Управление персоналом в банке. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций

Краткое описание

9 тем.

Файлы: 9 файлов

Тема 2.ppt

— 172.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 УП.ppt

— 327.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 УП.ppt

— 440.50 Кб (Скачать)

    Для  этого в первом случае достаточно объем предстоящих работ, вычисленный в нормо-часах, поделить на фонд времени работника,

      а во втором случае — объем работ, выраженный в натуральных единицах, поделить на соот­ветствующую норму выработки.

     При этом необходимо учитывать и планируемый уровень выполнения норм.

    Таким образом, численность работающих данной профессии и квалификации в первом случае рассчитывается по формуле  

 во втором  

 в первом  

где   Q — объем работ данного вида и сложности;

        k — коэффициент, учитывающий уровень выполнения нормы.

     При расчете численности работающих необходимо различать явочную и списочную численность. Списочная численность превышает явочную, так как в ней учитываются планируемые невыходы на работу во время отпуска, болезни, по семейным обстоятельствам и т.п. Чтобы определить списочную численность Нсч, необходимо умножить явочную численность Нч на коэффициент, учитывающий планируемые невыходы на работу:

       Нормы обслуживания применяются для нормирования труда и расчета численности основных рабочих-многостаночников, а также ряда профессий вспомогательных рабочих.

       При этом под нормой обслуживания понимается количество единиц оборудования, производственных площадей, число рабочих мест или других объектов, которые должны обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации:

       Так, для наладчиков нормой обслуживания является количество станков, входящих в зону его обслуживания;

      для кладовщиков — количество видов материалов, хранящихся на складах, и число приемов и выдач в среднем на месяц;

      для контролеров — явочная численность обслуживаемых ими основных рабочих и т.д.

     В общем случае явочная численность работающих рассчитывается с помощью норм обслуживания по формуле  

где

 Но — норма обслуживания;

  Ксм — коэффициент сменности работы на обслуживаемом оборудовании.

      Нормы времени обслуживания позволяют учитывать трудоемкость работ по обслуживанию единицы оборудования, производственных площадей и других объектов в течение определенного периода.

     Подобного вида нормы применяются, например, для расчета численности слесарей и электромонтеров по межремонтному обслуживанию оборудования. В этом случае они устанавливаются в единицах ремонтной сложности оборудования или электроаппаратуры, обслуживаемых одним рабочим в одну смену. Количество ремонтных единиц обслуживаемого оборудования устанавливается с помощью системы планово-предупредительного ремонта. При этом учитывается и срок службы оборудования. Явочную численность дежурных слесарей и электромонтеров по межремонтному обслуживанию оборудования можно рассчитать по формуле  

где

  Q — количество ремонтных единиц оборудования в цехе;

  Т — норма времени обслуживания на ремонтную единицу в смену;

  Ксм — коэффициент сменности работы оборудования.

    Под нормой численности понимается число рабочих или других категорий работающих определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для обслуживания крупных агрегатов (прокатных станов, доменных и мартеновских печей и т.п.), складов и других объектов или выполнения определенного круга работ.

Нормирование  труда и расчеты  численности управленческого  персонала 

   При этом чем выше удельный вес творческого труда в общих затратах рабочего времени, тем сложнее устанавливать нормы для управленцев.

   Основным объектом нормирования труда управленцев является выполняемая ими функция — определенный состав работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления.

      По характеру, сложности и ответственности выполняемых функций управленческий персонал делится на три группы: руководители, специалисты и другие служащие.

      Их трудовые функции и содержание труда существенно различаются прежде всего по таким признакам, как

  • удельный вес творческого труда,
  • степень повторяемости отдельных элементов работы,
  • неравномерность загрузки в течение рабочего дня.

      Так, для руководителей и специалистов характерной особенностью трудовых процессов является значительный удельный вес элементов творческого труда, отсутствие многократной повторяемости работ и операций.

      Содержание трудовых процессов других служащих характеризуется регулярной повторяемостью рутинных работ и таких операций, например, как прием и выдача документов, работа операторов на вычислительных машинах, машинописные работы и т.п. Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для разных категорий управленцев

Нормы, применяемые для  расчета управленческого  персонала 

1.  Нормы времени 

2.  Нормы выработки 

3.  Нормы обслуживания 

Секретари 

Чертежники 

4.  Нормы управляемости 

Счетоводы 

Копировальщики 

Кассиры 

5.  Нормы численности 

Табелщики 

Мастер 

Бригадир 

Технологи 

Конструкторы 

6.  Нормы соотношений 

Число  руководителей 

Число  специалистов 

Число  других служащих

      Нормирование труда линейных и функциональных руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости (под такой нормой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель).

      Для директора завода, например, нормой управляемости является число его заместителей, а также число структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении; для мастера — число рабочих или число бригадиров.

     Внутри служб и подразделений организации в целях рациоальной организации труда и расстановки людей применяются нормы соотношении, которые являются разновидностью норм управляемости.

      Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника другой квалификации или должности.

      С помощью норм соотношений устанавливаются прежде всего оптимальные соотношения между численностью основных категорий управленческого персонала: руководителей, специалистов и других служащих, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий. Нормы соотношений выражаются отношением, приведенным к единице, либо в виде размерных цепочек.

      К примеру, такое соотношение численности руководителей, специалистов и других служащих, как 1 : 6 : 10, означает, что в данном подразделении на одного руководителя приходится шесть специалистов и десять других служащих.

    К  сожалению, сложившиеся  в практике работы  отечественных организаций  нормы соотношений  далеки от оптимальных  — ощущается явный  недостаток других  служащих. Поэтому  специалисты значительную  часть своего рабочего  времени тратят  на выполнение  простых, рутинных  работ, не требующих  высшего образования.

      Техников-специалистов со средним образованием готовилось в нашей стране в несколько раз меньше, чем специалистов высшей квалификации, хотя с позиций рационального построения аппарата управления все должно быть как раз наоборот.

    Наибольшее  распространение  в нормировании  труда управленческого  персонала получили нормы численности, которые позволяют устанавливать число работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения работ по соответствующей функции управления или работ, порученных структурному подразделению. Эти нормы устанавливаются с различной степенью укрупнения — по организации в целом, по группам функций, по отдельным уровням управления, по структурным подразделениям.

    В  реальных условиях  при расстановке  персонала по подразделениям  и службам организации  необходимо учитывать  различия в численности  явочного, списочного  и среднесписочного  состава работающих.

      В явочный состав персонала включаются все работники, явившиеся на работу.

      В списочный состав персонала включаются как работники, явившиеся на работу, так и работники, находящиеся в отпуске, командировке, не явившиеся по болезни, занятые выполнением государственных обязанностей и т.п. Списочный состав персонала превышает по численности явочный состав примерно на 5—10%.

    Списочная  численность персонала  в связи с приемом  и увольнением  постоянно меняется  и может быть  дана только на  определенную дату. Поэтому для характеристики  численности персонала  за месяц, квартал, год при планировании  и учете определяют среднесписочную численность. Среднесписочная численность за месяц определяется путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца (включая выходные и праздничные дни) и деления результата на число календарных дней в месяце. При этом списочная численность персонала в выходные и праздничные дни берется по предшествующему рабочему дню. Включение в списочный состав производится со дня зачисления на работу.

    В  практике учета  персонала различают  также в зависимости  от срока, на который  заключен трудовой  договор, постоянных, временных и сезонных  работников.

      К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока;

      к временным — поступившие на работу на заранее определенный срок;

      к сезонным — поступившие на работу на период сезонных работ.

    Изменения  состава персонала  организации в  результате непрерывно  происходящего приема  и увольнения работников  называют оборотом кадров.

Тема 5 УП.ppt

— 427.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6 УП.ppt

— 230.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7 УП.ppt

— 371.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8 УП.ppt

— 508.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9 УП.ppt

— 339.50 Кб (Открыть, Скачать)

УП Тема 1.ppt

— 369.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление персоналом в банке. Лекции