Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических основ стратегического управления, ее роли в развитии организации, а так же ознакомиться с опытом стратегическим управление в городе Санкт-Петербург.
Задачи поставленные для достижения цели:
• Изучить теоретические основы, и принципы стратегического управления;
• Рассмотреть структуру стратегического управления;
• Ознакомиться с особенностями стратегическим управлением в городах;
• Ознакомление с документацией по стратегическому планированию города Санкт Петербург.

Файлы: 1 файл

стратегическое управление.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

• поддержка инноваций, распространение технологий;

• содействие занятости;

• содействие малым и средним предприятиям; 13

• поддержка профессионального образования;

• экологизация экономики (устойчивое развитие).

Третий блок. Поддержание имиджа и развитие кооперации:

• поддержка туризма;

• внутрирегиональная кооперация;

• маркетинг города.13

Четвертый блок. Совершенствование управления: совершенствование  структуры и методов управления городом.

Стратегический  план социально-экономического развития региона -- это индиктивный документ, который позволяет администрации  региона и региональному сообществу действовать совместно.

К основным характеристикам  стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

• выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

• краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

• партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

1) оценку достигнутого  уровня и особенностей социально-экономического  развития региона, предполагающую  также проведение анализа региональной  ресурсной базы этого развития;

2) выработку  концепции развития экономики  региона, проработку сценариев  модернизации регионального хозяйства  в целях адаптации к новой  системе связей и взаимозависимостей;

3) выбор и  обоснование направлений перспективного  развития региона.

Основная  цель развития региона видится в  решении проблемы самодостаточности  региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.

Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при  разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает  постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального  типа на основе использования новых  технологических способов производства в условиях многоукладной социально  ориентированной экономической  системы с современными характеристиками качества жизни населения и с  активной ролью государственных  органов в регулировании экономики.

Методика  стратегического планирования развития региона

Стратегический  план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное  описание следующих аспектов деятельности по развитию региона: постановка целей  развития региона; определение пути достижения поставленных целей; анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; разработка методов организации  движения по избранным направлениям; использование ресурсов, необходимых  для достижения поставленных целей; определение способов использования  ресурсов.

Стратегический  план социально - экономического развития региона позволяет его администрации  и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно  администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального  развития, включая экономических  агентов и участников процесса. 14

К основным характеристикам  стратегического плана развития региона относятся следующие:

- выделение  сильных и слабых сторон региона,  стремление усилить, развить,  сформировать конкурентные преимущества  региона, прежде всего по созданию  лучших условий жизни людей;

- краткие  идеи и принципы, которые ориентируют  производителей товаров и услуг,  инвесторов, администрацию и население,  помогая им осуществлять решения,  базирующиеся на видении будущего  развития;

- партнерское  взаимодействие всех региональных  сил. План представляет собой  не директиву, а скорее компиляцию  разумных рекомендаций в адрес  администрации со стороны предпринимателей  и населения. План должен стать  своеобразным соглашением относительно  специфических мер стратегического  характера, которые важны и  для производства, и для жителей  региона.

Цикл стратегического  планирования региона можно представить  в следующем виде:

1. Определение  целей развития

Четко сформулированная система целей развития, которые  удовлетворяют стандартным требованиям  измеримости, достижимости, ориентированности  во времени и непротиворечивости, может принести региону намного  больше пользы, чем финансовые средства, полученные от федерального центра, которые  можно просто потратить на погашение  той или иной текущей задолженности.

Главная цель развития любого региона - устойчивое улучшение качества жизни всех категорий  жителей. Данная цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона  как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику  и предоставляющего благоприятную  внешнюю среду для жизни и  экономической активности.

2. Анализ внешней  среды развития региона

Анализируются ключевые социально - экономические  параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные  риски, инфляция, перспектива экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития.

Анализ внешних  и внутренних факторов позволяет  определить отрасли и виды деятельности, которые могут дать региону существенное развитие, и сформулировать соответствующие  меры, которые могут эффективно реализовать  имеющийся потенциал.

3. Анализ потенциала  развития региона

С помощью  количественного и качественного  анализа экономической, социальной, экологической и институциональной  внешней среды, в которой действуют  региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние  ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные).

Выбор стратегии  развития региона в значительной степени определяется состоянием его  социально - экономического потенциала.

4. Использование  имеющихся и создание новых  местных преимуществ

На этой стадии стратегического планирования:

- рассматриваются  возможности использования имеющихся  преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические  особенности, развитость инфраструктуры);

- определяются  результаты осуществления предшествующих  программ социально-экономического  развития региона;

- выявляются  причины успехов и провалов  предыдущих шагов по управлению  региональным экономическим развитием.

5. Разработка  концепции и стратегии развития

На этой стадии стратегического планирования делаются окончательные выводы о целях  социально - экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа  развития российской экономики. В результате выработки и реализации концепции  происходят формирование альтернативных вариантов стратегии, их сравнительная  оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных  компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах.

6. Разработка  плана конкретных действий и  осуществление стратегии

На основе сформированных концепции и стратегии  социально - экономического развития разрабатывается  план конкретных действий.

Стандартный план конкретных действий включает в  себя задачи с указанием срока  их решения, ответственных лиц, ожидаемых  результатов, размеров и источников финансирования, способов промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического  планирования является анализ баланса  результатов и затрат, связанных  с осуществлением плана.

7. Анализ эффективности  и результативности, корректировка  целей и методов их достижения

В России последние 10 лет разрушалась система директивного планирование. Это ввело к развалу в экономике и городском хозяйстве. В то же время в Европе и США появился интерес к стратегическому управлению.  Многие города стали придумывать стратегии развития или экономические стратегии. Они отражали перспективы городов в ближайшем будущем.

 

Глава 3. Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг.

 

В те года Санкт-Петербург  был городом с численность 4660000 человек. Основными отраслями являются промышленность, наука и научное  обслуживание, образование, культура и  искусство

Главная цель развития Санкт-Петербурга, выбранная по итогам широких дискуссии? стало стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города. Началом разработки стратегического планирования в Санкт-Петербурге началось с сентября 1996 года. Датой общественного обсуждения стратегического плана так же был сентябрь 1996 года. И в итоге 1 декабря 1997 года была принята Декларация Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга (официальная версия) и временное положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге на период 1998-2000 гг. С 1998 года идет реализация этого плана и мониторинг реализации стратегического плана. Этот стратегический план учитывается при принятии текущих решений, а так же проекты и программы предусмотренные стратегическим планом реализуются. Санкт-Петербург начал первым из российских городов опираться на опыт городов развитых стран с устоявшейся экономикой.

Основное отличие стратегического  плана СПБ от аналогичных документов, разработанных для западных город, является в то что СПБ и Россия в целом, переживали переходный период, для которого характерна незавершенность рыночного реформирования ряда отраслей, необходимость развития и совершенствования нормативной базы и организационной структуры. Поэтому кроме мер по содействию развитию ключевых для города отраслей и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, которые всегда включаются в стратегические планы городов с развитой экономикой, в стратегический план СПБ вошли разделы, посвященные формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также реформированию городских общественных служб, повышению эффективности бюджетных расходов.

Для стратегического  плана СПБ характерны следующие черты:

-Нацеленность  на главное для конкурентоспособности  города.

Классическое  стратегическое планирование состоит  в оценке конкурентных преимуществ  и недостатков и выборе стратегии  поведения на рынке. Города, как и  предприятия находятся в условиях конкуренции и борются за привлечение  инвестиций и создание новых рабочих  мест, т.е. в конечном счете за повышение  уровня жизни и перспективы развития. Чтобы этого добиться требуется постоянно искать и укреплять преимущества своего города, понимать какие функции города нужно развивать, что мешает двигаться к выбранной цели и как устранить эти помехи. Эти темы и являются основными для стратегического плана.

Стратегический  план-короткий документ.

-Партнерство при разработке и реализации

Стратегический  план не является чисто административным документом. План адресован всему  городу, задает ориентиры абсолютно для всех. Показывает перспективу и бизнесу и властям и жителям и потенциальным внешним инвесторам.

-Сочетание долгосрочного видения и конкретности немедленных действия.

В стратегическом плане СПБ определены не только долгосрочные ориентиры и перспективы но и конкретные действия. Он является долгосрочным по глубине прогноза и последствий намечаемых действий, но среднесрочным(4-6 лет) по характеру включаемых в него мер.

-Постоянство  работы над планом

Работа над  планом не заканчивается с его  принятием и публикацией. Ведется постоянный мониторинг его выполнения, ежегодно проходит оценка хода реализации и его корректировка.

Появление стратегического  плана в СПБ было положительно встречено всеми партнерами города за рубежом. Деловые и академические круги, политики и общественные деятели отметили, что наличие стратегического плана свидетельствует о стремлении городской власти проводить открытую  предсказуемую политику, двигаясь по пути демократических преобразований и продолжая начатые экономические реформы. Стратегический план работает на повышение инвестиционной привлекательности СПБ укрепляет доверие к местной власти.

Стратегический  план был разослан во все зарубежные консульства, находящиеся в СПБ, представительства зарубежных компаний и банков, распространялся на международных конференциях и форумах ( в том числе инвестиционных) в различных странах мира, а также размещен в Интернете. В ряде отзывов полученных от Университетов и муниципальных городов(Мюнхен, Хельсинки, Гамбург, Барселона, Рига, Таллинн, Бостон) стратегический план СПБ получил высокую профессиональную оценку в качестве одного из лучших документов подобного рода в Европе.

Документ  также рассматривается и учитывается  в нескольких европейских программах сотрудничества в области планирования и обмена опытом между регионами: программа VASAB 2010 (координация планов развития в регионе Балтийского  моря), конференция мэров городов  Северной Европы, программа обмена городов побережья Балтийского  моря и пр. В областях и городах  России и стран, входивших в состав Советского Союза, интерес к опыту  Санкт-Петербурга привел к решению  ряда территорий разработать аналогичные  документы.

Санкт-Петербург успешно  применил некоторые новые подходы к планированию, принятые в городах Европы и США, явился моделью для других городов и регионов России и стран бывшего СССР в реформировании процесса территориального планирования.

Информация о работе Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг