Группы
деловых качеств,
которые учитывают при
отборе
- общественно-гражданская
зрелость;
- отношение
к труду;
- уровень
знаний и опыт работы;
- организаторские
способности;
- умение
работать с людьми;
- умение
работать с документами
и информацией;
- умение
своевременно принимать
и реализовывать решения;
- способность
увидеть и поддержать
передовое;
- морально-этические
черты характера.
Общественно-гражданская
зрелость включает
следующие качества
- способность
подчинять личные
интересы общественным;
- умение
прислушиваться к критике,
быть самокритичным;
- активно
участвовать в общественной
деятельности;
- обладать
высоким уровнем политической
грамотности.
Отношение
к труду включает
следующие качества
- чувство
личной ответственности
за порученное
дело;
- чуткое
и внимательное отношение
к людям;
- трудолюбие;
- личная
дисциплинированность
и требовательность
к соблюдению дисциплины
другими;
-
уровень эстетики работы
Уровень
знаний и опыт
работы включает
следующие качества
- наличие
квалификации, соответствующей
занимаемой должности;
- знание
объективных основ управления
производством;
- знание
передовых методов руководства;
- стаж
работы в данной организации (в
том числе в руководящей
должности).
Организаторские
способности включает
следующие качества
- умение
организовать систему
управления;
-
умение организовать
свой труд;
-
владение передовыми
методами руководства;
-
умение проводить деловые
совещания;
-
способность к самооценке
своих возможностей
и своего труда;
-
способность к оценке
возможностей и труда
других.
Умение
работать с людьми включает
следующие качества
-
умение работать с подчиненными;
-
умение работать с руководителями
разных организаций;
-
умение создавать сплоченный
коллектив;
-
умение подобрать, расставить
и закрепить кадры.
Умение
работать с документами
и информацией включает
следующие качества
-
умение коротко и ясно
формулировать цели;
-
умение составлять деловые
письма, приказы, распоряжения;
-
умение четко формулировать
поручения, выдавать
задания;
-
знание возможностей
современной техники
управления и умение
использовать ее в своем
труде;
-
умение читать документы.
Умение
своевременно принимать
и реализовывать
решения включает
следующие качества
-
умение своевременно
принимать решения;
-
способность обеспечить
контроль за исполнением
решений;
-
умение быстро ориентироваться
в сложной обстановке;
-
умение разрешать конфликтные
ситуации;
-
способность к соблюдению
психогигиены, умение
владеть собой;
-
уверенность в себе.
Способность
увидеть и поддержать
передовое включает
следующие качества
-
умение увидеть новое;
-
умение распознавать
и поддерживать новаторов,
энтузиастов и рационализаторов;
-
умение распознавать
и нейтрализовать скептиков,
консерваторов, ретроградов
и авантюристов;
-
инициативность;
-
смелость и решительность
в поддержании и внедрении
нововведений;
-
мужество и способность
идти на обоснованный
риск.
Морально-этические
черты характера включает
следующие качества
-
честность, добросовестность,
порядочность, принципиальность;
-
уравновешенность, выдержанность,
вежливость;
-
настойчивость;
-
общительность, обаятельность;
-
скромность, простота;
-
опрятность и аккуратность
внешнего вида;
-
хорошее здоровье.
- В
каждом конкретном случае
из этого списка выбираются
(при помощи экспертов)
те позиции, которые важнее
всего для конкретной
должности и организации,
и добавляются
к ним специфические
качества,
которыми должен обладать
претендент на эту конкретную
должность.
- Отбирая
важнейшие качества
для определения требований
к кандидатам на ту или
иную должность, следует
отличать качества,
которые необходимы при
поступлении на работу, и
качества, которые можно
приобрести достаточно
быстро,
освоившись с работой
после назначения на
должность.
Социограмма
начальника производственного
отдела А.С. Иванова
Методы
оценки и отбора
персонала
Наименование
оцениваемых
качеств
Анализ
анкетных
данных
Психологи-
ческое
тести-
рование
Оценочные
деловые
игры
Квалиф.
тестиро-
вание
Проверка
отзывов
Собесе-
дование
1
. Интеллект
++
++
+
2.
Эрудиция (общая,
экономическая и правовая)
+
++
+
3.
Профессиональные
знания
и навыки
+
+
++
+
+
4.Организаторские
способности и навыки
+
++
+
+
+
5.
Коммуникативные
способности и навыки
+
++
++
6.
Личностные способности
(психологический портрет)
++
+
+
++
7.
Здоровье и
работоспособность
+
+
+
+
8.
Внешний вид и
манеры
+
++
9.
Мотивация (готовность
и
заинтересованность
выпол-
нять
предлагаемую работу
в
данной организации)
++
Условные
обозначения: ++ (наиболее
эффективный метод);
+ (часто применяемый
метод).
- Большинство
нанимателей отбирают
работников, оценивая
их по полученному
ими образованию.
При равных показателях
работодатели предпочитают
большее образование
меньшему.
-
Однако эти характеристики
должны быть увязаны
с успехами
на работе,
и критерии образованности
должны непременно сравниваться
с требованиями выполняемой
работы. Работодатель
должен изучить продолжительность
и содержание образования,
его соответствие рассматриваемой
работе.
- Практический
опыт
является важнейшим
критерием уровня квалификации
работника. Поэтому
большинство работодателей
предпочитают наем работников
с опытом. Одним из способов
измерения опыта работы
в организации является
установление трудового
стажа, отражающего
время, на протяжении
которого человек работал
в данной организации.
Трудовой стаж измеряется
различными способами:
общим временем работы
в данной организации,
временем работы на
определенной должности
и т.д.
Кандидаты
на занятии должности
Предварительная
отборочная беседа
Заполнение
бланка заявления
и анкеты претендента
на должность
Беседа
по найму
Тестирование
Проверка
рекомендаций и
послужного списка
Медицинский
осмотр
Принятие
предложения о
приеме
О
Т
К
А
З
Процедура
процесса отбора
на должность
Анализ
анкетных данных
в сочетании с
другими методами
отбора выявляет
следующую информацию: