Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 12:57, курсовая работа
В условиях рыночных отношений особенно остро выступает проблема обеспечения предприятий кадрами, способными эффективно решать производственные и организационные задачи в крайне сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических процессов, трудно предсказуемой обстановке.
Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как необходимо создать такую структуру управления организацией и правильно подобрать работников, что бы она эффективно работала для успешного развития предприятия.
Введение. 3
1. Сущность, место и значение структуры и функции управления в системе. 5
1.1. Понятие структуры и организационной структуры управления. 5
1.2. Виды организационных структур и их характеристика. 11
1.3. Зарубежный опыт совершенствования организационных структур.
14
2. Анализ структуры и функций аппарата управления организации.
22
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации.
22
2.2. Анализ системы управления организацией, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи и функции.
28
2.3. Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления организации, их анализ.
34
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.
48
3.1. Оценка эффективности управления организацией. 48
3.2. Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций.
52
Заключение. 55
Список используемой литературы.
Приложения. 56
С ростом себестоимости реализованных товаров и услуг по годам наблюдался и рост выручки от их реализации соразмерными темпами: в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 66,4% и в 2013 году по сравнению с 2013 годом на 10% в среднем. При этом возросли и расходы на реализацию. Это вызвало увеличение прибыли от реализации в 2013 году на 21,7%, а в 2014 по сравнению с 2013снижение на 22,3% или 3830млн.р.
Таблица 2.2 – Динамика изменения фондоотдачи Столинского райпо за 2012-2014 годы
Показатели |
Годы |
Темп роста, % | |||
2012 |
2013 |
2014 |
2013 год к 2012 году |
2014 год к 2013 году | |
Стоимость основных средств,млн р.: |
|||||
на начало периода |
62551 |
32588 |
62251 |
52,10 |
191,02 |
на конец периода |
32588 |
62251 |
81244 |
191,02 |
130,51 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. |
47570 |
47419 |
71748 |
99,68 |
151,31 |
Выручка от реализации, млн р. |
385993 |
642029 |
710156 |
166,33 |
110,61 |
Фондоотдача, р. |
8,11 |
13,54 |
9,90 |
166,86 |
73,11 |
Фондоотдача основных средств увеличилась на 66,86% в 2013 году, что означает повышение эффективности использования основных фондов организации хотя фондоотдача уменьшилась в 2014 году, среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 51,31%, а выручка от реализации возросла на 10,6 процентных пунктов.
В настоящее время экономические показатели деятельности райпо отражают его стабильное, достаточно устойчивое как финансовое, так и социальное положение.
Однако для сохранения такого положения необходимо уделить внимание более современным и инновационным технологиям деятельности.
Начать необходимо с рационализации аппарата управления, для этого необходимо провести анализ его деятельности, выявить слабые и сильные стороны, найти оптимальные пути реструктуризации и распределения обязанностей между специалистами и руководителями райпо.
2.2 Анализ системы управления организацией, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи и функции.
В организации Столинского районного потребительского общества различают следующие функции управления: общее руководство, которое осуществляет председатель; коммерческая служба – первый заместитель председателя правления; экономическое руководство – главный экономист; заместитель председателя по кадрово-правовой и идеологической работе, заместитель председателя по заготовкам, заместитель председателя по капитальному строительству, главный бухгалтер.
Такую организационную структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональному структуру управления.
Высшим органом управления райпо является собрание уполномоченных, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. К исключительной компетенции собрания уполномоченных Столинского райпо относится решение следующих вопросов:
- принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности райпо;
- установление размеров вступительного и паевого взносов;
- определение численного состава правления общества;
- избрание по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами председателя и членов правления общества сроком на 5 лет;
- определение численного состава ревизионной комиссии;
-избрание председателя и
- прекращение полномочий выборных работников;
- принятие решений о вхождении в союзы потребительских обществ и выхода из них;
- утверждение положения о ревизионной комиссии;
- утверждение годовых отчетов и балансов, заключения по ним ревизионной комиссии;
- распределение прибыли райпо;
- принятие решений о кооперативных выплатах;
- определение порядка покрытия убытков общества;
- решение вопросов по отчуждению имущества общества;
- привлечение к ответственности выборных лиц за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей и нарушение уставов, вплоть до лишения полномочий отдельных членов, либо всего состава правления и ревизионной комиссии: освобождения председателя правления и председателя ревизионной комиссии от должности;
- принятие наказов пайщиков и заслушивание отчетов об их исполнении;
- рассмотрение жалоб на действия правления и ревизионной комиссии и разрешение разногласий между ними;
- реорганизация и ликвидация.
Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объемом работы функция управления реализуется не одним, а несколькими структурными подразделениями. В то же время на отдельного работника может быть возложен ряд функций.
Рисунок 2.1 – Организационная структура Столинского райпо
Примечание. Источник: собственная разработка
Общее руководство деятельностью Столинского райпо, правления и аппарата управления возложено на председателя правления – Крыжика С.Н. Также в его компетенции находятся вопросы общественной безопасности и дисциплины, социально-экономического, перспективного развития, внедрения программных технологий, правового обеспечения, кадровой политики и образования, идеологической, общественно-политической и социальной деятельности, сохранения кооперативной собственности и др.
Руководство и координацию отраслей торговли и общественного питания осуществляет первый заместитель председателя правления Ровкач Н.М. Так же в его ведении вопросы развития платных услуг, обеспечения выполнения доведенных прогнозных и программных показателей, рентабельной работы отраслей и подведомственных предприятий, вопросы развития информатизации и автоматизации в системе райпо; вопросы организации розничной и оптовой торговли, общественного питания, постановки коммерческой работы, организации работы с тарой, взаимодействия с товаропроизводителями и поставщиками товаров, реализации заготовленной сельскохозяйственной продукции в торговой сети и ее переработка в организациях общественного питания, развития материально-технической базы организаций торговли и общественного питания, борьба с коррупцией.
Руководство и координацию заготовительной отраслью, внешнеэкономической деятельностью, работой рынков, выполнение прогнозных и программных показателей по заготовительной и внешнеэкономической деятельности, платным услугам населению осуществляет заместитель председателя правления Пашкевич А.Г. В его ведении также вопросы обеспечения положительного сальдо во внешнеторговом обороте системы, вопросы заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, выполнения государственных заказов на их поставку, создания стабилизационных фондов плодоовощной продукции и картофеля, контроля за их использованием, организации работы рынков, оказания ими услуг населению, центров поддержки и развития личных подсобных хозяйств граждан, координации развития в системе потребительской кооперации платных услуг по курирующим отраслям.
Руководство и координацию строительной отраслью и инвестиционной деятельностью осуществляет заместитель председателя правления Андрейчук Н.К.. В его ведении вопросы инвестиционной деятельности, выполнения инновационных и инвестиционных программ, программы по энергосбережению, освоения средств инновационных фондов Белкоопсоюза, фонда занятости и других; выполнения прогнозных показателей по энергосбережению, подготовка к отопительному сезону, заданий по выборке местных видов топлива. Кроме всего прочего данный заместитель председателя правления следит за обустройством объектов торговли, общественного питания, развитием материально-технической базы системы в целом; вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства; вопросы хозяйственного обслуживания здания райпо, состояния и сохранности недвижимости райпо, вопросы проектирования, ремонтов и строительства, охраны труда и техники безопасности в целом по системе, организации работы транспорта системы, выполнения заданий по обновлению парка грузовых автомобилей, снижения транспортных издержек, роста объемов оказания услуг сторонним организациям; развития материально-технической базы, выполнения планов строительно-монтажных работ.
Заместители председателя правления несут персональную ответственность за экономическое и финансовое состояние, расчетно-платежную дисциплину в руководимых ими отраслях кооперативного хозяйства.
Правом подписи расчетно-денежных документов в учреждениях банков Республики Беларусь, договоров, доверенностей, а также других финансовых документов обладает председатель правления, его первый заместитель и главный бухгалтер.
Система управления Столинского райпо представляет собой линейно-функциональную структуру, при которой каждый отдел находится в непосредственном подчинении главного линейного руководителя (заместитель председателя правления по производству и заготовкам, главный бухгалтер и другие). Линейному руководителю решать конкретные вопросы, разрабатывать соответствующие решения, программы, планы помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (бухгалтерия, экономический отдел и так далее). Свои решения функциональные отделы приводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей. Основным достоинством организационной структуры Столинского райпо является то, что она обеспечивает высокий уровень специализации управленческой деятельности в конкретных сферах управления. Положительным является ещё и то, что сочетание линейного и функционального построения оргструктуры увеличивает оперативность принимаемых решений и позволяет наладить эффективный контроль за их выполнением. Среди достоинств выделяют возможность привлечения консультантов и экспертов. Следует отметить, что помимо положительных моментов в функционировании Столинского райпо имеется и ряд недостатков, которые влияют на работу райпо. Недостатком является то, что при принятии решений и реализации согласованных управленческих решений возникают некоторые трудности. Это связано с тем, что жёсткое разделение управленческого труда усиливает заинтересованность работника в выполнении в первую очередь только своей функции. Поэтому назревает необходимость проводить согласования достаточно часто при решении каких-либо сложных нестандартных задач. С вышеизложенной проблемой связан и второй недостаток, который заключается в отсутствии местных взаимосвязей и взаимодействия между отделами на горизонтальном уровне.
2.3. Основные
документы, регламентирующие деятельность
Столинское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Брестского областного союза потребительских обществ и Уставом, Основные обязанности и права работников закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка и должностных инструкциях.
Устав состоит из разделов:
Согласно основному положению Столинское районное потребительское общество – это добровольное объединение граждан, проживающих на территории г. Столина и Столинского района, создано 1 июля 1944 года как райпотребсоюз и реорганизовано в райпо 13 апреля 1999г. в соответствии с решением конференции Столинского РПС 13 апреля 1999 г. по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
В 1 главе указаны филиалы, входящие в состав райпо, их почтовые адреса. В настоящее время в состав Столинскогорайпо входят 1 торговое унитарное предприятие «Столиноптторг», 8 филиалов: «Горкоопторг», «Радчицкий», «Давид-Городокский», «Ольшанский», «Автобаза», «Общепит», «Давид-Городокский общепит», «Столинзаготпромторг».
Согласно Уставу в Обществе (его обособленном подразделении (филиале)) запрещается совместная работа на должности председателя правления, руководителя обособленного подразделения (филиала), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира - лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а так же братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Во 2-м разделе Устава описываются цели, предметы и виды деятельности Общества. Согласно Устава, основной целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения. Предметом деятельности Общества являются:
Информация о работе Структура и функции аппарата управлении организации