Стратегическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе автор провела попытку исследование одного из направлений стратегического менеджмента как стратегическое управление. Воспользовавшись работами российских и зарубежных специалистов в области научного управления, выяснила первую ступень в комплексном изучении стратегического менеджмента, что нам дает возможность:
• определить приоритеты в дальнейшем изучении стратегического менеджмента
• постичь всю глубину науки управления
• помочь в развитии специалиста в сфере научного управления
• применить полученные теоретические наработки на практике.

Оглавление

Введение 3
1.Стратегическое управление
1.1 Общие характеристики 4
1.2 Функции и модель стратегического управления 5
1.3 Общая модель стратегического управления. Виды управления компанией. 7
2. Анализ среды 14
2.1 Анализ внешней среды 15
2.2 Анализ внутренней среды 21
3. Стратегия намерения 27
3.1 Уровни стратегии 28
3.2 Исполнение стратегий, лидерство, структура, информационные и контрольные системы, человеческие ресурсы 28
Заключение 30
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

Стратегическое управление.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО « Институт телевидения, бизнеса  и дизайна».

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине:

Теория организации

 

 

На тему:

 

«Стратегическое управление»

 

 

Выполнил: студентка 3 курса факультета     менеджмента и рекламы, гр. ЗМ-3

Прытова И.С.   

                                                                 Проверил: ___________ Короткий С.В.

Санкт – Петербург.

2012г

 

           Содержание

Введение            3

1.Стратегическое управление         

    1.1 Общие характеристики         4

     1.2 Функции  и модель стратегического управления      5

     1.3 Общая модель  стратегического управления. Виды  управления компанией.  7

2. Анализ среды                    14

     2.1 Анализ внешней среды                  15

     2.2 Анализ внутренней среды                  21

3. Стратегия  намерения                    27

     3.1 Уровни стратегии                   28

     3.2 Исполнение стратегий, лидерство,  структура, информационные и контрольные    системы, человеческие ресурсы                  28

Заключение                     30

Список используемой литературы                  34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Появление понятия  «стратегическое управления» в  нашей стране возникло с переходом  отечественной экономики на рыночные рельсы. В действительности, стратегическое управление давно используется за рубежом, и отечественные менеджеры зачастую прибегают к опыту своих зарубежных коллег.

Говоря о  сути стратегии, можно охарактеризовать её как эффективную систему бизнеса, построенную на наборе конкретных мероприятий. Разработка стратегии должна основываться на анализе рыночной ситуации, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. При этом надо отметить, что не существует общего шаблона для построения стратегии для любого предприятие, даже если речь о предприятиях одной отрасли. В связи с этим разработка стратегии осуществляется индивидуально в зависимости от внутреннего потенциала фирмы и внешней обстановки.

Для того, чтобы конкурировать в  сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.

Хорошая информированость предусматривает  возможность принятия широкого диапозона  управленческих решений на разных уровнях  управления. Менеджеры должны создать  сеть источников информации в различных  частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Стратегическое управление.
    1.   Общие характеристики.

Стратегическое  управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. 
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. 
Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»  
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. 
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке.

    1. Функции и модель стратегического управления

В стратегическом управлении можно выделить три основных этапа:

1. подготовительный, служащий основой информационного обеспечения разработки стратегии;

2. основной этап - этап разработки  стратегии;

3. заключительный этап - этап реализации стратегии, корректировки и обратной связи.

На каждом этапе реализуются  определенные функции (рисунок 1):

на первом этапе - это стратегический анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды организации;

на втором этапе - стратегическое планирование;

на третьем этапе   - стратегическая организация и мотивация, контроль и регулирование.

Таким образом, основные функции выполняются  в процессе определенных взаимосвязанных  действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) - прогноз - стратегия - стратегический план - программа - проект - оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом). Основными содержательными результатами стратегического управления являются стратегия организации, ее стратегический потенциал и организационная структура.  

Рис.1. Модель стратегического управления организацией

Сущность любой экономической системы проявляется в ее функциях. Особенностями стратегического управления являются, во - первых, нацеленность на достижение результатов во внешней среде, характеризующейся глобальной нестабильностью; во - вторых, появление контура стратегических адаптационных (реактивных) решений, дополняющего контур предвиденных, запланированных стратегических решений; в - третьих, итеративность и непрерывность процесса; в - четвертых, усложнение функций и результатов управления. Это проявляется в следующем:

·  в появлении дополнительных результатов по сравнению с предыдущими системами управления, таких как стратегия,  программа и др.;

·  в альтернативности стратегических решений и необходимости выбора;

·  в появлении многоуровневых иерархических решений (пространство или дерево целей, пространство стратегий и др.);

·  в появлении нескольких результатов выполнения одной функции, например, стратегическое планирование может завершаться стратегией, стратегическим планом, программой и другими результатами.

1.3  Общая модель стратегического управления. Виды управления компанией

Современными  видами управления, которых придерживается все больше и больше фирм, являются стратегическое планирование и стратегическое управление в реальном масштабе времени. Данные виды управления могут осуществляться отдельно друг от друга, однако чаще используются параллельно для решения как плановых, так и непредвиденных задач. 

В общем виде, процесс стратегического управления фирмой можно описать, используя модель Ансоффа, в которой анализируется изменение окружающей среды, реакция фирмы на такое изменение и затраты, связанные с реакцией фирмы и ущербом от воздействия окружающей среды.

На рисунке  видно, что в случае, если фирма  не реагирует на изменение окружающей среды, то потери фирмы от воздействия данного изменения начинают нарастать. Они обозначены как "неучтенные потери". 
Однако рано или поздно фирма начнет реагировать на происходящие события. Это произойдет через момент времени TD. Фирма может принять решении о прекращении производства какого-либо товара, по причине нерентабельности данного бизнеса. Либо может переориентироваться на производство новых товаров, перестроив при этом свои производственные мощности. Предпочтительной альтернативой в любом из перечисленных случаев станет превращение угрозы со стороны окружающей среды в благоприятную возможность. 
Когда фирма приступит к осуществлению контрмер, потери, связанные с воздействием окружающей среды, постепенно снизятся до нуля. Однако, ликвидация производственной базы и товарно-материальных запасов, сокращение персонала, строительство новых линий или переориентация старых понесут за собой дополнительные расходы - сверх нормальных издержек производства. Таким образом, в период прекращения воздействия угрозы происходит сложение двух потоков затрат: потерь от нерентабельной производственной деятельности и затрат, связанных со свертыванием этой деятельности. 
К моменту времени T, когда действие угрозы прекратится, фирма понесет суммарный убыток от основной деятельности O, а также убыток связанный с реакцией фирмы на действие угрозы C. Таким образом, общие потери составят Lt= O + C. Задача стратегического управления состоит в том, чтобы свести к минимуму суммарный объем потерь, связанных с воздействием на фирму окружающей среды и реакцией фирмы на это воздействие.

 

В реальной ситуации оперативно реагировать на изменения  окружающей среды способны только хорошо организованные фирмы. Обычно это мелкие компании, которые не занимаются изучением  внешней среды и прогнозированием. Зато такие компании, в силу своих небольших размеров и высокой маневренности, могут оперативно реагировать на происходящие события и сразу принимать конкретные действия. Для таких фирм реакция наступает по истечении отрезка времени TD и этот вид управления называется активным. 
Для большинства крупных фирм, имеющих многолетнюю историю и традиции, такая быстрая реакция на изменения в окружающей среде практически невозможна. Поэтому к отрезку времени, которое проходит от момента обнаружения угрозы до начала реагирования фирмы на эту угрозу, добавляется еще время задержек Td. Такой вид управления называется реактивным.

 



Ансофф выделяет четыре фактора, обусловливающих такое  запаздывание:

  1. Запаздывание в системе – обычно имеет место в крупных фирмах. Такая задержка отчасти бывает вызвана затратами времени на наблюдение, интерпретацию и обработку данных наблюдения и передачу полученной информации соответствующим руководителям. Отчасти же она – следствие затрат времени со стороны руководителей на обмен информации друг с другом и выработку общей позиции, а также затрат времени на проработку решений соответствующими рабочими группами и звеньями управления.
  2. Запаздывание из-за задержки верификации – оно связано с проверкой правильности информации о существовании угрозы, поскольку некоторые руководители будут утверждать, что даже несмотря на то, что уровень ее воздействия достиг неприемлемой величины, нет абсолютной уверенности в реальности этой угрозы и в устойчивом характере ее действия.
  3. Запаздывание из-за угрозы статусу – вызвано причинами политического характера, если те или иные руководители, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к создавшемуся критическому положению, сочтут, что признание существования такого положения отразится на их репутации либо приведет к потере ими власти в организации.
  4. Запаздывание, вызванное неприятием непривычного, - типично для управленческих традиций Запада: управляющие приучены к тому, чтобы доверять прошлому, привычному опыту и отвергать непривычное, считая невероятным и несостоятельным.

Все четыре вида запаздывания увеличивают время  от момента обнаружения опасности  до начала реагирования фирмы на такую  опасность и приводят к значительному  увеличению общих затрат фирмы. 
Однако как активное, так и реактивное управление подразумевают ответ фирмы на внешнюю угрозу лишь тогда, когда эта угроза уже начнет приносить убытки. Поэтому на современном этапе развития управления все большее число фирм начинают использовать прогнозную информацию для принятия стратегических решений. Управление, при котором наряду с ретроспективной информацией используются прогнозы, называется плановым управлением. 
При таком управлении момент начала рационального действия фирмы в связи с прогнозируемой внешней угрозой находится в пределах горизонта прогнозирования TD. В данном случае, как и в случаях с неплановым управлением, реакция фирмы должна наступать как можно раньше. Однако и при таком виде управления в большинстве компаний присутствует задержка Td, которая вызвана теми же факторами, что и в случае с реактивным управлением. Но причины появления такой задержки несколько иные.

Информация о работе Стратегическое управление