Структура и функции аппарата управлении организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений особенно остро выступает проблема обеспечения предприятий кадрами, способными эффективно решать производственные и организационные задачи в крайне сложных, нестабильных и быстро меняющихся экономических процессов, трудно предсказуемой обстановке.
Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна, так как необходимо создать такую структуру управления организацией и правильно подобрать работников, что бы она эффективно работала для успешного развития предприятия.

Оглавление

Введение. 3
1. Сущность, место и значение структуры и функции управления в системе. 5
1.1. Понятие структуры и организационной структуры управления. 5
1.2. Виды организационных структур и их характеристика. 11
1.3. Зарубежный опыт совершенствования организационных структур.
14
2. Анализ структуры и функций аппарата управления организации.
22
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации.
22
2.2. Анализ системы управления организацией, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи и функции.
28
2.3. Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления организации, их анализ.
34
3. Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях.
48
3.1. Оценка эффективности управления организацией. 48
3.2. Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций.
52
Заключение. 55
Список используемой литературы.
Приложения. 56

Файлы: 1 файл

dorabotka.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

 

С ростом себестоимости реализованных товаров и услуг по годам наблюдался и рост выручки от их реализации соразмерными темпами: в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 66,4% и в 2013 году по сравнению с 2013 годом на 10% в среднем. При этом возросли и расходы на реализацию. Это вызвало увеличение прибыли от реализации в 2013 году на 21,7%, а в 2014 по сравнению с 2013снижение на 22,3% или 3830млн.р.

 

Таблица 2.2 – Динамика изменения фондоотдачи Столинского райпо за 2012-2014 годы

Показатели

Годы

Темп роста, %

2012

2013

2014

2013 год к 2012 году

2014 год к 2013 году

Стоимость основных средств,млн р.:

         

на начало периода

62551

32588

62251

52,10

191,02

на конец периода

32588

62251

81244

191,02

130,51

Среднегодовая стоимость основных средств, млн р.

47570

47419

71748

99,68

151,31

Выручка от реализации,

млн р.

385993

642029

710156

166,33

110,61

Фондоотдача, р.

8,11

13,54

9,90

166,86

73,11


 

Фондоотдача основных средств увеличилась на 66,86% в 2013 году, что означает повышение эффективности использования основных фондов организации хотя фондоотдача уменьшилась в 2014 году, среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 51,31%, а выручка от реализации возросла на 10,6 процентных пунктов.

В настоящее время экономические показатели деятельности райпо отражают его стабильное, достаточно устойчивое как финансовое, так и социальное положение.

Однако для сохранения такого положения необходимо уделить внимание более современным и инновационным технологиям деятельности.

Начать необходимо с рационализации аппарата управления, для этого необходимо провести анализ его деятельности, выявить слабые и сильные стороны, найти оптимальные пути реструктуризации и распределения обязанностей между специалистами и руководителями райпо.

 

 

 

2.2 Анализ системы управления организацией, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи и функции.

 

В организации Столинского районного потребительского общества различают следующие функции управления: общее руководство, которое осуществляет председатель; коммерческая служба – первый заместитель председателя  правления; экономическое руководство – главный экономист; заместитель председателя по кадрово-правовой и идеологической работе, заместитель председателя по заготовкам, заместитель председателя по капитальному строительству, главный бухгалтер.

Такую организационную структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональному структуру управления.

Высшим органом управления райпо является собрание уполномоченных, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. К исключительной компетенции собрания уполномоченных Столинского райпо относится решение следующих вопросов: 

- принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;

- определение основных направлений деятельности райпо;

- установление размеров вступительного и паевого взносов; 

- определение численного состава правления общества; 

- избрание по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами председателя и членов правления общества сроком на 5 лет;

- определение численного состава ревизионной комиссии; 

-избрание председателя и членов  ревизионной комиссии, определение  средств на ее содержание; 

- прекращение полномочий выборных работников; 

- принятие решений о вхождении в союзы потребительских обществ и выхода из них; 

- утверждение положения о ревизионной комиссии; 

- утверждение годовых отчетов и балансов, заключения по ним ревизионной комиссии; 

-  распределение прибыли райпо; 

- принятие решений о кооперативных выплатах; 

- определение порядка покрытия убытков общества; 

- решение вопросов по отчуждению имущества общества; 

- привлечение к ответственности выборных лиц за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей и нарушение уставов, вплоть до лишения полномочий отдельных членов, либо всего состава правления и ревизионной комиссии: освобождения председателя правления и председателя ревизионной комиссии от должности; 

- принятие наказов пайщиков и заслушивание отчетов об их исполнении; 

- рассмотрение жалоб на действия правления и ревизионной комиссии и разрешение разногласий между ними; 

- реорганизация и ликвидация. 

Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объемом работы функция управления реализуется не одним, а несколькими структурными подразделениями. В то же время на отдельного работника может быть возложен ряд функций.

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура Столинского райпо

Примечание. Источник:  собственная разработка

 

Общее руководство деятельностью Столинского райпо, правления и аппарата управления возложено на председателя правления – Крыжика С.Н. Также в его компетенции находятся вопросы общественной безопасности и дисциплины, социально-экономического, перспективного развития, внедрения программных технологий, правового обеспечения, кадровой политики и образования, идеологической, общественно-политической и социальной деятельности, сохранения кооперативной собственности и др.

Руководство и координацию отраслей торговли и общественного питания осуществляет первый заместитель председателя правления Ровкач Н.М. Так же в его ведении вопросы развития платных услуг, обеспечения выполнения доведенных прогнозных и программных показателей, рентабельной работы отраслей и подведомственных предприятий, вопросы развития информатизации и автоматизации в системе райпо; вопросы организации розничной и оптовой торговли, общественного питания, постановки коммерческой работы, организации работы с тарой, взаимодействия с товаропроизводителями и поставщиками товаров, реализации заготовленной сельскохозяйственной продукции в торговой сети и ее переработка в организациях общественного питания, развития материально-технической базы организаций торговли и общественного питания, борьба с коррупцией.

Руководство и координацию заготовительной отраслью, внешнеэкономической деятельностью, работой рынков, выполнение прогнозных и программных показателей по заготовительной и внешнеэкономической деятельности, платным услугам населению осуществляет заместитель председателя правления Пашкевич А.Г. В его ведении также вопросы обеспечения положительного сальдо во внешнеторговом обороте системы, вопросы заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, выполнения государственных заказов на их поставку, создания стабилизационных фондов плодоовощной продукции и картофеля, контроля за их использованием, организации работы рынков, оказания ими услуг населению, центров поддержки и развития личных подсобных хозяйств граждан, координации развития в системе потребительской кооперации платных услуг по курирующим отраслям.

Руководство и координацию строительной отраслью и инвестиционной деятельностью осуществляет заместитель председателя правления Андрейчук Н.К.. В его ведении вопросы инвестиционной деятельности, выполнения инновационных и инвестиционных программ, программы по энергосбережению, освоения средств инновационных фондов Белкоопсоюза, фонда занятости и других; выполнения прогнозных показателей по энергосбережению, подготовка к отопительному сезону, заданий по выборке местных видов топлива. Кроме всего прочего данный заместитель председателя правления следит за обустройством объектов торговли, общественного питания, развитием материально-технической базы системы в целом; вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства; вопросы хозяйственного обслуживания здания райпо, состояния и сохранности недвижимости райпо, вопросы проектирования, ремонтов и строительства, охраны труда и техники безопасности в целом по системе, организации работы транспорта системы, выполнения заданий по обновлению парка грузовых автомобилей, снижения транспортных издержек, роста объемов оказания услуг сторонним организациям; развития материально-технической базы, выполнения планов строительно-монтажных работ.

Заместители председателя правления несут персональную ответственность за экономическое и финансовое состояние, расчетно-платежную дисциплину в руководимых ими отраслях кооперативного хозяйства.

Правом подписи расчетно-денежных документов в учреждениях банков Республики Беларусь, договоров, доверенностей, а также других финансовых документов обладает председатель правления, его первый заместитель и главный бухгалтер.

Система управления Столинского райпо представляет собой линейно-функциональную структуру, при которой каждый отдел находится в непосредственном подчинении главного линейного руководителя (заместитель председателя правления по производству и заготовкам, главный бухгалтер и другие). Линейному руководителю решать конкретные вопросы, разрабатывать соответствующие решения, программы, планы помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (бухгалтерия, экономический отдел и так далее). Свои решения функциональные отделы приводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей  служб-исполнителей. Основным достоинством организационной структуры Столинского райпо является то, что она обеспечивает высокий уровень специализации управленческой деятельности в конкретных сферах управления. Положительным является ещё и то, что сочетание линейного и функционального построения оргструктуры увеличивает оперативность принимаемых решений и позволяет наладить эффективный контроль за их выполнением. Среди достоинств выделяют возможность привлечения консультантов и экспертов. Следует отметить, что помимо положительных моментов в функционировании Столинского райпо имеется и ряд недостатков, которые влияют на работу райпо. Недостатком является то, что при принятии решений и реализации согласованных управленческих решений возникают некоторые трудности. Это связано с тем, что жёсткое разделение управленческого труда усиливает заинтересованность работника в выполнении в первую очередь только своей функции. Поэтому назревает необходимость проводить согласования достаточно часто при решении каких-либо сложных нестандартных задач. С вышеизложенной проблемой связан и второй недостаток, который заключается в отсутствии местных взаимосвязей и взаимодействия между отделами на горизонтальном уровне.

 

 

 

 

 

2.3. Основные  документы, регламентирующие деятельность аппарата управления организации, их анализ.

 

Столинское районное потребительское общество в  своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ,  Брестского областного союза потребительских обществ и Уставом, Основные обязанности и права работников закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка и должностных инструкциях.

Устав состоит из разделов:

  1. Общее положение.

Согласно основному положению Столинское районное потребительское общество – это добровольное объединение граждан, проживающих на территории г. Столина  и Столинского района, создано 1  июля 1944 года как райпотребсоюз и реорганизовано в райпо 13 апреля 1999г. в соответствии с решением конференции Столинского РПС   13 апреля 1999 г. по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

В 1 главе указаны филиалы, входящие в состав райпо, их почтовые адреса. В настоящее время в состав Столинскогорайпо входят 1 торговое унитарное предприятие «Столиноптторг», 8 филиалов: «Горкоопторг», «Радчицкий», «Давид-Городокский», «Ольшанский», «Автобаза», «Общепит», «Давид-Городокский общепит», «Столинзаготпромторг».

Согласно Уставу  в Обществе (его обособленном  подразделении (филиале)) запрещается совместная  работа на должности  председателя  правления, руководителя обособленного подразделения (филиала), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира - лиц, состоящих  между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а так же братья, сестры, родители  и дети супругов),  если их работа связана с непосредственной подчиненностью или  подконтрольностью одного из них  другому.

Во 2-м разделе Устава описываются цели, предметы и виды  деятельности Общества. Согласно Устава,  основной целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения. Предметом  деятельности Общества являются:

Информация о работе Структура и функции аппарата управлении организации