Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:38, курсовая работа
В данной работе автор провела попытку исследование одного из направлений стратегического менеджмента как стратегическое управление. Воспользовавшись работами российских и зарубежных специалистов в области научного управления, выяснила первую ступень в комплексном изучении стратегического менеджмента, что нам дает возможность:
• определить приоритеты в дальнейшем изучении стратегического менеджмента
• постичь всю глубину науки управления
• помочь в развитии специалиста в сфере научного управления
• применить полученные теоретические наработки на практике.
Введение 3
1.Стратегическое управление
1.1 Общие характеристики 4
1.2 Функции и модель стратегического управления 5
1.3 Общая модель стратегического управления. Виды управления компанией. 7
2. Анализ среды 14
2.1 Анализ внешней среды 15
2.2 Анализ внутренней среды 21
3. Стратегия намерения 27
3.1 Уровни стратегии 28
3.2 Исполнение стратегий, лидерство, структура, информационные и контрольные системы, человеческие ресурсы 28
Заключение 30
Список используемой литературы 34
Запаздывание
в реакции системы при плановом
управлении имеет меньшую величину,
чем в остальных случаях. В
отличие от реактивного управления,
где информация, получаемая на основе данных
о прошлых результатах фирмы, вторична,
прогнозирование изменений представляет
собой процесс получения первичных, исходных
данных.
Сравнительно небольшое запаздывание
в системе сводится на нет потенциально
большими задержками, связанными с проверкой
правильности информации о возможной
угрозе, с причинами политического характера
и неприятием непривычного. Тот факт, что
информация, в ответ на которую начинается
реакция, в данном случае основана на предположении,
а не на реальности, как это имеет место
при реактивном управлении, подкрепляет
и как бы оправдывает задержки всех трех
типов.
Процесс проверки правильности информации
при плановом управлении сводится не к
тому, сохранится ли действие угрозы, а
к тому, существует ли угроза вообще, и
если она действительно возникнет, какой
следует выбрать ответ на нее. Также зачастую,
при присутствии каких-либо пока еще очень
смутных данных о надвигающейся угрозе,
руководители не воспринимают всерьез
данную информацию. Проходит время прежде
чем информация об изменении окружающей
среды станет более ясной и только в этом
случае начинается ответная реакция. Дело
в том, что почти все руководители дорожат
своими местами и стараются не реагировать
на незначительные факты или же нелепые
домыслы.
Как видно из рисунка, ущерб, который будет
нанесен фирме при плановом управлении,
зависит от соотношения между тремя факторами:
горизонтом прогнозирования TD, задержкой
вследствие медлительности Td и временем
TR, которое требуется фирме для реакции
на возможную угрозу.
Поскольку основной
задачей стратегического
При различных временных промежутках,
которые отводятся фирме для совершения
тех или иных действий, а также в зависимости
от быстроты наступления того или иного
воздействия, используются различные
схемы управления. Время, отведенное фирме
на реакцию до наступления воздействия,
а именно TD - Td, определяется нестабильностью
внешней среды или скоростью наступления
тех или иных неблагоприятных событий.
В зависимости от уровня нестабильности
внешней среды, стратегическое управление
в компании в современной литературе принято
разделять на:
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:
При данном виде
управление будущее строится не на
основе экстраполяций, как это было
в системе долгосрочного
Управление на основе гибких экстренных
решений подразделяется на следующие
виды управления:
Управление
стратегическими задачами (стратегическое управление на
основе гибких экстренных решений) состоит
в том, чтобы заполнить пробел в регулярно
осуществляемом планировании, а не в том,
чтобы подменить собой это планирование.
Задача этих двух систем взаимно дополнять
друг друга: периодическое планирование
предназначено для того, чтобы определять
новые направления деятельности предприятия
и обеспечивать согласованность действий
различных подразделений. Управление
стратегическими задачами предназначено
для случаев отклонений от этих направлений,
которые могут возникнуть в результате
появления новых возможностей и влияния
сильных (слабых) сторон деятельности
фирмы.
Управление стратегическими задачами
происходит в цикле годового планирования,
где их включают во всеобъемлющее внутрифирменное
планирование. Результатами планирования
являются:
a) комплекс оперативных программ и смет
по текущей деятельности фирмы, направленный
на выполнение ближайших задач.
b) ряд стратегических задач, представленных
в виде программ изменений.
Выбор системы планирования, как уже говорилось
ранее, осуществляется с учетом характеристик
внешней среды. Ансофф предлагает методику
отбора, которая представлена в таблице.
Выбор систем в зависимости от состояния внешней среды
Система |
Среда | ||
Дискретная |
Изменчивая |
Обе характеристики | |
Стратегическое планирование |
+ |
+ | |
Управление стратегическими задачами |
+ |
+ |
Изменчивая
внешняя среда характеризуется
более высоким уровнем
Как было описано выше, эти две
системы содержат в себе различные виды
управления, которые применяются при различном
уровне нестабильности окружающей среды.
Уровень нестабильности |
вид стратегического управления |
3,0-3,5 |
стратегическое планирование |
3,0-3,5 |
управление посредством выбора стратегических позиций |
3,5-4,0 |
управление путем ранжирования стратегических задач |
4,0-4,5 |
управление в условии слабых сигналов |
4,5-5,0 |
управление в условиях стратегических неожиданностей |
Чем выше уровень
нестабильности, тем сложнее управление
и больше усилий необходимо затрачивать
для перехода на такой вид управления.
Более высокий уровень
Наглядно это представлено на следующем
рисунке 2.
Зачастую, как уже отмечалось ранее, на фирмах используются оба вида управления, призванные замещать друг друга. В тех случаях, когда возникшая проблема может быть решена в результате очередного цикла стратегического планирования (например, трехлетнего цикла), то используется именно этот вид управления. Те же проблемы, которые наступают внезапно и требуют незамедлительной реакции решаются путем стратегического управления в реальном масштабе времени. Поэтому, стратегическое управление на фирме было бы целесообразно изобразить в виде следующей схемы.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие Организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить
стратегию поведения
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы; климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и, величина заработной платы.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и, другие нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и, приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической, реализации законодательства.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую, очередь для, того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы, как-то: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.