Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических основ стратегического управления, ее роли в развитии организации, а так же ознакомиться с опытом стратегическим управление в городе Санкт-Петербург.
Задачи поставленные для достижения цели:
• Изучить теоретические основы, и принципы стратегического управления;
• Рассмотреть структуру стратегического управления;
• Ознакомиться с особенностями стратегическим управлением в городах;
• Ознакомление с документацией по стратегическому планированию города Санкт Петербург.

Файлы: 1 файл

стратегическое управление.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

Технологии. Анализ технологических  факторов включает изучение следующих составляющих:

• новые информационные технологии;

• новые стандарты оборудования;

• новые виды изделий.

Научно-технические  достижения серьезно изменяют среду  функционирования фирмы. Появляются новые  технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании постоянно следят за достижениями  научно-технического прогресса, что оказывает положительное влияние на их деятельность. Научно-технический прогресс изменяет образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения его потребностей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию организации.

Экономика. Для выбора правильной стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие условия экономической деятельности  имеются в регионе:

• темпы роста отраслей;

• динамика развития рынка и его насыщенность;

• уровень инфляции и безработицы;

• процентные ставки за кредит;

• инвестиционная и налоговая политика;

• политика в области заработной платы и цен;

• налоговая база;

• экономическая ситуация в регионе;

• уровень доходов населения;

• темпы роста экономики страны и отрасли;

• внешнеторговые барьеры;

• таможенная политика.

Мировая экономика оказывает  существенное влияет на жизнь и деятельность компании, поэтому необходимо тщательно анализировать общеэкономические процессы (например, рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт). 6

Политика. Политические факторы серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это  в странах, где политическая система находится в фазе становления. Обычно к политическим факторам относят:

• политическую ситуацию в стране;

• стабильность;

• лояльность властей;

• протекционизм в отрасли;

• наличие административных барьеров;

• систему охраны собственности.

При этом следует  учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического  строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных  конфликтов, резкое сокращение импорта  или экспорта, введение эмбарго и  различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление.6

Законодательство. Изменения в законодательстве прямо  воздействует на многие виды деловой  активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне, (так, введение налогового учета в  России оказало сильное влияние  на деятельность предприятий, которым  пришлось организовывать введение дополнительного  учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением  тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).6

Экология.В  настоящее время все большее  число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому  круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся  производств и компаний. 6

Демографические факторы. В процессе разработки стратегии  развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании нередко  учитывают также демографические  факторы. Если компания обеспечивает население  такими услугами и товарами, которые  дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в  различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа  может оказаться чрезвычайно  ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в  результате чего увеличивается спрос  на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны  с производством товаров и  услуг для удовлетворения многообразных  запросов и потребностей молодых  семей.

На демографическую  ситуацию немалое влияние оказывают  специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может  иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.6

Социальные  факторы. Деятельность предприятия  нередко в существенной степени  зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в  себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников  данного предприятия; вопросы, связанные  с общественной жизнью региона, где  расположено предприятие.

Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:

• демографическая ситуация в регионе;

• половозрастная структура населения;

• средний уровень дохода и прожиточный минимум;

• культурная среда и моральные ценности, религия;

• уровень образования.6

К социальным факторам, играющим существенную роль в функционировании предприятия, относят  также способ привлечения сотрудников  к профессиональной деятельности и  в составе вашего предприятия, а  именно: насколько значима и/или  престижна для них работа в  штате предприятия или же они  вполне удовлетворяются работой  по контракту.

Кроме того, к  социальным факторам можно отнести  стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение  внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр.

Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Покупатели

Анализ покупателей  как часть непосредственного участника окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, предлагаемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим  характеристикам:

• географическое местоположение;

•демографические  характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);

• социально-психологические  характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и  т.п.);

• отношение  покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт,  является ли он сам  пользователем продукта, как оценивает  продукт и т.п.).

Изучая покупателя, организация выясняет, насколько сильны его позиции по отношению к ней. Например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Существует  ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно  должны быть вскрыты и изучены  в процессе анализа. К числу таких  факторов относятся:

• соотношение  степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости  продавца от покупателя;

• объем закупок, осуществляемых покупателем;

• уровень  информированности покупателя;

• наличие  замещающих продуктов;

• стоимость  для покупателя перехода к другому  продавцу;

• чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его  дохода.

При измерении  показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и  кто потребляет, так как необязательно  все три функции выполняет  одно и то же лицо.

Поставщики

Анализ поставщиков нужен для того что бы узнать какие направления в деятельности субъектов дающих организации сырье, полуфабрикаты, энергетические и информационные ресурсы, финансы и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики могут вызвать зависимость у организации если они обладают большую конкурентную силу. Поэтому нужно быть очень аккуратными с выбором поставщика.

Конкурентная  сила поставщика зависит от следующих  факторов:

• уровень  специализированности поставщика;

• величина стоимости  для поставщика переключения на других клиентов;

• степень  специализированности покупателя в  приобретении определенных ресурсов;

• концентрированность  поставщика на работе с конкретными  клиентами;

• важность для  поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих  в первую очередь следует обращать

внимание  на следующие характеристики их деятельности:

• стоимость  поставляемого товара;

• гарантия качества поставляемого товара;

• временной  график поставки товаров;

• пунктуальность и обязательность выполнения условий  поставки товара.1

Конкуренты

Познание конкурентов  это очень важное дело и стратегическом управлении.

Такое изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке.

Субъектами  конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации  оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут  заметно ослабить позицию организации.

Многие фирмы  не уделяют должного внимания возможной  угрозе со стороны вновь пришедших  на их рынок и поэтому проигрывают  в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

Очень большой  конкурентной силой обладают производители  замещающей продукции. Особенность  трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был  убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны  фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный  потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

Рынок рабочей  силы

Анализ рынка  рабочей силы направлен на то, чтобы  выявить его потенциальные возможности  в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих  задач. Организация должна изучать  рынок рабочей силы как с точки  зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и  квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости  рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих  влияние на этот рынок, так как  в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой  для организации рабочей силе.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет  также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления  деятельности фирмы. Исключительно  важно всегда помнить, что организация  не только производит продукцию для  окружения, но и обеспечивает возможность  существования своим членам, давая  им работу, предоставляя возможность  участия в прибылях, обеспечивая  их социальными гарантиями и т.п. [1, с. 24-26]

Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:

• кадровый потенциал;

• организация  управления;

• финансы;

• маркетинг;

• организационная  структура и т.п.

Внутренняя  среда организации оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько  срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов  организации, состояние которых  в совокупности определяет тот потенциал  и те возможности, которыми располагает  организация.

Кадровый  срез внутренней среды охватывает такие  процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение  кадров; оценка результатов труда  и стимулирование; создание и поддержание  отношений между работниками  и т.п.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение  и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включает в  себя: коммуникационные процессы; организационные  структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

Маркетинговый срез внутренней среды организации  охватывает все те процессы, которые  связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия  ценообразования; стратегия продвижения  продукта на рынке; выбор рынков сбыта  и систем распределения.

Информация о работе Стратегическое управление на примере города Санкт-Петербурга образца 1996-2003 гг