Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций
9 тем.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать.
Показатели
безработицы
Уровень безработицы (УБ) — удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН):
УБ=Б/ЭАН х 100;
Продолжительность безработ
4.
Система органов
управления трудовыми
ресурсами РФ
Государственная
система управления
трудовыми ресурсами
охватывает органы законодатель
Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совете Федерации существуют следующие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений:
В Государственной Думе законотворческая деятельность в области управления трудовыми ресурсами сосредоточена в следующих комитетах:
- по законодательству и судебно-правовой реформе;
- по экономической политике;
- по бюджету, налогам, банкам и финансам;
- по труду и социальной политике;
- по образованию и социальной политике и др.
Важнейшим органом исполнительной власти, осуществляющим управление трудовыми ресурсами, является Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтруда РФ). Основными задачами этого министерства являются:
• выработка социально-трудовой политики;
• координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;
• подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
• регулирование рынка труда и занятости населения и др.
При Минтруде РФ имеется ряд организаций, которые способствуют решению поставленных перед этим министерством задач - Институт труда, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр уровня жизни.
Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.
Всероссийский центр производительности разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда, формирует Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов, обеспечивает информационное обслуживание предприятий и служб занятости проводит анализ статистических показателей по труду.
Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования в области разработки норм и нормативов по труду и кадрам.
Всероссийский центр уровня жизни проводит научные исследования по определению минимального уровня оплаты труда и дифференциации его оплаты, разрабатывает классификацию труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда, проводит социологические исследования и др.
Российский
рынок труда и
роль Федеральной
государственной службы
занятости в
управлении трудовыми
ресурсами
Для разработки и осуществления политики занятости с 1991 г. в России функционирует Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ). Она организована по территориальному принципу и призвана регулировать спрос и предложение на рынке рабочей силы, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, осуществлять их профессиональную переподготовку, оказывать социальную поддержку безработным.
Основными функциями ФГСЗ являются:
Государство
на рынке труда
может осуществлять
пассивную или
активную политику
Пассивная государственная политика на рынке труда ограничивается регистрацией ищущих работу безработных, определением пособий по безработице, организацией системы их предоставления, осуществлением различных форм поддержки безработных и членов их семей.
Активная политика занятости, проводимая государством, направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочие места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования. Логика такой политики сводится к тому, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство является лишь посредником, предоставляющим ему возможность занятости.
Направления активной политики занятости включают социальную поддержку, развитие гибкого рынка труда, его правовое обеспечение трудоустройство подготовку переподготовку кадров. Рынок труда, являясь составной частью рыночной экономики, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития рынка товаров и капиталов. Например, обесценение накоплений в результате инфляции и высокая стоимость кредитов привели к резкому падению инвестиционной активности, снижению спроса на товары и услуги, сокращению количества рабочих мест.