Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, три раздела, заключение, библиографический список. Курсовая работа выполнена на 28 листах компьютерного текста.
Введение 2
Понятие и значение государственного аппарата 3
Принципы организации и деятельности государственного аппарата 6
Структура и функции государственного аппарата 10
Заключение 24
Список литературы 27
Органы государственного
управления предназначены, в первую
очередь, для исполнения законов, издаваемых
органами государственной власти. Во
исполнение законов ей предоставлено
право активных действий, а также
право принятия подзаконных нормативных
актов. Это наиболее разветвленные
и многообразные органы. «Силовые»
органы, являющиеся частью исполнительной
власти, олицетворяют принудительную
силу государства, а потому постоянно
находятся под пристальным
В пределах своей компетенции
органы государственного управления наделяются
необходимой для их нормального
функционирования оперативной
Правительственная власть может
составлять прерогативу одного лица
(в президентских республиках) или
коллегиального органа. В первом случае,
правительство выступает как
группа ближайших советников главы
государства - президента, а полномочия
правительства являются производными
от полномочий последнего. Во втором случае,
правительство формируется на основе
специальной процедуры с
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).
В Российской Федерации государственное управление, согласно Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
В Российской Федерации органы
исполнительной власти в своей основной
деятельности не подотчетны и неподконтрольны
органам законодательной
Функции государственного управления
в субъектах федерации
Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.
Роль исполнительной власти
особенно важна и заметна там,
где проводятся реформы, совершается
переход от тоталитаризма к демократии.
В этих условиях судьба реформ в
основном оказывается в руках
исполнительной власти, что предопределяет
необходимость в ее усилении и
гарантиях независимости. Конституционно-правовые
институты закрепляют эту общественную
необходимость. Кроме того, исполнительная
власть повсеместно обнаруживает тенденцию
к разрастанию государственного
аппарата, коррупции, чиновничьему произволу,
что создает необходимость
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты».
Система судебных органов
выступает в качестве носителя судебной
власти. Это положение закрепляется
в конституциях и обычных законах
ряда современных государств. Так, например,
в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.)
говорится, что «судебная власть
исходит из народа и осуществляется
от имени короля судьями и магистратами,
которые являются независимыми, ответственными
и подчинены исключительно
Органы, осуществляющие правосудие,
- третья ветвь государственной власти,
которая играет особую роль и в
механизме государственной
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.
Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств провозглашается принцип непартийного характера судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.
В большинстве конституций
современных государств закрепляется
принцип гласности
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.
Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России.
В настоящее время в
Росси проводится судебная реформа,
главными направлениями которой
являются: создание федеральной судебной
системы; признание права каждого
лица на разбирательство его дела
судом присяжных в случаях, предусмотренных
законом; дифференциации форм судопроизводства;
совершенствовании системы
В Росси сформировалась единая
централизованная система органов
прокуратуры с подчинением
Местное (муниципальное) самоуправление
- одна из демократических основ
системы управления обществом и
государством, важнейший структурный
элемент устройства власти в большинстве
стран мира. Существование местного
самоуправления, его эволюция связаны
с проблемами публичной власти, которая
существует в классовом обществе
как государственная власть, осуществление
которой доверено, прежде всего, общенациональным
государственным органам и
Вторая характерная черта
местного самоуправления вытекает из
первой. Государственно-правовая природа
местного самоуправления определяется
не только необходимостью децентрализации
публичной власти, но и более значимой
проблемой организации
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности, частью конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе
ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии
с которой «в землях, уездах и
областях народ должен иметь представительства».
Конституции субъектов
Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы «продолжает» их деятельность на местах.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.
Информация о работе Государственный аппарат: структура и функции