Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, три раздела, заключение, библиографический список. Курсовая работа выполнена на 28 листах компьютерного текста.
Введение 2
Понятие и значение государственного аппарата 3
Принципы организации и деятельности государственного аппарата 6
Структура и функции государственного аппарата 10
Заключение 24
Список литературы 27
Международный Юридический Институт Министерства Юстиций
Российской Федерации.
Курсовая работа по дисциплине теория государства и права
на тему: «Государственный аппарат:
структура и функции»
Иваново 2012
Содержание:
Введение
Понятие и значение государственного
аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата 6
Структура и функции государственного
аппарата
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой
работы. В середине 80-х годов XX века
Россия вступила в период реформ, которые
коснулись всех сфер жизни общества.
На наших глазах изменились многие
принципы жизни общества, появились
новые идеологические основы функционирования,
устройства, развития государства, сформировался
новый тип государственного аппарата.
Появились или приобрели новое
значение такие органы государственной
власти, как Президент РФ, Федеральное
собрание РФ, Правительство РФ, суды
РФ. Одной из базовых концепций
построения нового государства стала
теория разделения властей, которая
была закреплена в Конституции Российской
Федерации 1993 года. Актуальность курсовой
работы связана в первую очередь
с тем, что современный
- дать понятие государственного аппарата;
- изложить принципы
- рассмотреть структуру
и функции государственного
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, три раздела, заключение, библиографический список. Курсовая работа выполнена на 28 листах компьютерного текста.
1. ПОНЯТИЕ И
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Механизм государства
представляет собой систему специальных
государственных органов и
Понятие «государственный аппарат»
тесно связано с понятием «механизм
государства». Первое принято употреблять
в двух смыслах - широком и более
узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности
всех государственных органов
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма государства.
Выяснение понятия механизма
государства связано с
Механизм государства - это
целостная иерархическая
Государственный аппарат - система
органов государства, т.е. органов, через
которые осуществляются государственная
власть, функции соответствующего государства;
составная часть механизма
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты:
1) (аппарат) государства
- это система государственных
органов, проникнутая
2) механизм (аппарат) государства
характеризуется сложной
Например, в РСФСР в
соответствии с конституциями 1918, 1925,
1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим
фактором, оказывающим решающее влияние
на структуру механизма
3) государственный механизм
неразрывно связан с функциями
государства. Между ними
На механизм государства
влияет состояние экономики, соотношение
политических сил, цели, задачи, функции
государства, в соответствии с которыми
создается государственный
Государственный механизм можно
назвать государственной
Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.
Построение и деятельность
механизма государства
2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы, в конечном счете, проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь,
принято разделять на две группы.
К первой из них относятся принципы,
выраженные в Конституции РФ, ко
второй - принципы, сформулированные в
Законе РФ «Об основах государственной
службы Российской Федерации» и иных
федеральных законах. Первая группа
охватывает такие конституционно закрепленные
принципы организации и деятельности
механизма Российского
Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция РФ впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.
Информация о работе Государственный аппарат: структура и функции