Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является развёрнутый анализ системы стратегического и оперативного планирования деятельности ОАО «Коммаш». В данной работе выделяются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегического и оперативного планирования деятельности предприятия;
- рассмотрение общей характеристики ОАО «Коммаш», включая: историю создания и развития предприятия, организационно-правовую форму и характер собственности, вид и масштабы деятельности предприятия, а также анализ основных технико-экономических показателей и анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Коммаш»;
- разработка предложений по совершенствованию планирования деятельности ОАО «Коммаш».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И
ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Современные концепции планирования………………………………5
Стратегическое планирование деятельности предприятия………….8
Оперативное (текущее) планирование……………………………….18
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КОММАШ»
2.1 История создания и развития предприятия…………………………..22
2.2 Организационно-правовая форма и характер собственности……….25
2.3 Вид и масштабы деятельности предприятия…………………………28
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей…………….29
2.5 Анализ стратегического и оперативного планирования
ОАО «Коммаш»………………………………………………………...34
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»……………...40
Заключение……………………………………………………………………44
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЦЕНСКИЙ  ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и менеджмента 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по менеджменту 

«Стратегическое и оперативное планирование деятельности

Тема:_______________________________________________________________

предприятия»

 
 

Студент группы                               Эк – 3 -22

                                          Серпилина О.С.                                                             

 

Направление:                                 Экономика

                                         Могунова Н.Н.

Руководитель:              

 

Оценка защиты                                                                         ____________

2005

 
 
 
 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И

   ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Современные концепции планирования………………………………5
    2. Стратегическое планирование деятельности предприятия………….8
    3. Оперативное (текущее) планирование……………………………….18

2 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КОММАШ»

   2.1 История создания и развития  предприятия…………………………..22

   2.2 Организационно-правовая форма и характер собственности……….25

   2.3 Вид и масштабы деятельности  предприятия…………………………28

   2.4 Анализ основных технико-экономических показателей…………….29

   2.5 Анализ стратегического и оперативного планирования

         ОАО «Коммаш»………………………………………………………...34

  1. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 ПЛАНИРОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»……………...40

Заключение……………………………………………………………………44

Список  литературы …………………………………………………………..46

Приложение  А – Организационная структура предприятия

Приложение  Б- Бухгалтерский баланс ОАО «Коммаш» за 2002 год

Приложение  В – Прайс – лист ОАО «Коммаш»    

 

  

 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Важной  проблемой для любой организации, действующей в условиях рынка , является проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. Нарастание «постиндустриальной»  нестабильности, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни, носит объективный и всеобщий характер.

       Стратегическое и оперативное планирование деятельности является очень актуальным для российских предприятий. Отход от централизованного планирования , прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятие заглянуть в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.

         Если в прошлом многие предприятия могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.

       Предприятия, управление которыми ориентировано на решение краткосрочных проблем, не обладающие необходимым запасом организационной, экономической и производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление, не могут устоять в нынешних быстро меняющихся рыночных условиях.

       Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений  в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического планирования.

       Целью данной курсовой работы является развёрнутый  анализ системы стратегического  и оперативного планирования деятельности ОАО «Коммаш». В данной работе выделяются  следующие задачи:

         -    рассмотрение теоретических  аспектов стратегического и оперативного  планирования деятельности предприятия;

              -    рассмотрение общей характеристики  ОАО «Коммаш», включая: историю  создания и развития предприятия,    организационно-правовую форму и характер собственности,    вид и масштабы деятельности предприятия, а также    анализ основных технико-экономических показателей и    анализ стратегического и оперативного планирования          ОАО «Коммаш»;

              - разработка предложений по совершенствованию планирования деятельности ОАО «Коммаш».

          Объектом исследования является  Мценский завод коммунального  машиностроения (ОАО «Коммаш»).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  И ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 
    1. Современные концепции планирования
 

       Планирование- это вид управленческой деятельности, связанный с составлением плана  организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов , служб и работников.

       Внутрифирменное планирование имеет своей целью:

       а) определение основных направлений  и пропорций развития производства с учётом материальных источников его  реализации и спроса рынка;

       б) повышение эффективности хозяйственной  деятельности путём обеспечения  оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия (корпорации).

       Планирование  включает:

       - определение конечных и промежуточных  целей предприятия;

       - определение задач, решение которых  необходимо для достижения целей;

       - определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

       Задачи  планирования формулируются следующим  образом:

  1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период.
  2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия.
  3.    Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований).

       4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия.

       5. Обеспечение скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции.

       6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).

         7.   Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. [10]

       Цикл планирования предпринимательской и иной (некоммерческой) деятельности предприятия в целом состоит из шести взаимосвязанных элементов:

       1. Миссия или предназначение предприятия  служит обоснованием его создания и существования. Миссия определяется до начала хозяйственной деятельности и изменяется в редких случаях, когда предприятие принимает решение о полной переориентации своей деятельности.

       2. Принципы, которыми руководствуются  в работе все сотрудники, определяют культуру предприятия (корпорации). Принципы редко корректируются.

       3. Провозглашенные перспективные цели и задачи определяют долгосрочные направления деятельности предприятия, рассчитанные на 10—15 лет.

       4. Планируемые параметры эффективности  выражают количественные результаты (стратегические цели), которые предприятие планирует достигнуть в установленный плановый период в рамках долгосрочных направлений деятельности.

       5. Стратегии определяют способы  достижения заданных параметров эффективности деятельности (целей) предприятия.

       6. Тактика является средством, обеспечивающим  реализацию намеченной стратегии. Под тактикой понимают конкретные краткосрочные цели и задачи, выполнение которых рассчитано на 1—3 года.[3]

       Формы и виды планов промышленного предприятия

       Классификация всей совокупности планов организации  производится по двум главным критериям:

       - по длительности планового периода;

       - по уровням организационного  планирования, учитывающим структуру  организации.

       В соответствии с первым критерием  планы подразделяются на три группы:

       • стратегические , подчинённые разработке курса развития организации на длительный период времени;

       • тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации  на среднесрочный период времени;

       • оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. [18]

       По  второму критерию планы составляются для:

       - организации в целом;

       - её бизнес-единиц (самостоятельных  производственных подразделений);

       - функциональных подсистем

       Стратегические  планы составляются на двух уровнях  – для организации в целом и её бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактическое планирование. Оперативные планы составляют все функциональные системы организации. [12]

Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия