Процесс стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Характерная черта современного менеджмента организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения. Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………... 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СТРУКТУРА И
СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………….……..….. 4
1.1. Процесс стратегического управления …………………………. 4
1.2. Основные виды стратегий ……………………………………… 13
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ООО «ISM COMPUTERS»
..………………………………………………………………………… 15
2.1. Общая характеристика предприятия …………………………. 15
2.2. Анализ стратегии ООО «ISM COMPUTERS»…………….. … 17
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ООО «ISM COMPUTERS» ……………………………………………………………………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

6.Процесс стратегического управления.docx

— 47.00 Кб (Скачать)

Содержание работы:

 

Введение …………………………………………………………... 3

1. Стратегическое  управление: структура и

содержание …………………………………………….……..….. 4

1.1. Процесс стратегического управления …………………………. 4

1.2. Основные виды стратегий ……………………………………… 13

 

2. Стратегическое управление на ООО «ISM COMPUTERS» 

..………………………………………………………………………… 15

2.1. Общая характеристика предприятия …………………………. 15

2.2. Анализ стратегии ООО «ISM COMPUTERS»…………….. … 17

 

3. Разработка рекомендаций и предложений по стратегическому управлению ООО «ISM COMPUTERS» ……………………………………………………………………………….. 18

 

Заключение ……………………………………………………. 20

Список использованной литературы ……………… 21

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………….. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Характерная черта современного менеджмента организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения. Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой. Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают чего она хочет добиться в своей деятельности. В прошлом многие предприятия могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования трудовых ресурсов в текущей действительности. Сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Поэтому целью исследования является анализ стратегического управления на ISM Computers. Задача исследования состоит в определении целей, задач, миссии и стратегии предприятия, разработка предложении и рекомендаций по выбору и реализации стратегий. Объектом исследования является компьютерная фирма ISM Computers.

  1. Стратегическое управление: структура и содержание

 

  1. Процесс стратегического управления

  Слово «стратегия заимствовано» из военной науки, произошло от греческого strategos - «искусство полководца». Другими словами стратегия – это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых – находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемы управления бизнес-деятельностью организации, действующей в условиях сложной среды. Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, вошло в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Стратегия организации – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижении. Она большей частью формируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Разработать стратегию организации – значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества. Стратегию можно рассматривать как детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии и достижение целей организации с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана – обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами в окружающей среде. Реальная стратегия организации состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптированных реакций на возникшую ситуацию (реактивная стратегия). Реальная стратегия = проактивная стратегия + реактивная стратегия [3].

 Стратегия необходима, поскольку будущее в основном  непредсказуемо, абсолютно определенности  относительно будущего нет. Современный  темп изменений во внешней  среде, увеличение количества знаний  и информационных потоков настолько  велики, что планирование стратегии  представляется единственным способ  формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Она является  основой создания плана развития  организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие  пути действия, снижает риск принятия  неправильного решения из-за ошибочной  или недостоверной информации  возможностях организации или  о внешней среде. При выборе  стратегии можно добиться большей  определенности; организация сможет  предвидеть события во внешней  среде и быстрее на них реагировать. Судя по результатам исследования, именно те организации, которые  давно существуют, быстрее всего  реагируют на изменение внешних  факторов. Сформулированная стратегия  – это комплекс решений, принимаемых  менеджментом на базе основополагающих  принципов и правил. Другими словами, стратегия – это обязательство  действовать определенным образом: таким, а не другим. Недостаточно  иметь только стратегический  план; нужен ещё набор основополагающих  принципов и правил поведения  персонала всех уровней с учетом  деятельности в постоянно изменяющихся  условиях. По своему существу  сформулированная стратегия и  есть набор правил для принятия  решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности, т.е. стратегию  можно считать зонтиком, под которым  укрываются все управленческие функции [1]. Успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха. Так же как самолет с великолепной конструкцией двигателей не сможет летать, если он заправлен топливом низкого качества, так и организация, разрабатывающая стратегию развития, может потерпеть неудачу из-за ошибок в других управленческих функциях (организации, мотивации, контроле и т.д.) и/или неэффективных действий. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий – вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Можно разработать сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху – блестяще выполненная блестящая стратегия. Влияние воздействия стратегии и действий на успех организации.

Определяющими элементами стратегии являются решения о размещении ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, создание длительных конкурентных преимуществ. Размещение ресурсов – это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования. Адаптация к внешней среде – охватывает все действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии организации к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и опасностей. Внутренняя координация является неотъемлемой частью стратегии и включает координацию стратегической деятельности организации с целью обеспечения эффективности внутренних операций. Основой спеха в бизнес деятельности является создание устойчивого конкурентного преимущества, которое определяет способность организации предложить товар или услугу, превосходящей по воспринимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов. Стратегическое управление – это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе проведения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации распределения ресурсов. Стратегическое управление можно отнести к философии или идеологии бизнеса и менеджмента, где значительное место отводиться творчеству высшего руководства и персонала организации [13].

 Когда раскрыты основные  понятия «стратегия», «стратегия  организации», можно перейти к  рассмотрению самой идеи стратегического  управления.

1. Модель желаемого состояния. Здесь речь идет о постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целях [3].

2. Модель реальной ситуации. Оценивая потенциальные возможности  компании в частности организационного  потенциала (маркетингового, производственного, финансового, кадрового и т.п.), руководители  должны определить, чего реально  может  добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей.

3. Когда поставлены цели  с учетом внешних факторов  и оценены потенциальные ресурсные  возможности организации, нужно  определить путь достижения цели. Другими словами, руководители организации  должны как в общих чертах, так и конкретно решить, что  должно быть следовательно для  выполнения поставленных целей. По сути, это и есть понятие  стратегии как совокупности главных  целей организации и основных  способов их достижения. Стратегический менеджмент - процесс, находящийся в постоянном движении. Изменение как внутри организации, так и вне ее, или все вместе требует соответствующих коррективов стратегии, поэтому процесс стратегического управления представляет собой замкнутый цикл. Задача оценки деятельности и принятия коррективов является одновременно концом и началом цикла стратегического менеджмента. Ход внешних и внутренних событий рано или поздно вынуждает пересматривать предназначение компании, цели деятельности, стратегию и процесс ее осуществления. Задача менеджмента - находить пути для улучшения существующей стратегии и следить за тем, как она выполняется [6].

Существует множество моделей процесса стратегического управления, которые в той или иной мере детализируют последовательность шагов этого процесса, однако три ключевых этапа являются общими для всех моделей:

- стратегический анализ;

- стратегический выбор;

- реализация стратегии.

Стратегический анализ обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии и обеспечивает реальную оценку собственных ресурсов и возможностей и глубокое понимание внешнего конкурентного окружения.

Каждая организация вовлечена в три процесса:

 получение ресурсов  из внешней среды (вход);

 превращение ресурсов  в продукт (преобразование);

 передача продукта  во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым этапом является этап стратегического анализа.

Этап стратегического анализа интерпретирует стратегическое положение организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые возникли в экономическом окружении организации, и выявление их воздействия на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ и ресурсов организации в зависимости от их изменений. Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор [10].

Одним из результатов стратегического анализа является формулирование общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.

Проведение стратегического анализа включает в себя исследование динамики окружающей среды и потенциала организации. Потенциал организации изучается с целью его использования при построении конкурентных преимуществ. Важную роль в стратегическом анализе играет выявление основных умений и навыков - тех умений и навыков, которые дают компании конкурентные преимущества и определяют основные направления ее деятельности.

Необходимость проведения стратегического анализа определяется несколькими факторами:

- во-первых, он необходим  при разработке стратегии развития  предприятия и в целом для  реализации эффективного менеджмента;

- во-вторых, он необходим  для оценки привлекательности  предприятия, с точки зрения внешнего  инвестора, определения позиции  предприятия в национальных и  иных рейтингах;

- в-третьих, стратегический  анализ позволяет выявить резервы  и возможности предприятия, определить  направления адаптации внутренних  возможностей предприятия к изменениям  условий внешней среды.

Стратегический анализ предполагает изучение:

- внешней среды (макроокружение  и непосредственное окружение);

- внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя предотвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение [3].

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

На данном этапе анализа высшее руководство отбирает наиболее важные для будущего предприятия факторы - стратегические факторы. Стратегические факторы - это факторы развития внешней среды, которые, во-первых, имеют вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия. Цель анализа стратегических факторов выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации. Хорошо проведенный управленческий анализ, дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Вместе с тем, стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований. Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления [7].

Информация о работе Процесс стратегического управления