Стратегическое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Оглавление

Введение 3
Внутрифирменное планирование, как важнейшая функция управления
5
Роль планирования в организации. Виды планов 7
Особенности планирования в условиях рынка 17
Стратегическое планирование 23
Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического планирования 24
Тактическое планирование. Понятие, назначение, основные этапы тактического планирования 35
Заключение 37
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование в организации.docx

— 61.37 Кб (Скачать)

   Таким образом, тактические планы могут  быть оперативно оценены и по результатам  оценки могут быть внесены соответствующие  коррективы в действия и дальнейшие планы организации.

   Широко  используемой технологией как стратегического, так и тактического планирования является программно-целевое планирование. Оно заключаются в том, что при разработке целевой программы определяются ее состав, основные направления деятельности и подпрограммы. После этого формулируются цели и задачи основных и обеспечивающих подпрограмм. Затем последовательно по иерархическим уровням формируется дерево целей.

   Например, построение программы по четырехуровневому  принципу предусматривает: программу  в целом (генеральные цели), подпрограммы, блоки мероприятий, отдельные мероприятия (нижний уровень дерева целей).

   Каждое  мероприятие должно соответствовать  целям более высокого иерархического уровня и быть материально подкрепленным, Для каждого мероприятия должны быть определены затраты и ожидаемый  эффект.

   Основной  особенностью целевых программ является то, что каждое конкретное мероприятие  играет определенную роль в достижении конкретной цели, обеспечивающей достижение генеральных целей программы.

   Помимо  стратегических и тактических планов при управлении организацией должна быть определена ее политика — общее руководство для действий и решений, направленных на достижение целей,

   Политика  организации определяется высшим руководством на длительный период. Она содержит основные способы и механизмы  достижения целей, устанавливает политику в области технологического развития и маркетинга, требования к персоналу. В то же время политика не является жесткой рекомендацией принимаемых  решений, оставляя свободу выбора действий, предохраняя от принятия близоруких решений,

   Итак, мы рассмотрели модель стратегического  планирования, На практике используются различные схемы стратегического  планирования (западные, восточные, американские, японские).

   В Японии, например, получила большое  распространение модель стратегического  планирования из четырех стадий.

   Стадия 1. Формирование предпосылок. Сбор информации об окружающей среде, деятельности отраслевых предприятий, конкурентах. Составление прогнозов на будущее. Оценка угрозы со стороны. Сравнение результатов прошлой деятельности и текущего состояния фирмы.

   Стадия 2. Постановка проблем. Определение темпов роста фирмы (не менее 10 % в год). Прогноз результатов при условии сохранения действующей политики. Определение уровня притязаний. Сравнение, выявление разрывов. Выработка стратегии по ликвидации разрывов.

   Стадия 3. Разработка долгосрочной стратегии. Процедура включает три аспекта: а) разработку долгосрочных целей; б) составление долгосрочных проектов; в) принятие курса долгосрочной политики.

   Стадия 4. Оформление среднесрочных планов. Выдвижение среднесрочных проектов, привязка их к ресурсам. Составление планов ассортимента продукции. Подготовка планов развития (производственные мощности, персонал, прибыль).

   В Японии применяются, естественно, и  другие модели. Так, на фирме «Хитачи» принята модель из пяти стадий. На первой стадии осуществляется сбор информации об окружающей среде и проводится анализ текущего состояния компании. На второй выявляются стратегические проблемы. В известном смысле здесь используется модель «рост компании — доля рынка». На третьей стадии формируются цели компании и ее производственная политика. Четвертая стадия посвящается разработке планов отделений: план по сбыту каждого продукта; план производства; план расширения производственных мощностей; план по персоналу; план по прибыли. Пятая стадия — подготовка документа, который воплощает будущую производственную стратегию фирмы.

   Однако  все вариации не затрагивают стратегических идей и взглядов на будущее. В главном  все ныне действующие схемы сходны: целеполагание, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация плана.

   Что касается видов стратегий, то выделяются следующие:

   • лидерство по ценам, при котором компания пытается поставить себя во главе рынка путем установления цен на продукцию ниже, чем у конкурентов;

   • дифференциация, когда компания добивается конкурентоспособности путем выпуска продукта более высокого качества;

   • фокусирование – концентрация на конкретном участке рынка.

   В зависимости от своего положения  на рынке компания может принимать  одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.

   Используются  и другие стратегии.

   В завершение следует отметить, что  главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны  высших руководителей и привлечение  к выработке и реализации стратегий  широкого круга сотрудников.

 

   

  1. Тактическое планирование. Понятие, назначение, основные этапы тактического планирования.
 

   В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке, поэтому его обычно именуют скользящим планом, или саморегулирующимся планом.

   Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.

   Показатели  тактических и оперативных планов составляют основу для разработки стратегического плана на высшем уровне управления.

   Текущее планирование в рамках производственных отделений стало повседневной работой всех его функциональных подразделений. Оно позволяет точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции.

   В производственном отделении разрабатываются  отдельно план производства, план реализации, план капиталовложений, финансовый план.

   Финансовый  план обобщает итоги трех других видов  плана. Согласованность планов достигается  через систему финансирования, распределения  производственных мощностей и персонала.

   Во  многих фирмах планирование ведется  методом "от затрат к выпуску": сначала устанавливается, какими ресурсами  может располагать фирма, а потом  на основе этих данных определяется стратегия "продукт-рынок".

   Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой промышленности, - сложное и капиталоемкое; его  развитие невозможно без текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что требует относительно стабильных рыночных условий, в частности, цен.

   Планирование  тесно увязывает все звенья производственного  процесса, в особенности там, где  производство основано на сборке готового продукта из огромного числа различных  компонентов.

   У каждой компании имеются свои специфические  особенности планирования: по видам  планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам разрабатываемых  планов и др.

   В качестве примера можно привести американские и японские автомобильные  компании. Производственное планирование в автомобильных компаниях крайне детализировано, все подсистемы в  нем тесно увязаны на базе использования  ЭВМ.

   В компаниях США производственные планы предусматривают не только внутрикорпорационные поставки компонентов, но и закупки у специализированных поставщиков. Это предполагает наличие значительных планируемых запасов компонентов у сборочных заводов.

   В японских автомобильных компаниях, где планирование является всеобъемлющим, производственные системы тесно  увязаны в рамках планирования с  управлением в материнской компании, причем так, чтобы нужные детали поступали  синхронно в нужное место и  в должное время, практически  исключая наличие запасов. Например, в фирме "Тоёта" это достигается  благодаря детальному планированию всего производственного процесса на три года, полгода и три месяца в рамках всей группы, в которую  входят поставщики компонентов. Как  правило, детали обозначаются номерами заводов, которые одинаковы для  всех идентичных изделий и поступают  не на склад, а непосредственно на завод, строго на основе заказа.

   Планирование  в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но главным образом на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.

   Заключение 

   Планирование  — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

   Планирование  является органической составной частью предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности и размера  предприятия, неотъемлемым фактором существования  предприятия. Оно формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля. На основе планирования осуществляется связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем.

   С конкретно-управленческой точки зрения планирование можно определить, как  способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач на основе оптимизации  управленческих решений. Оно помогает ответить на такие важные вопросы, как  место нахождения; где находится  организация в настоящее время (экономическая позиция организации); каковы результаты и условия ее деятельности; как и при помощи каких ресурсов, могут быть достигнуты цели организации. На основе планов, созданных предприятием, в дальнейшем определяются решения  совета директоров хозяйственного общества, формируется система мотивации  привлечения к их выполнению персонала, контроль достигнутых результатов  и их оценка с точки зрения плановых показателей.

 

   

   Список  используемой литературы: 

   
  1. Казначевская  Г.Б. Менеджмент: Уч. пос. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. – Мн: НПЖ «ФУА», ЗАО «Эканомпресс», 2000
  3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Уч. – Москва: Дело, 2004
  4. Менеджмент / справочник. – М: ИКЦ «Март», 2003
  5. Основы менеджмента: Уч. – М: Триада, Лтд, 2000
  6. Чумак Т.Г. Методы управления предприятием: Лекции. – Волгоград, 2003

Информация о работе Стратегическое планирование в организации