Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является развёрнутый анализ системы стратегического и оперативного планирования деятельности ОАО «Коммаш». В данной работе выделяются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегического и оперативного планирования деятельности предприятия;
- рассмотрение общей характеристики ОАО «Коммаш», включая: историю создания и развития предприятия, организационно-правовую форму и характер собственности, вид и масштабы деятельности предприятия, а также анализ основных технико-экономических показателей и анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Коммаш»;
- разработка предложений по совершенствованию планирования деятельности ОАО «Коммаш».
Введение………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И
ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Современные концепции планирования………………………………5
Стратегическое планирование деятельности предприятия………….8
Оперативное (текущее) планирование……………………………….18
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КОММАШ»
2.1 История создания и развития предприятия…………………………..22
2.2 Организационно-правовая форма и характер собственности……….25
2.3 Вид и масштабы деятельности предприятия…………………………28
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей…………….29
2.5 Анализ стратегического и оперативного планирования
ОАО «Коммаш»………………………………………………………...34
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»……………...40
Заключение……………………………………………………………………44
Список литературы ………………………………………
В таблице 1 представлен пример SWОТ-анализа по оценке новых стратегических возможностей гостиницы «Петр Великий» в г. Москве
Таблица 1. Пример упрощенного SWОТ-анализа для оценки маркетинговых возможностей гостиницы «Петр Великий»
Возможности | Сила (преимущества) |
1.
Потенциальные возможности |
1 . Эффект «цена-качество».
Услуги гостиницы - это эксклюзивный
товар. Имеет место «эффект разделения
затрат» - пребывание многих клиентов
оплачивается организациями-представителями.
2. Финансовая поддержка «ЛУКойл». |
Опасности (угрозы) | Слабость (недостатки) |
1
. Угроза жесткой конкуренции
реальна: наличие в Москве уже
известных всему миру гостиниц. |
1 . Большое количество конкурентов. Наличие более дешевых гостиничных услуг в политика продвижения ее гостиничных услуг на рынке. |
сар-анализ— это анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации.
По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное (что может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.[5]
Процесс оценки стратегической ситуации включает три стадии (этапа):
1. Сбор
информации о настоящем
2. Анализ
отклонений от
3. Проектирование сценария.
На первой стадии производится сбор информации о профиле организации с учетом состояния внешней среды.
Профиль — это комплексная оценка организации, характеризующая ее специализацию, организационно-технический уровень, систему управления и организационную культуру.
При сравнении профиля организации с формированием развивающейся (изменяющейся) внешней среды необходимо проанализировать (с позиций настоящего времени и обозримого будущего) влияние на организацию со стороны общества и наоборот; технологическую среду организации и технологические тенденции на ее рынке; экономическую среду и экономическую политику организации; структуру взаимосвязей со средой, входящие и выходящие коммуникации; характер законодательных ограничений и политического воздействия на деятельность организации.
Центральное место на второй стадии процесса анализа стратегической ситуации отводится анализу ее сильных и слабых сторон.
На третьей стадии разрабатывается сценарий будущего образа организации и путей его достижения с учетом вновь открывающихся возможностей и угроз.
Такой сценарий позволит выявить организационные, технологические и маркетинговые качества организации, которые обеспечат использование возможностей и дадут ей шанс избежать потенциальных угроз.
Проанализировав внешние опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство организации может приступить к выбору стратегии. [17]
Выработка стратегии организации
Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования.
Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами (например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек, или простым увеличением цены, или путем увеличения спроса, повышая полезность для потребителя производимого организацией продукта, и т. д.)
Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии организации.
Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи. [6]
Определение
стратегии для организации
Процесс выбора стратегии включает стадии:
— разработка — создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий, привлечь к этой работе не только высших руководителей, но и менеджеров среднего звена. Это существенно расширит выбор и позволит выбрать потенциально лучший варианту
— доводка — стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии. Формируется общая стратегия',
— анализ (оценка) — анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии организации, они оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. Общая стратегия наполняется конкретным содержанием, по отдельным функциональным зонам организации разрабатываются частные стратегии. [1]
На
выбор стратегии оказывают
— вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
— состояние внешнего окружения;
— характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации;
— уровень риска;
— внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны. Сильные функциональные зоны организации способствуют успешному использованию открывающихся новых возможностей.
Опыт
внедрения стратегического
Под оперативным планированием
понимается осуществление
Оперативное планирование на предприятии способствует решению следующих организационно – экономических задач:
Основная задача оперативного
планирования сводится к обеспечению
на предприятии слаженного и
ритмичного хода всех
Любая система оперативного управления включает следующие элементы:
1) управляемый процесс или параметр;
2)
измерение фактической
3)
определение отклонений
4)
структуру или элемент,
5)
планирующую систему с
Производственная система включает собственно систему производства и систему запасов необходимых ресурсов, изделий незавершенного производства и готовой продукции, обеспечивающих непрерывное функционирование производства при дискретном поступлении ресурсов и отгрузке продукции по графику покупателей.
Планирование производства (выпуска) продукции. Включает процедуру подготовки и принятия решения о том, как должна эксплуатироваться производственная система, с учетом изменений совокупного спроса. Под совокупным спросом понимается суммарный объем спроса на все товары и услуги, производимые производственной системой. Совокупный спрос за конкретный период (месяц, квартал, год) измеряется в трудозатратах и человеко-часах, или часах работы оборудования.
План
выпуска продукции
План выпуска продукции непосредственно влияет на следующие производственные издержки: издержки хранения производственной продукции; издержки ведения портфеля отложенных запасов; издержки, связанные с внеурочной работой или простоем рабочих; издержки, связанные с передачей части работ подрядчикам; издержки, связанные с наймом и увольнением рабочих.
Цель планирования выпуска продукции заключается в обеспечении производства в объеме совокупного спроса с минимизацией вышеупомянутых издержек. При планировании выпуска продукции принято использовать следующие базовые стратегии:
1. Постоянный объем производства при постоянной численности рабочей силы. Объем производства не зависит при планировании от колебаний спроса в течение всего планируемого периода. Разница между выпускаемой продукцией и спросом компенсируется объемом складирования готовой продукции. Используется в капиталоемких производствах с относительно низкими затратами на хранение и на работу по созданию портфеля отложенных запасов.
2. Переменный объем выпуска при постоянной численности рабочей силы. Объем выпуска изменяется в зависимости от спроса. Изменение необходимой (задействованной в производстве) рабочей силы компенсируется за счет организации сверхурочной работы (при повышении потребности), с предоставлением отгулов и/или передачей части объема работ субподрядчикам. Используется в производствах, где требуется высокая квалификация рабочих и создание запасов готовой продукции или портфеля отложенных запасов не представляется возможным или обходится весьма дорого.
3. Переменный объем выпуска при переменной численности рабочей силы. Предусматривается прием и увольнение рабочих в зависимости от колебаний спроса. Применяется в трудоемких производствах, не требующих высокой квалификации рабочих, а также в случаях, когда рабочие предпочитают работать сезонно.[3]
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, касающийся стратегического и оперативного планирования деятельности предприятия. Стратегия - это установленная на достаточно длительный период времени совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации.
Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного характера, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссия и цели организации; состояние рынка: конкурентные преимущества; организационная культура; продукция; компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний.
Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия