Стратегическое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Оглавление

Введение 3
Внутрифирменное планирование, как важнейшая функция управления
5
Роль планирования в организации. Виды планов 7
Особенности планирования в условиях рынка 17
Стратегическое планирование 23
Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического планирования 24
Тактическое планирование. Понятие, назначение, основные этапы тактического планирования 35
Заключение 37
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование в организации.docx

— 61.37 Кб (Скачать)

   • внутренняя концепция, в рамках которой  описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;

   • внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность  компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

   В настоящее время нет строгих  научных рекомендаций по формулированию миссии. Многие компании подчеркивают приоритет интересов, ожиданий потребителей.

   Миссия  не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль —  внутренняя проблема (хотя и очень  важная). Вот примеры формулировки миссии:

   1) Инвестиционная компания,

   Мы  готовы инвестировать капитал в  любую область, работающую прибыльно  и имеющую потенциал дальнейшего  роста.

   2) Мини-завод по переработке молока,

   Наша  цель – обеспечить решение проблем сбыта молока фермерам, частникам, стимулировать создание и развитие фермерских и частных хозяйств.

   Наша  цель – обеспечение населения  качественной, разнообразной по ассортименту, доступной по цене продукцией.

   Значение  миссии для деятельности предприятия  особое. Оно заключается в том, что миссия:

   • является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего  определения ее целей и задач;

   • помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

   • обеспечивает понимание и поддержку  среди внешних участников организации (социального окружения). При определении  миссии должен быть определен период, в рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение  работников могло увидеть результаты своего труда.

   Дальнейший  процесс стратегического планирования показан на схеме. 

   Схема. Этапы процесса стратегического  планировании

     

   

   

     

     

   На  этой схеме видно, что процесс  планирования состоит из следующих  друг за другом этапов.

   Если  начало стратегического планирования — выбор миссии, то второе место  отводится установлению целей. Они  устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. Они выражают отдельные конкретные направления  деятельности организации; лежат в  основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

   К целям предъявляются следующие  требования:

   • конкретность и измеримость; цели должны отражать конкретные ключевые аспекты  производства и иметь конкретное цифровое выражение;

   • ориентация во времени; все цели должны быть расписаны по рубежам;

   • достижимость: цели должны быть реалистичными;

   • совместимость целей фирмы в  целом и целей ее подразделений. В противном случае получится  эффект лебедя, рака и щуки.

   Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, ранжировать, ибо нет  возможности решать все проблемы одновременно.

   Одной из самых распространенных причин неудачи  планирования является отсутствие ясно выраженной и тщательно продуманной  постановки целей.

   Основная  задача при стратегическом планировании — адаптация организации к  внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации  к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и  опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации  деятельности. Для этого нужно  четко представлять ситуацию внутри организации, се слабые и сильные  стороны и активные силы.

   При анализе внешней среды, прежде всего  обращают внимание на изменения, которые  могут оказать влияние на стратегию  деятельности организации, а также  факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность  для деятельности организации, а  с другой — открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются  экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные  факторы.

   При этом с помощью специальных коэффициентов  определяется сравнительная значимость факторов.

   Проведя анализ внешней среды и получив  данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые  возможности, руководство переходит  к анализу внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы  воспользоваться возможностями, и  какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон;

   • маркетинг;

   • финансы (бухгалтерский учет);

   • производство;

   • персонал;

   • организационная культура и имидж  организации, В результате руководство  выявляет те зоны, которые требуют  немедленного вмешательства; те, на которые  можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.

   После оценки опасностей и возможностей фирма  с помощью методов стратегического  анализа формулирует различные  варианты стратегии, выявляет относительное  положение каждого альтернативного  направления деятельности. Затем  выбирается лучшая стратегия в зависимости  от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска  и разрабатывает окончательный  вариант стратегического плана  деятельности фирмы.

   Возможны  следующие варианты стратегий;

   • ограниченный рост;

   • рост;

   • сокращение;

   • различные сочетания этих трех альтернатив.

   Стратегия ограниченного роста — такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой.

   Стратегия роста — стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.

   Стратегия сокращения — стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.

   Сочетание различных вариантов стратегий  обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

   На  последующих этапах подготавливаются среднесрочные планы и программы.

   На  основе стратегического плана и  результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные  планы и проекты.

   В завершение определяются предпосылки  для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации  удалось добиться при реализации планов и чего — нет.

   В целом планирование — это замкнутый  цикл с прямой связью (разработка стратегии - реализация и контроль) и обратной связью (учет результатов выполнения - уточнение плана).

   Стратегическое  планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется  при управлении организацией, когда  организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые  для их реализации ресурсы. Другими  словами, организацией должна быть разработана  четкая программа действий и налажен  процесс реализации фактического плана.

   Что такое программа действий?

   Это программа, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления  мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале и ресурсах, дополнительную потребность в ресурсах и оборудовании, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты. В  основу расчетов кладутся цели стратегии, и осуществляется их коррекция в  соответствии с выявленными в  ходе перспективного планирования факторами, способными оказать положительное  или отрицательное влияние.

   Стратегия фирмы реализуется в оперативных  планах. Краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов, — это тактика организации, отражающая краткосрочные цели, согласованные  с ее долгосрочными целями. Тактика  обычно охватывает краткосрочные и  среднесрочные периоды.

   Как правило, тактика разрабатывается  средним звеном руководства организации.

   Оперативный план дает характеристику деятельности фирмы в условиях конкуренции, отражает ее поведение на рынке, предусматривает  меры по выпуску продуктов и прибыльности хозяйственных операций, устанавливает  рамки для разработки системы  стимулирования труда. В оперативном  плане не только конкретизируются цели и задачи, но и четко фиксируется, как будут решены поставленные задачи и кто конкретно за это ответственен. Оперативный план — это подробный  и всеохватывающий документ. В  его содержание входят:

   • корпоративная стратегия;

   • установление финансовых целей, отражаемых в структуре баланса и финансового  отчета;

   • стратегические цели;

   • детальный план действий;

   • бюджет;

   • план развития человеческих ресурсов.

   Составной частью оперативного планирования являются бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок.

   В оперативные планы подразделений  включают оценку состояния бизнеса, ключевые финансовые задачи, стратегию  подразделения, требования поддержки  от других подразделений, план мероприятий.

   Оперативный план подразделения состоит из разделов.

   В первом разделе излагаются основные экономические и финансовые прогнозы на основе изучения внешней среды, рынков и конкуренции. Выясняются экономические, правовые, политические и социальные факторы, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на действия фирмы в плановом периоде. Каждое подразделение обязано найти возможности нормальной деятельности даже в условиях ограничений и барьеров. Эти возможности должны быть отражены в оперативном плане.

   Во  втором разделе оперативного плана  излагается статус подразделения, выявляются их сильные и слабые черты, уязвимость. Определяется производительность труда, обеспеченность персоналом; оцениваются кадры и управленческий персонал.

   Далее уточняются основные задачи, отражается стратегия действий коллектива подразделения.

   В оперативном плане подразделения  также формулируются требования поддержки его со стороны других служб и подразделений фирмы.

   Координирует  работу по организации поддержки  отдел планирования. Он направляет в соответствующие взаимозависимые  отделы необходимую информацию.

   В завершающем разделе оперативного плана содержится программа реализации плана: конкретные задачи, даты их выполнения, ответственные за реализацию заданий, формы отчетности о выполнении работ, условия для выполнения плана  и возможные препятствия.

   Результаты  реализации тактических планов могут  проявляться достаточно быстро. Оценка хода выполнения плана проводится ежемесячно или ежеквартально.

Информация о работе Стратегическое планирование в организации