Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение удовлетворенности трудом работников агентства недвижимости.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Удовлетворенность трудом риэлторов агентства
недвижимости…………………………………………………………….5
1.1. Основные понятия и определения…………………………………..5
1.2. Основные подходы к изучению удовлетворенности трудом…….7
1.3. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом……………..11
1.4. Современные подходы к диагностике удовлетворенности
трудом…………………………………………………………………….15
Глава 2. Методическое обеспечение исследования…………………20
2.1. Постановка проблемы исследования………………………………20
2.2. Метод исследования…………………………………………………20
2.3. Общая характеристика выборки…………………………………….21
2.4. Методы обработки и анализа данных………………………………23
2.5. Организация и процедура исследования…………………………..23
Глава 3. Результаты исследования…………………………………..24
3.1. Анализ удовлетворенности различных аспектов трудовой деятельности…………………………………………………………………….24
3.2. Анализ иерархии мотивов………………………………………….25
3.3. Анализ корреляций внутри методик………………………………..26
Выводы……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………29
Литература……………………………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Удовлетворенность трудом риэлторов агентства
недвижимости………………………………………………
1.1. Основные понятия и определения…………………………………..5
1.2. Основные подходы к изучению удовлетворенности трудом…….7
1.3. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом……………..11
1.4. Современные подходы к диагностике удовлетворенности
трудом………………………………………………………………
Глава 2. Методическое обеспечение исследования…………………20
2.1. Постановка проблемы исследования………………………………20
2.2. Метод исследования………………………………………………
2.3. Общая характеристика выборки…………………………………….21
2.4. Методы обработки и анализа данных………………………………23
2.5. Организация и процедура исследования…………………………..23
Глава 3. Результаты исследования…………………………………..24
3.1. Анализ удовлетворенности различных аспектов трудовой деятельности………………………………………………
3.2. Анализ иерархии мотивов………………………………………….25
3.3. Анализ корреляций внутри методик………………………………..26
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
На разных исторических этапах развития человечества труд выступает в различных формах, которые являются показателями развития общественных отношений эпохи. Поэтому развитие человека неразрывно связано с возникновением и развитием труда, поскольку труд является одним из основных жизненных функций человека.
Традиционно труд рассматривался как добывание средств к существованию ценой «семи потов». И если труд не дает достаточных стимулов для удовлетворенности им, то может возникнуть чувство разочарованности жизнью вообще, которое дорого обходится как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Потребность в труде, как в способе самореализации и утверждении себя как во внутренне присущем человеку стимуле, активизирующем действия человекотворческой функции труда, присуща людям во все исторические эпохи (18).
Вопросы удовлетворенности рабочих своим трудом привлекли внимание уже в 30-х годах XX века. И хотя за прошедшие полвека опубликовано достаточное количество статей по различным ее аспектам, тем не менее, эта проблема и по сей день далека от своего теоретического осмысления и тем более практического решения.
Объектом исследования становятся все новые вопросы, требующие как теоретического, так и эмпирического анализа. Чем же объясняется непреходящий интерес к этим вопросам? Исследователи объясняют это тем, что такая форма жизнедеятельности, как работа занимает у человека 1/3 времени, в течение которого он находится в активном состоянии, и нет другой такой сферы деятельности, которая была бы сравнима с нею по временным затратам (30).
Действительно, вопросы отношения к труду, удовлетворенности трудом в последние годы стали предметом исследования ученых во многих странах. Это связано с тем, что современное производство определяется не только вещественными факторами, но и резко возросшими влиянием и ролью человеческого фактора (27).
Проблема удовлетворенности трудом давно привлекает пристальное внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Следует подчеркнуть, что историческое первенство в изучении проблемы удовлетворенности трудом и факторов, определяющих её уровень, принадлежит западным ученым.
Первыми столкнувшись с проблемой, актуальность которой особенно высока в обществах с развитой рыночной экономикой, они заложили основы её дальнейшего изучения. Большой вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли такие ученые, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, Г. Форд, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум, Р. Хьюзман, Дж. Хатфилд, У.Э. Деминг, Б.Ф. Скиннер и др.
Эти ученые создавали различные теории и модели мотивации и удовлетворенности трудом, вырабатывали практические рекомендации по применению своих теорий. Однако говорить о том, что проблема полностью изучена, нельзя. Многие модели и теории противоречат друг другу, отстаивают противоположные утверждения об изучаемом феномене. Каждая из теорий и моделей подвергалась критике со стороны других ученых, и необходимо отметить, что эти теории и модели, созданные зарубежными учеными, - продукты другого общества, отражающие другие культурные стандарты и поэтому не всегда применимы в российских условиях (27).
Целью данной работы является изучение удовлетворенности трудом работников агентства недвижимости.
Глава 1. Удовлетворенность трудом работников агентства недвижимости.
1.1. Основные понятия и определения.
В большом психологическом словаре В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова удовлетворенность (англ. satisfaction) – определяется как субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в том числе и самого себя (самооценка).
Высокая степень удовлетворенности жизнью, очевидно, есть то, что именуется счастьем (англ. happiness); близкий конструкт – психологическое (субъективное) благополучие (англ. wellbeing).
В исследованиях взаимосвязи между личностными чертами и удовлетворенностью жизнью устойчиво обнаруживаются положительные корреляции счастья с экстраверсией и альтруизмом, отрицательная корреляция — с нейротизмом.
Ряд исследователей сделали вывод, что счастье невозможно купить (Brickman et al., 1978), а личностные черты счастливого человека в значительной степени наследственно обусловлены и случайным образом распределены между людьми (Lykken, Tellegen, 1996). Кроме того, психологи и социологи активно исследуют трудовую удовлетворенность (англ. job satisfaction) (21).
В свою очередь, удовлетворенность трудом — есть эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. В рамках современной психологической науки общепринятой и общепризнанной как наиболее эвристичная и интерпретационно ресурсная в этой области считается двухфакторная «мотивационно-гигиеническая» теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера.
К условно обозначаемым как мотивационные критериям относят собственно содержательные характеристики трудовой деятельности, успехи и достижения личности или группы в труде, перспективы квалификационно-
К условно обозначаемым как повышения гигиенические критериям относят эргономические условия труда, уровень материального вознаграждения, стиль руководства, характер межличностных отношений в трудовом коллективе. Следует специально отметить, что удовлетворенность трудом, как правило, повышается при оптимизации «мотивационных» факторов.
В случае же «гигиенических» показателей чаще всего снижается неудовлетворенность работой, но далеко не всегда изменяется показатель удовлетворенности трудом. При этом понятно, что жесткое деление факторов, влияющих на степень удовлетворенности трудом, на «мотивационные» и «гигиенические» достаточно условно, так как в ряде случаев именно «гигиенические» факторы выступают в качестве мотивационно определяющих активность как отдельной личности, так и группы в целом.
Помимо этого, необходимо специально оговорить тот факт, что в группах разного уровня социально-психологического развития «удельный вес» различных факторов удовлетворенности трудом также различается.
Так, например, в группах высокого уровня развития «мотивационная» составляющая и такой показатель, как «система взаимоотношений», в теории Ф. Херцбергера включенные в перечень «гигиенических» факторов, как правило, имеют решающее значение для позитивного субъективного видения и оценки своей трудовой деятельности, в то время как для групп низкого уровня развития решающими нередко становятся такие показатели, как заработная плата и эргономические условия труда.
1.2. Основные подходы к изучению удовлетворенности трудом.
Удовлетворенность – по мнению, Л.В.Куликова, термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами. Говорят и пишут об удовлетворенности жизнью в целом и об удовлетворенности отношениями конкретным человеком, удовлетворенности трудом.(14)
Удовлетворенность большинством психологов понимается как отношение к выполняемой деятельности, образу жизни.(10)
В.А.Ядов и А.А.Кисель полагают, что удовлетворенность, в самом общем виде, есть психологическое состояние, выступающее как результат насыщения некоторой потребности, доминирующей в данном отношении или в данной социальной ситуации.(27)
Удовлетворенность трудом, однако, понимается психологами различным способом: как отношение личности, оценка, установка или сочетание ряда взаимосвязанных установок, чувство, эмоциональное состояние, мотив и как личностная характеристика. (25)
Рассмотрим эти подходы более подробно.
1.Одним из подходов является понимание удовлетворенности как отношения личности. В соответствии с концепцией В.Н. Мясищева, отношение «представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности. Поэтому потребности, вкусы, склонности, оценка, принципы и убеждения представляют аспект отношений человека».(19)
Как отмечает автор, различные виды деятельности сами являются предметом отношений, причем наряду с непосредственным отношением существует и сознание вынужденной необходимости деятельности, а также деятельность по моральной обязанности. Эти оттенки, пишет В.Н.Мясищев, создают сложную структуру отношений к деятельности.
Отношение человека к труду бывает не однозначным. Как отмечает К. Замфир, традиционно труд рассматривался как добывание средств к существованию ценой «семи потов». В этой метафоре заключалась целая философия труда: он воспринимался как деятельность, не доставляющая сама по себе удовольствия, неизбежно сопряженная со страданиями и лишениями. Другими словами, считалось, что хоть труд и есть сугубо человеческая характеристика, но в нем не выражается сущность человека и сам он выступает как внешняя по отношению к человеку необходимость.(8)
2. Е. С. Кузьмин, предлагает понимать под удовлетворенностью трудом эмоционально - оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.(26)
Удовлетворенность трудом – эмоционально - оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда.
Согласно двухфакторной («мотивационно-гигиенической») теории удовлетворенности трудом (Ф. Херцбергер), к «мотивационным» факторам относятся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалифицированного роста. К «гигиеническим» факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками.
При наличии благоприятных «гигиенических» факторов возникает особое состояние, которое приводит к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению удовлетворенности трудом.(23)
3. Следующим подходом к пониманию удовлетворенности трудом является удовлетворенность как оценка. При исследовании удовлетворенности трудом, в качестве показателя удовлетворенности , используется, как правило, самооценка удовлетворенности трудом испытуемым.
Удовлетворенность трудом недоступна непосредственному наблюдению и, обычно, для ее оценки используют вопросы, типа «довольны ли вы?», «удовлетворены ли вы?». Таким образом, часто в практических исследованиях удовлетворенности трудом понимают именно как оценку.
При этом под оценкой понимают выражение субъективного отношения к определенной ценности.(12) Оценочную сторону удовлетворенности трудом подчеркивают А. А. Мурутар и П. А. Вихалемм: «Удовлетворенность характеризует в первую очередь не состояние организма и личности после удовлетворения потребности, а высокую оценку на предлагаемую ситуацию, детерминированную как пережитыми, имеющимися в опыте, так и, вероятно, переживаемыми в будущем состояниями удовлетворенности». (22)
4. Существует понимание удовлетворенности трудом как состояния. Н. Д. Левитов, определяет психическое состояние как «целостную психическую деятельность за определенный период времени, характеризующуюся своеобразием психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений деятельности, предшествующего психического состояния и психических свойств личности». (15)
А.Л.Свенцицкий предлагает рассматривать удовлетворенность трудом как психическое состояние личности, вызванное определенным соотношением между уровнем ее притязаний и реальными возможностями их осуществления.
Информация о работе Удовлетворенность трудом работников агентства недвижимости