Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, три раздела, заключение, библиографический список. Курсовая работа выполнена на 28 листах компьютерного текста.
Введение 2
Понятие и значение государственного аппарата 3
Принципы организации и деятельности государственного аппарата 6
Структура и функции государственного аппарата 10
Заключение 24
Список литературы 27
Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:
-верховенство Конституции
РФ и федеральных законов над
иными нормативно-правовыми
-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
-обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
-единство системы
-равный доступ граждан
к государственной службе в
соответствии со способностями
и профессиональной
-обязательность для
-единство основных требований,
предъявляемых к
-профессионализм и
-гласность в осуществлении государственной службы;
-ответственность
-внепартийность
-стабильность кадров
государственных служащих в
К числу этих принципов
следовало бы отнести также: сочетание
коллегиальности и
Перечисленные выше принципы
формирования и деятельности государственного
механизма как системы
3. СТРУКТУРА И
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Государственный аппарат состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
В свою очередь, орган государства
является первичным элементом
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:
- осуществляют от имени
государства его задачи и
- обладают властными
- имеют определенную
- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
- образуются в порядке, установленном законом.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного
органа, качественно его
Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.
Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько групп. По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.
На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.
Пост главы государства
существует при всех формах правления.
В монархических государствах это
наследственный монарх, в республиках
- президент. Глава государства обеспечивает
конституционный порядок, устойчивость
и преемственность механизма
власти, а также высшее представительство
в международных отношениях. Он воспринимается
как своеобразный символ государства
и официальный представитель
народа. При различных формах правления
функции главы государства
- в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они номинальные, глава государства «царствует, но не управляет»;
- в республиках парламентского
типа (ФРГ, Италия и др.) функции
главы государства также
- в президентских или полупрезидентских республиках (США, Франция) президентская власть сильна и наполнена реальным содержанием. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.
Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична. Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.
Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:
-является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
-в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
-в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
-представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.
В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенства представительного выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США сразу и наиболее последовательно была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. Но независимо от формы правления органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.
Как отмечает Д. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».
Органы законодательной
власти обладают верховенством, поскольку
именно они устанавливают правовые
начала государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а, следовательно,
определяет, в конечном счёте, правовую
организацию и формы
Главенствующее положение
органов законодательной власти
в аппарате государства обуславливает
высшую юридическую силу принимаемых
ими законов, придаёт общеобязательный
характер нормам права, выраженным в
них. Однако верховенство их власти не
носит абсолютного характера. Пределы
её действия ограничены принципами права,
естественными правами
Органы государственного
управления - это исполнительно-
Информация о работе Государственный аппарат: структура и функции