Государственный аппарат: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, три раздела, заключение, библиографический список. Курсовая работа выполнена на 28 листах компьютерного текста.

Оглавление

Введение 2
Понятие и значение государственного аппарата 3
Принципы организации и деятельности государственного аппарата 6
Структура и функции государственного аппарата 10
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 50.58 Кб (Скачать)

 

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского  государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные  лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию  РФ и законы. Рассмотренные общие  конституционные принципы организации  и деятельности механизма Российского  государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение  эта группа принципов получила в  федеральном Законе “Об основах  государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и  судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

-приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственное  действие;

-обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

-единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

-равный доступ граждан  к государственной службе в  соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

-обязательность для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

-единство основных требований, предъявляемых к государственной  службе;

-профессионализм и компетентность  государственных служащих;

-гласность в осуществлении  государственной службы;

 

-ответственность государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

-внепартийность государственной  службы; отделение религиозных объединений  от государства;

-стабильность кадров  государственных служащих в государственных  органах. 

 

К числу этих принципов  следовало бы отнести также: сочетание  коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

 

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

 

 

3. СТРУКТУРА И  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

 

 

Государственный аппарат  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  этого механизма является орган  государства.

В свою очередь, орган государства  является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями  субординации и координации, являясь  носителями властных полномочий, участвуют  в решении наиболее общих задач  государства и осуществлении  его функций.

Каждый государственный  орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства.

 

Ряд авторов выделяет три  основные формы деятельности государственных  органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов  государства, являются следующие:

- осуществляют от имени  государства его задачи и функции  посредством определенного вида  деятельности в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных  учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию,  т.е. закрепленную совокупность  задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

 

- характеризуются определенной  структурой, то есть строением  по видам отдельных служб и  численному составу (штатам) и  имеют территориальный масштаб  деятельности;

- образуются в порядке,  установленном законом.

 

Наделение государственных  органов полномочиями государственно-властного  характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и  учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

 

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

 

Органы государственной  власти занимают центральное место  в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями  государства. Эти органы каждый в  своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую  роль государства в обществе. Понятие  органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным  конституцией, законами или другими  правовыми актами порядком. Орган  государственной власти наделен  властными полномочиями, т.е. его  решения носят обязательный для  всех характер и при необходимости  подкрепляются принудительной силой  государства. Деятельность органов  государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных  правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер. Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.

 

Органы государственной  власти, в зависимости от критерия, могут быть классифицированы на несколько  групп. По уровню деятельности: федеральные  органы и органы государственной  власти субъектов федерации. Некоторые  органы государственной власти субъектов  федерации не могут считаться  полностью самостоятельными (например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой централизации.

 

На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации  органы государственной власти делятся  на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

 

Пост главы государства  существует при всех формах правления. В монархических государствах это  наследственный монарх, в республиках - президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма  власти, а также высшее представительство  в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства  и официальный представитель  народа. При различных формах правления  функции главы государства выглядят неодинаково:

- в парламентских монархиях  (Великобритания, Бельгия, Япония  и др.) они номинальные, глава  государства «царствует, но не  управляет»;

- в республиках парламентского  типа (ФРГ, Италия и др.) функции  главы государства также выражены  слабо;

- в президентских или  полупрезидентских республиках (США, Франция) президентская власть сильна и наполнена реальным содержанием. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.

Власть главы государства  в президентских республиках  всегда единолична. Он избирается народом  и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в  силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак  не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.

 

Пост Президента России был  учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его  прописан в Конституции 1993 года. Президент  России является главой федеративного  государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и  исполняет следующие основные функции:

-является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

-в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

-в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

-представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно  рассматривать не только как главу  государства, но и как главу исполнительной власти.

 

В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенства представительного выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США сразу и наиболее последовательно была реализована концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. Но независимо от формы правления органу народного представительства отводилась, в качестве основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.

 

Как отмечает Д. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные  власти в лице каких-либо членов или  частей общества проистекают из нее  и подчинены ей».

 

Органы законодательной  власти обладают верховенством, поскольку  именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

 

Главенствующее положение  органов законодательной власти в аппарате государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в  них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы  её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей  конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть  из них другим, подконтрольным ему  органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные  органы других государств, зачастую вынуждены  поручать подготовку и принятие тех  или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам. В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов. Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 «Основы конституционного строя». Таким образом, положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение. Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

 

Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

Информация о работе Государственный аппарат: структура и функции