Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических основ стратегического управления, ее роли в развитии организации, а так же ознакомиться с опытом стратегическим управление в городе Санкт-Петербург.
Задачи поставленные для достижения цели:
• Изучить теоретические основы, и принципы стратегического управления;
• Рассмотреть структуру стратегического управления;
• Ознакомиться с особенностями стратегическим управлением в городах;
• Ознакомление с документацией по стратегическому планированию города Санкт Петербург.

Файлы: 1 файл

стратегическое управление.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

• планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.

• конкурентной разведки. SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах.

Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность  определить сильные и слабые позиции  организации на рынке и определить области, стратегические изменения  в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса.

По Портеру, необходимо:

• определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;

• составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;

• разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.

Стержневые  компетенции как способность  организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции  среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих  процедур:

• определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;

• оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;

• фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;

• обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;

• разработка стратегии лидерства.10

 

Реализация стратегии.

Строгое выполнение разработанного стратегического плана является ключевым процессом в стратегическом управлении, поскольку в случае реализации плана фирму добьется успеха. Может  так произойти, что прекрасно  разработанный стратегический план полностью провалится из-за неверного  применяли и не полной реализации. Достаточно часто случается, что  организация не может выполнить  тот план который составила для  себя. Это случается из-за неправильно  проведенного анализа среды, неверно  сформулированных из него выводов, либо могут непредвиденные изменения во внешней среде, от которых никто не застрахован. Еще одной из причин  не реализации стратегии может быть управление, не способное привлечь имеющийся потенциал организации для ее выполнения.

Для успеха нужно выполнить  некоторые требования:

• цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;

• необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение  плана всеми необходимыми ресурсами.

 

Оценка и  контроль стратегии.

Оценка и  контроль реализации стратегии выступают как логические завершение стратегического управления. Этот процесс устанавливает крепкую обратную связь между процессом достижения целей и целями которые стоят перед фирмой.

Основные  задачи любого контроля следующие:

• определение  того, что и по каким показателям  проверять;

• оценка состояния  контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами  или другими эталонными показателями;

• выяснение  причин отклонений, если таковые вскрываются  в результате проведенной оценки;

• осуществление  корректировки, если она необходима и возможна.11

Если над реализацией  стратегии введется контроль то эти  задачи приобретают стратегический контроль который направлен на выяснение того в каком мере реализация стратегии приводит к достижению целей организации. Это кардинально отличает стратегический контроль от оперативного

Стратегический контроль нужен для того что бы в дальнейшем можно было реализовать принятую стратегию и буду выполнены поставленные цели.

 

Глава 2. Стратегическое управление в городах и регионах

 

Сейчас все чаще органы местного самоуправления понимают, и  ощущают социально-экономические  проблем, которые встают перед современным  городами. Именно поэтому она приходят к мнению что необходимо разрабатывать  стратегии направленные на решение проблем занятости, экономического развития и обновления городов.

В качестве целей  разработки стратегии на муниципальном  уровне обычно выделяют следующие:

• определение направления развития экономики муниципального образования;

• выяснение в результате дискуссий и обмена информацией наиболее верное поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;

• определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных предприятий;

• содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.

• выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;

Зарубежные города перешлик стратегическому планированию по некоторым  причинам:

1) Глобализация  процессов развития;

2) Усложнение  внутренней и внешней среды  городов;

3) Усиление  социальных конфликтов и проблем,  из них традиционно:

- рост безработицы;

- поляризация  доходов и возможностей населения;

- дифференциация  социальных статусов населения;

- снижение  занятости в отраслях промышленности (в 80е годы до 30%).

4) Стремление  продвинуться в решении городских  классических проблем, в т.ч.: улучшение  инфраструктуры города (транспортной  и иной инфраструктуры);

5) Возрастание  роли муниципального управления  в процессе принятия решений  в государстве;

6) Кризис теории  планирования и управления территориями.

Иногда для разработки стратегических планов в городах  подталкивает необходимость привлечь заемные средства международных  институтов.

С позиций  системного подхода город как  объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность пяти взаимосвязанных макроподсистем. В их состав входит несколько подсистем, обеспечивающих решение задач стратегического управления городом. Однако, этот подход не один. Помимо группы объектов выступать объектом стратегического управления в городе могут территория муниципального образования или муниципальное хозяйство. Подход к выделению территории муниципального образования в качестве объекта стратегического управления в городе часто критикуется из-за разнородности объектов, находящихся на территории муниципального образования , относящихся к различной подведомственности.

Город как  объект стратегического управления, постоянно взаимодействует с субъектом стратегического управления, который является сложным, так как представлен разными субъектами по составу и функциям:

- субъекты-заказчики  (население, органы местного самоуправления, бизнес сообщество, общественные  организации);

- субъекты-исполнители  (специальные органы, созданные для исполнения решений субъекта-заказчика). 12

В общем виде стратегическое управление городами предполагают следование ряду принципов: целенаправленности (прописывание целевых ориентиров и их обеспеченность ресурсами), социальности (первостепенность интересов населения, обеспечение определенного качества жизни), комплексности, адаптивности, эффективности (достижение желаемого результата при минимуме затрат), минимизации риска, баланса интересов (между текущими задачами и задачами развития, между отраслями и территориями), легитимности (соответствие законам и соблюдение процедур утверждения), демократичности (отрытости), профессионализма, принципа «первого руководителя» (участие первых ли города), партнерства, единства объекта стратегического управления, единства субъекта стратегического управления, трактовки стратегического плана как единства целей и средств достижения Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. В основе большинства западных подходов лежит теория конкурентности М.Портера и активное участие в разработке стратегии высших учебных заведений.12

Миссия города

Миссия города является важным аспектом в стратегическом планирования города. Иногда миссию города отождествляют с миссией органов местного самоуправления, а расхожее понимание основной миссии органов местного самоуправления как «предоставление услуг в общественном секторе» и, соответственно, в качестве основного показателя эффективности деятельности муниципалитетов - «качество предоставляемых населению услуг» ведет к определениям миссии города типа «обеспечить предоставление качественных общественных услуг, которые повысят безопасность, улучшат здоровье и качество жизни жителей» или «создавать, адаптировать и продвигать в Россию формирующиеся североевропейские стандарты качества жизни людей и эффективности экономики города Стратегический план развития города Петрозаводска до 2010 года». Чаще всего это формулируется как «Улучшение качества жизни всех слоев населения города» и т.п. Во-первых, предоставление качественных услуг может быть квалифицировано, от силы, как один из механизмов или инструментов реализации миссии муниципалитетов в отношении населения, а сама миссия, в свете нынешних российских реалий, более интересно и перспективно формулируется как, например, эффективное комплексное развитие муниципальных образований.

Существует  множество определений миссии города, с той или иной стороны характеризующих  это понятие:

1) документ, устанавливающий  связку, ориентирующий в едином  направлении интересы и ожидания  тех людей, которые воспринимают  город изнутри, и тех, кто  воспринимает его снаружи. Миссия  придает действиям людей осмысленность  и целенаправленность, позволяющие  им лучше видеть и осознавать  не только то, что они должны  делать, но и для чего они  осуществляют свои действия;

2) оценка полезности  города субъектами внешней среды  во всех аспектах - экономическом,  политическом социальном и др. Оценка этой полезности (миссии, предназначения) города для его  внешней среды означает возможность  притока в город финансовых, материально-товарных, информационных, энергетических, интеллектуально-трудовых  и других потоков. Содержание  миссии включает в себя оценку  конкурентных преимуществ города  в целом, его фирм и корпораций  на рынках регионального, национального  и других уровней;

3) основная  суть развития города, которая  показывает, как и какие человеческие  потребности удовлетворяются в  городе, содержит основные ориентиры,  помогающие распределить ресурсы  и принимать стратегические управленческие  решения.

Цели города

Существует набор целей  которые почти одинаковы для  любого объекта. Поэтому на верхнем  уровне цели не имеют большого различия. Чаще других называются следующие цели и подцели:

• повышение уровня занятости:

• создание рабочих мест,

• устранение препятствий для вхождения на рынок труда,

• поддержка специфических групп населения (женщины, ущемленные);

• экономическое развитие:

• повышение общего уровня экономической активности,

• улучшение функционирования предприятий,

• укрепление и диверсификация общей структуры экономики,

• устранение слабых мест в отдельных секторах,

• улучшение социальных и культурных услуг,

• повышение способности адаптироваться к переменам в экономике;

• укрепление социального партнерства:

• справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения,

• содействие незащищенным социальным группам;

• развитие регионального партнерства:

• усиление целостности и интеграция в регионе;

• обновление отдельных территорий;

• достижение экологической устойчивости экономики города;

• повышение привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования:

• улучшение качество жизни,

• поддержание качество окружающей среды;

• развитие партнерства в реализации стратегии:

• обеспечение активного взаимодействия всех заинтересованных организаций и групп для достижения стратегических целей).

• То что основные цели похожи не означает что целевые блоки стратегии будут одинаковы. Для каждого города значимость целей(которые указаны выше) будут иметь разную иерархию. Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как например:

• быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам),

• стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн),

• развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер),

• стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг),

• создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт),

Такая специфическая  цель крайне важна для формирования четкого имиджа города.

Стратегия города

Города отражают в своих  стратегиях свое экономическое развитие. Приоритетные направления в стратегиях городов различаются.Но всё-таки их можно связать в несколько  основных блоков.

Данная классификация включает 13 направлений, сгруппированных в 4 блока.

Первый блок. Развитие материальной среды производства и жизнедеятельности:

• совершенствование инфраструктуры;

• глобальные проекты обновления и развития;

• локальные проекты обновления и развития.

• Второй блок. Создание благоприятных организационных условий для экономического развития:

• поддержка бизнеса;

Информация о работе Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг