направленного на повышение эффективности и производительности труда, на развитие чувства приверженности фирме и, в результате, на повышение ее конкурентоспособности в целом. В таком случае мы можем выделить следующие ориентиры для формирования оптимальной корпоративной культуры:
-нацеленность на высокие
производственно-экономические
-постоянное внимание к системе развития трудового потенциала предприятия и эффективности его реализации в процессе хозяйственной деятельности;
-ориентация на учет
личностного фактора и
-минимизация аппарата
Одним из популярных в настоящее время инструментов формирования психологического климата в рамках структурного подразделения и предприятия в целом является тимбилдинг (построение команды). Его роль высока в силу того, что воздействие оказывается на индивидуальном уровне и ориентированно на человека. В.К. Потемкин отмечает, что в настоящее время активной трансформации общественных отношений, особенно велика роль культуры эмоционального отношения человека к человеку [9].
Эффективность тимбилдинга обусловлена налаживанием коммуникаций между работниками за пределами стандартных временных и пространственных рамок их профессиональной деятельности. Данный факт психологи объясняют тем, что когда люди воодушевлены, сообща делают какое-то дело, между ними возникает чувство локтя и дружбы. Технологии тимбилдинга предполагают использование нестандартных ситуаций для организации взаимодействия специалистов на личностном уровне, когда инициатива и готовность к взаимопомощи людей выше.
Следующим аспектом управления коммуникациями на межличностном уровне является управление конфликтами.
Естественно, что создание благоприятного социально-психологического климата предполагает преодоление тех барьеров психической напряженности, которые могут возникнуть в процессе общения между людьми. Актуальность этой проблемы в контексте исследования объясняется весомостью творческого потенциала работника, которая консервируется психологическими барьерами. При этом в общении людей заложены и возможности конфликта, и в этих же отношениях, в их коррекции лежит и путь преодоления конфликтных ситуаций.
Очевидно, что наибольшим воздействием на эффективность использования трудового потенциала предприятия оказывает стимулирование труда. Данное направление экономики труда неизменно привлекает большое внимание как научных сотрудников, так и руководителей. В нашей исследовательской работе выявим современные формы организации материального и нематериального стимулирования, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные на текущем этапе развития хозяйственных отношений. Наибольший интерес для нас будет представлять процесс формирования оптимальной системы стимулирования на отдельном предприятии.
Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях представляет комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и реализации их трудового потенциала. Соотношение материальной и моральной составляющей стимулирования на предприятиях существенно различается. В большинстве фирм развитых стран постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов, в то время как для значительного числа российских предприятий и фирм характерны сокращение в доходах семей доли общественных фондов потребления, и увеличение в доли доходов материального вознаграждения. Тем не менее, в арсенале компании имеется следующий спектр инструментов стимулирования:
материальное вознаграждение: заработная плата, премии, участие в прибылях компании, дополнительные выплаты, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале;
а так же дополнительные стимулы: транспортные средства компании, оплата транспортных и части коммунальных расходов, субсидии на питание, скидки на покупку товаров фирмы, помощь в оплате расходов на образование, помощь в обучении, стипендиальные программы, ассоциации для получения кредитов, членство в клубах, загородные поездки, консультативные службы, расходы средств связи, членство в профсоюзах, соревнования работников сбыта, страхование жизни и от несчастных случаев, медицинское и стоматологическое обслуживание, выплаты при нетрудоспособности, оплачиваемые выходные, сберегательные фонды, пенсии, отпуска.
В настоящее время существуют десятки различных систем заработной платы. При этом новейшие из них нацелены именно на повышение эффективности использования трудового потенциала предприятия и результатов его хозяйствования за счет действенного стимулирования. В силу этого, достаточно четко прослеживается тенденция расширения сферы применения повременных систем с нормированными заданиями и увеличение доли переменной (премиальной) составляющей в доходе работника. Все более распространенными становятся формы оплаты, в которых в качестве части дохода является право выкупа акций или сами акции компании. При такой системе работник становится одновременно и совладельцем компании. В результате, повышается его заинтересованность в успешной деятельности компании, что положительно сказывается как на интенсивности его труда, так и на стремлении грамотной работы команды (структурного подразделения, бригады), в которую он входит. Кроме того, процедура наделения сотрудников правами собственности, приводит к тому, что работники склонны тревожиться о долгосрочных планах компании, о ее стратегии, инвестиционной политике и в меньшей степени расположены поддерживать различные финансовые маневры [11].
Современные корпоративные системы стимулирования труда на предприятиях США и Канады в целом тяготеют к дифференциации размера вознаграждения работника от результативности его деятельности. На некоторых американских предприятиях повышение заработной платы ставится в зависимость не столько от выработки, сколько от повышения квалификации работника и количества освоенных специальностей. Система "оплаты за квалификацию" охватывает высококвалифицированных рабочих, а также руководителей среднего звена и мастеров: при освоении каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной степени использоваться в работе. Механизм системы включает в себя понятие "единицы квалификации", которое характеризует сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки.
Методики учета сложности труда в системах оплаты получают все большее распространение и в отечественной практике. Они предполагают обязательное прохождение двух подготовительных этапов: описание рабочего места (наиболее известный способ такого описания - должностная инструкция) и оценка рабочего места.
Практика показывает, что низкому уровню стимулирования труда обычно способствуют следующие причины:
-служебные функции и критерии оценки персонала четко не сформулированы или не доведены до работников, которые могут не представлять и не понимать, какие требования к ним предъявляет руководство компании;
-персонал организации не обладает необходимыми умениями и навыками, чтобы выполнять стандарты деятельности и требования руководителей;
-предлагаемые стимулы не соответствуют внутренним мотивам работников, т.е. программа стимулирования не учитывает общую структуру трудовой мотивации персонала. В частности, это может проявляться в неверном использовании денежных стимулов, а также в отказе от не денежных видов стимулирования (натуральных, моральных, организационных и др.), влияющих на мотивацию и лояльность работников;
- в системе стимулирования персонала преобладают негативные стимулы, что оказывает демотивирующее воздействие на людей, и вызывает их сопротивление;
Например, доказано, что денежные стимулы (премии и штрафы) влияют на мотивацию только в том случае, если их размер составляет не менее 20% от постоянной зарплаты.
Разработка нематериального стимулирования. На данном этапе вырабатываются разнообразные стимулы (натуральные, моральные, организационные, патерналистские и др.) с учетом специфики предприятия, требований ее руководителей, особенностей работников и рабочих мест, организационной культуры предприятия, опыта других организаций. Разработанные стимулы «привязываются» к конкретным должностным позициям, категориям персонала, отдельным работникам и применяются в различных формах (опережающей и подкрепляющей, коллективной и индивидуальной, позитивной и негативной, непосредственной, текущей и перспективной, общей, эталонной и соревновательной) [12]. Без использования и внедрения не денежных стимулов любая программа стимулирования персонала будет однобокой и малоэффективной.
Рисунок 1- Механизм обучения и повышения квалификации работников
Бесспорно, любая новая
разработанная программа
Если значения, полученные в ходе опроса и величины, предполагаемые системой стимулирования совпадают, значит, последняя разработана достаточно успешно, и можно переходить к ее внедрению.
1.6 Управление развитием трудового потенциала
Управление развитием трудового потенциала предприятия представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на повышение характеристик трудового потенциала работника, организационной и субъективной составляющей трудового потенциала предприятия.
Управление развитием профессионализма работников на предприятии предполагает:
-обучение, которое в
форме общего и