Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:24, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических основ стратегического управления, ее роли в развитии организации, а так же ознакомиться с опытом стратегическим управление в городе Санкт-Петербург.
Задачи поставленные для достижения цели:
• Изучить теоретические основы, и принципы стратегического управления;
• Рассмотреть структуру стратегического управления;
• Ознакомиться с особенностями стратегическим управлением в городах;
• Ознакомление с документацией по стратегическому планированию города Санкт Петербург.
Введение
Развитие организации
в условиях современной экономики
и рыночных отношений, а тем более
при кризисной ситуации во всем мире,
неизбежно связанно с необходимостью
подстраиваться под изменения внешней
среды, поиском новых эффективных
сфер деятельности, совершенствованием
способов управления. Организация
должна иметь четкие цели, задачи, и представление о том, какой
она будет через несколько лет. Для достижения поставленных
целей и задач должно применяться
эффективное управление, иначе это не
имеет никакого смысла.Одними из способов
являетсястратегическоеуправлен
Стратегическое управление является важнейшим фактором успешного функционирования организации. Однако, часто приходится наблюдать отсутствие сформированной стратегии в практических действиях организаций, что обычно приводит к потерям в процессе конкурентной борьбы. Стратегическое управление в каждый момент время показывает что организация делает сейчас и что нужно ей сделать для достижения поставленных целей.
Таким образом, если управление внутри фирмы направлено на создание нужных управленческих моделей, обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление направлено на конкурентоспособности и развитие организации в зависимости от изменения рыночной среды.
Целью работы является рассмотрение
теоретических основ
Задачи поставленные для достижения цели:
• Изучить теоретические основы, и принципы стратегического управления;
• Рассмотреть структуру стратегического управления;
• Ознакомиться с особенностями стратегическим управлением в городах;
• Ознакомление с документацией по стратегическому планированию города Санкт Петербург.
Глава 1. Общая характеристика стратегического упраления.
1.1 Понятие стратегического управления, и его особенности.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход примерно в 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs и Granger (1971), Ansoff (1972), SchendelandHatten (1972), Irwin (1974) и др. 1
Укажем несколько
Шендел и Хаттен - «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий̆ в реализации выбранных целей̆ и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».1
Хиггенс - «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением» 1
Пирс и Робинсон-«как набор решений и действий̆ по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того,чтобы достичь цели организации» 1
В. И. Маслов «как программный способ мышления и управления, который обеспечивает согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников»2
М. В. Сорокина –«стратегическое управление персоналом определяет принципиально иначе, как сложный процесс, реализуемый переплетением регламентов и творческих процедур, не всегда укладывающийся в конкретные технологические схемы»3
Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления. Например:
Стратегическое управление— функция управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании.
Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. 4
Для того что бы дать развернутое определение стратегического управления, сравним его с преимущественно оперативным (или обычным управлением), практиковавшимся в бизнесе свыше 40 лет назад. Основной идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, была идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы нужным образом и вовремя реагировать на происходящие в нем изменения.Проведем сравнение оперативного и стратегического подходов по ключевым характеристикам управления организацией. Результат показан в таблице 1.
Таблица 11
Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Миссия, предназначение Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.
Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.
Объект концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Время Краткосрочная и среднесрочная перспектива Долгосрочная перспектива
Основа построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок
Подход к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций. Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия.
Критерий
эффективности управления
Обобщая особенности стратегического управления и определения в таблице 1,стратегическое управление можно охарактеризовать как:
Стратегическое
управление — это такое управление
организацией, которое опирается
на человеческий потенциал как основу
организации, ориентирует производственную
деятельность на запросы потребителей̆,
гибко реагирует и проводит своевременные
изменения в организации, отвечающие
вызову со стороны окружения и
позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности
дает возможность организации
Особенности стратегического управления
Стратегическое управление не являете панацеей от всех бед, которые могут случиться с организацией. Но существует несколько тонкостей которые делают этот тип управления не универсален для любых задач.
Во-первых, стратегическое управление уже в силу своего нутра не дает точной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации - это не детальное описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы входить и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет ли организация в будущем в конкурентной борьбе или нет.
Во-вторых, стратегическое
управление не может быть сведено
к набору рутинных правил, процедур
и схем. У него нет теории, которая
предписывает, что и как делать
при решении определенных задач
или же в определенных ситуациях.
Стратегическое управление — это
скорее определенная философия или
идеология бизнеса и
• симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям;
• высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов;
• активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.
В-третьих, требуются
огромные усилия и большие затраты
времени и ресурсов для того,чтобы
в организации начал
В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых, при
осуществлении стратегического
управления зачастую основной упор делается
на стратегическое планирование. Однако
этого совершенно недостаточно, так
как стратегический план не обеспечивает
его обязательного успешного
выполнения. На самом деле важнейшей
составляющей стратегического управления
является реализация стратегического
плана. А это предполагает в первую
очередь создание организационной
культуры, позволяющей реализовать
стратегию, создание систем мотивирования
и организации труда, создание определенной
гибкости в организации и т.п.
При этом в случае стратегического
управления процесс выполнения оказывает
активное обратное влияние на планирование,
что еще более усиливает
1.2Структура стратегического управления
Стратегическое управление можно рассмотреть как динамическую взаимосвязь управленческих процессов. Эти процессы вытекают один за другим, и имеют замкнутую структуру, и каждый процесс влияет на следующий, и на всю их совокупность. В этом заключается особенность структуры стратегического управления. Структуры стратегического управления состоит из следующих процессов:
• Анализ и оценка среды
• Определения миссии
• Определение целей и задач
• Разработка и выбор стратегии
• Реализация стратегии
• Оценка и контроль выполнения стратегии
Схема структуры стратегическо
Рисунок 1. Схема структуры стратегического управления
Анализ и оценка среды.
Анализ среды является начальным процессом, на основании которого определяются цели и миссия фирмы а так же выработка стратегии, которая поможет фирме достичь цели.
Ключевую роль в управлении фирмой играет поддержка стабильности во взаимодействии организации со средой.
Каждая организация вовлечена в три процесса:
• получение ресурсов из внешней среды (вход);
• превращение ресурсов в продукт (преобразование);
• передача продукта во внешнюю среду (выход). 5
Управление должно обеспечивать баланс входа и выхода. Как только этот процесс в организации будет нарушен, она встанет на путь своего заката. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Именно по этому, в структуре стратегического управления анализ среды стоит на первом месте.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
• макроокружения;
• непосредственного окружения;
• внутренней среды организации.
Анализ внешней среды, в него входят макроокружение и непосредственное окружения, направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если ее работа будет проведена успешно, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отреагировать на негативные выпады, со стороныее окружения.
При анализе макроокружения можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. Для этого используется методика T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.6