Управление персоналом в банке. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций

Краткое описание

9 тем.

Файлы: 9 файлов

Тема 2.ppt

— 172.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 УП.ppt

— 327.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 УП.ppt

— 440.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5 УП.ppt

— 427.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6 УП.ppt

— 230.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7 УП.ppt

— 371.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8 УП.ppt

— 508.00 Кб (Скачать)

Основные  подходы к анализу  лидерства  

     Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

    Он опирается на неформальный характер взаимодействия руководителя и подчиненных и строится на отношениях «лидер – последователь», а не «руководитель – подчиненный».

ситуационный  

Подходы  к определению

  значимых факторов лидерства 

с  позиций

личных  качеств  

поведенческий 

 
Подход с позиций  личных качеств 
(«теория великих людей»)
 

 - эффективные руководители обладают набором общих для всех личных качеств.

  Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, надежностью, ответственностью, активностью, стремлением к знаниям, социальным участием и социально-экономическим статусом

Поведенческий  подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. 

     В рамках данного подхода эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Он создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения.

Под  стилем руководства понимается привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

либеральный

(попустительский)  

Поведенческие  стили руководства

  (немецкий психолог К.Левин) 

авторитарный 

демократический

    Авторитарный стиль характеризуется такими чертами:

  • единоличное принятие руководителем всех решений;
  • жесткое навязывание своей воли подчиненным;
  • приказной тон, не допускающий возражений;
  • слабый интерес к работнику как личности;
  • детальная регламентация и контроль поведения подчиненных;
  • предельная централизация полномочий.

Демократический  стиль предполагает

  • интерес руководителя к неформальным человеческим отношениям,
  • использование мнений подчиненных при принятии решений,
  • расширение гласности,
  • делегирование полномочий,
  • ориентированность на самоконтроль подчиненных.

Либеральному (попустительскому) стилю присущи:

  • стремление руководителя уклониться от принятия решений;
  • безучастное отношение к делам коллектива;
  • предоставление полной свободы действий своим подчиненным;
  • избегание как позитивных, так и негативных оценок подчиненным;
  • устранение от своей управленческой роли.

Дальнейшие  исследования привели  к выделению стиля  руководства, ориентированного на задачу, и стиля, ориентированного на человека.

Стиль  руководства, ориентированный на задачу, является в определенном смысле модификацией авторитарного стиля и характеризуется концентрацией внимания руководителя на организационных задачах и, как следствие, ослаблением внимания к людям.

Стиль, ориентированный на человека, предполагает концентрацию внимания на сотрудниках, их потребностях, на отношениях в коллективе.

    Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.

 

Управленческая  решетка Блэка  и Мутона

Вертикальная  ось этой схемы  ранжирует "заботу  о человеке" по  шкале от 1 до 9.

  Горизонтальная ось ранжирует "заботу о производстве" также по шкале от 1 до 9.

  Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блэйк и Мутон описывают средние и четыре крайние позиции решетки как:

1.1  — страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9  — дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9.1  .— авторитет подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5.5  — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9  — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

   Основной недостаток поведенческого подхода заключался в тенденции исходить из предположения, что существует один оптимальный стиль руководства. Однако дальнейшие исследования привели к выводу – оптимальный стиль меняется в зависимости от ситуации

Ситуационный  подход 

   Ситуационный подход к анализу стилей руководства исходит из того, что основным фактором эффективности того или иного стиля руководства являются условия внешней среды, сложившейся ситуации.

Ситуационные  факторы включают:

  • потребности;
  • личные качества подчиненных;
  • характер задания;
  • требования и воздействия среды;
  • информацию, которой располагает руководитель.

В  рамках ситуационного  подхода были разработаны  четыре модели:

  • ситуационная модель Фидлера;
  • подход «путь – цель» Митчелла и Хауса;
  • теория жизненного цикла Херси и Бланшара;
  • модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона.

      Модель  Фидлера сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя Этими факторами являются:

  • Отношения между руководителем и членами коллектива Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
  • Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
  • Должностные полномочия. Это — объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

    Фидлер  считает, что, хотя  каждой ситуации  и соответствует  свой стиль руководства, стиль того или  иного руководителя  остается, в целом, постоянным. Поскольку  Фидлер исходит  из предположения, что человек не  может приспособить  свой стиль руководства  к ситуации, он  предлагает помещать  руководителя в  такие ситуации, которые  наилучшим образом  подходят к стабильному  стилю руководства. Это обеспечит  надлежащий баланс  между требованиями, выдвигаемыми ситуацией  и личными качествами  руководителя, а это  ведет к высокой  производительности  и удовлетворенности.

    Чтобы  определить личные  качества руководителя, Фидлер провел  опрос. Он обращался  к конкретным работникам  и просил их  дать портрет гипотетического  коллеги, чьи личные  качества были  бы для них наименее  предпочтительными (наименее  предпочитаемый коллега  — НПК), с кем  бы им менее  всего хотелось  работать. Согласно  Фидлеру:

    « Человек, который  дает сравнительно  благожелательное  описание НПК, как  правило, уступчив, ориентирован  на человеческие  отношения и внимателен  к настроениям  своих подчиненных. И, наоборот, кто описывает  НПК в неблагоприятной  манере, т.е. в чьих  глазах НПК имеет  низкий рейтинг, выражаясь  современными терминами, он держит бразды  правления в своих  руках, контролирует  процесс исполнения  задания и мало  обеспокоен человеческими  аспектами производственного  процесса ».

    По  Фидлеру, менеджеры, имеющие высокий  рейтинг по критерию  НПК, хотят, чтобы  их отношения с  коллегами строились  на личностной  основе и взаимопомощи, а кто имеет  низкий рейтинг  — сосредоточиваются  на задаче и  беспокоятся о  производстве.

Как  меняется стиль  эффективного руководства  в зависимости  от ситуации  

Отношения  между руководителем  и членами коллектива  могут быть хорошими  и плохими, задача  может быть структурирована  и не структурирована, а должностные  полномочия руководителя  могут быть большими  или малыми. Различные  сочетания этих  трех размерностей  могут дать восемь  потенциальных стилей  руководства.

Руководитель, ориентированный  на задачу, или  НПК с низким  рейтингом, наиболее  эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время  как руководители, ориентированные  на человеческие  отношения, или НПК  с высоким рейтингом, лучше всего работают  в ситуациях 4,5 и 6. Заметьте, что в  ситуации 7 хорошо  работать могут  как те, так и  другие.

Подход  Митчела и Хауса "путь -цель" 

      Согласно  этому подходу, руководитель  может побуждать  подчиненных к  достижению целей  организации, воздействуя  на пути достижения  этих целей.

      Руководитель  может повлиять  на подчиненных, увеличивая  личную выгоду  достижения подчиненными  цели данной работы.

       Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде.

      Приемы, с помощью которых  руководитель может  влиять на пути  или средства достижения  целей:

  • Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
  • Оказание поддержки, наставничество и устранение  помех.
  • Направление усилий подчиненных на достижение цели.
  • Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции 
    руководителя, которые он может удовлетворить.
  • Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Стили  руководства при подходе Митчела и Хауса "путь -цель" 

  • Инструментальный (директивный) стиль (аналогичный стилю, ориентированному на работу или задачу): планирование, организация, контроль, координация и/ или структурирование действий подчиненных.
  • Поддерживающий стиль (аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения): поддержка и забота о нуждах, здоровье и благосостоянии подчиненных и создание благоприятной и дружественной атмосферы.
  • Стиль, ориентированный на достижение: постановка перед подчиненными сложных задач и ожидание, что они будут работать с полной отдачей.
  • Стиль, поощряющий участие: обсуждение с подчиненными идей, информации и участие их в принятии решений.

Тема 9 УП.ppt

— 339.50 Кб (Открыть, Скачать)

УП Тема 1.ppt

— 369.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление персоналом в банке. Лекции