Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является развёрнутый анализ системы стратегического и оперативного планирования деятельности ОАО «Коммаш». В данной работе выделяются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегического и оперативного планирования деятельности предприятия;
- рассмотрение общей характеристики ОАО «Коммаш», включая: историю создания и развития предприятия, организационно-правовую форму и характер собственности, вид и масштабы деятельности предприятия, а также анализ основных технико-экономических показателей и анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Коммаш»;
- разработка предложений по совершенствованию планирования деятельности ОАО «Коммаш».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И
ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Современные концепции планирования………………………………5
Стратегическое планирование деятельности предприятия………….8
Оперативное (текущее) планирование……………………………….18
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КОММАШ»
2.1 История создания и развития предприятия…………………………..22
2.2 Организационно-правовая форма и характер собственности……….25
2.3 Вид и масштабы деятельности предприятия…………………………28
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей…………….29
2.5 Анализ стратегического и оперативного планирования
ОАО «Коммаш»………………………………………………………...34
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»……………...40
Заключение……………………………………………………………………44
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

       -      Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность общества со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, если это не обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно действующему законодательству.

       Анализ  технологической среды организации  показывает, что :

       - на заводе постоянно идёт процесс модернизации производства и внедрения передовых технологий, ни в чём не уступающих мировым.

       - производственные цеха оснащены самыми современными станками и оборудованием.

      - конструкторская и технологическая службы завода используют в своей работе новейшее компьютерное оборудование.

      Рыночные  факторы: несмотря на то, что завод  «Коммаш» имеет большое количество конкурентов , производящих аналогичную  продукцию, он занимает большую долю рынка , а уровень доходов населения позволяет реализовывать оптимальное количество машин.

      Анализ  факторов конкуренции показал, что в настоящее время существует достаточно жёсткая конкуренция, однако завод пытается её стабилизировать путём установления гибких систем скидок на товары.

      Следующая стадия оценки стратегической ситуации на ОАО «Коммаш» - анализ сильных и слабых сторон. Данный анализ будет проводиться с помощью SWOT – анализа. Оценка сильных и слабых сторон организации представлена в таблице 4.

 
 

      Таблица 4 – SWOT-анализ для оценки сильных и слабых сторон ОАО «Коммаш».

Возможности Сила (преимущества)
Высокий уровень постоянной загрузки, т.к. коммунальная техника имеет спрос как в  нашей стране , так и в странах  дальнего зарубежья. Высокое качество изготовления машин по приемлемым, для потребителя ценам. Гибкая система  скидок. Производство запасных частей.
Опасности (угрозы) Слабость (недостатки)
  Угроза жёсткой конкуренции, т.к.   имеются заводы коммунального назначения в других городах страны. Большое количество конкурентов.

Наличие у конкурентов более дешёвого спецоборудования , выпускаемого заводом.

 

       Четвёртая стадия представляет собой выбор  стратегии. Для ОАО «Коммаш» характерна стратегия разработки новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков, так как предприятие имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. Следовательно, для завода сформулирована следующая стратегия: сначала сосредотачиваем усилия на продолжение выпуска освоенной продукции и поставке её на прежние рынки, так как спрос на неё ещё высок, затем создаём новые виды изделий или модифицируем старые товары улучшенного качества, с целью увеличения спроса и реализации большего числа изделий.

       После завершения выбора, предприятие начинает осуществлять данную стратегию, при  помощи программы - это комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии. Для ОАО «Коммаш» характерна следующая программа:

       - улучшение использования оборотного  капитала;

       - снижение издержек на производство  продукции;

       - модификация ранее освоенных  изделий;

       - промежуточный контроль качества  продукции.

       Таким образом, разработанная выше программа, позволяет добиться поставленных на начальном этапе стратегического  планирования целей предприятия.  

       Оперативное планирование осуществляется на уровне производственного отделения, дочерней компании и других структурных подразделений ОАО «Коммаш». Такое планирование ведется по конкретным видам деятельности и предполагает разработку краткосрочных планов и бюджетов сроком до одного года. Эти планы, как правило, отражают и конкретизируют годовой объем работ предприятия и его подразделений, предусмотренный среднесрочными планами и бюджетами. В этих планах содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс и другие сферы деятельности предприятия, обеспечивающие решение производственных и социальных задач и целей завода. При этом на ОАО «Коммаш» разрабатывается:

       - план производства;

       - план реализации (план продаж);

       - план капиталовложений;

       - план материально-технического обеспечения производства ;

       - финансовый план.

       Согласованность планов обеспечивается через систему финансирования, распределение производственных мощностей и персонала.

       Таким образом, оперативное планирование призвано обеспечить своевременное и качественное выполнение годовых заданий, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия.

       Согласно  вышепредставленной характеристики завода «Коммаш» и на основе полученных результатов  анализа хозяйственной деятельности предприятия, можно сделать вывод  о том, что завод имеет прочные позиции на рынке, как отечественного, так и зарубежного производства. Выпускаемая им продукция пользуется большим спросов и в нашей стране, и в странах дальнего зарубежья, так как товары имеют высокое качество и приемлемую для потребителя цену. Кроме того производство постоянно модернизируется и разрабатываются  новые виды продукции. Однако, анализ финансового состояния ОАО «Коммаш » показал, что предприятие имеет не только  положительные , но и отрицательные стороны. Так, согласно рассчитанным показателям, можно заметить, что завод имеет достаточное количество собственных оборотных средств, чтобы обеспечить необходимую финансовую устойчивость организации, но оно не располагает такими денежными средствами, чтобы  расплатиться по своим краткосрочным и долгосрочным обязательствам.

       Анализ  стратегического и оперативного планирования ОАО «Коммаш» показал, что предприятие способно реализовывать  свои цели для успешной деятельности и продвижения товаров , как на рынки отечественного производства , так и на рынки зарубежных стран , а так как спрос на производимые заводом машины увеличивается, то можно говорить об успешной деятельности предприятия. Но, существуют и негативные черты в реализации планов предприятия. К ним можно отнести конкуренцию, увеличение себестоимости  продукции, а также нестабильную политическую ситуацию в некоторых зарубежных странах (примером может служить война в Ираке, когда был получен запрет на торговлю с данной страной).Однако ОАО «Коммаш» борется с данными проблемами, находит компромиссные решения и продолжает эффективно функционировать на рынке. 
      3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

        ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КОММАШ»

 

     Первое  предложение связано с организацией долгосрочного планирования и оценки новой техники и применения более  совершенных методов финансирования ее внедрения.

     Сущность  этого предложения заключается  в том, чтобы разрабатывать долгосрочные планы на 5-10 и даже 15 лет, а учет и контроль новой техники осуществлять не в течение одного года, как  в настоящее время, а в течение не менее трех – пяти лет ее эксплуатации.

     В новом эксперименте делается уклон  на осуществление технического перевооружения за счет собственных средств, для  чего изменяется порядок формирования фонда развития производства и единого  фонда развития науки и техники. Предложено формировать последнее по нормативы в процентах от объема реализации и суммы прибыли. Поэтому и предлагается разрабатывать долгосрочные планы технического развития предприятий на 5-10 и 15 лет с разбивкой по годам с обоснованным формированием размера фондов финансирования исходя не из объема реализации и суммы прибыли, а на основе потребностей каждого предприятия и объединения в новой технике и имеющихся возможностей удовлетворения этих потребностей. Это означает, что сначала необходим обоснованный расчет размера потребностей в новой технике по годам и на перспективу исходя из сроков службы установленного оборудования, состояния морального и физического износа его и перспектив расширения завода. Необходимо также изменить сроки учета и статистической отчетности по новой технике.

     Для контроля за состоянием освоения новой  техники в течение пяти лет  предлагается учитывать, кроме объема продукции, себестоимости и прибыли  еще и стоимость основных производственных фондов, численность персонала, производительность труда, рентабельность производства. Это обусловлено необходимостью обеспечения сравнимости проекта и введенного в эксплуатацию объекта. Дело в том, что новые производства после реконструкции, расширения и технического перевооружения вводятся в эксплуатацию не сразу целиком, а по отдельным частям, называемым пусковыми очередями и комплексами. Чтобы обеспечить сравнимость, надо учитывать стоимость введенных фондов в сравнении  с проектом. Кроме того, нередко проекты пересматриваются, сметная стоимость строительства объекта фактически намного превышается. В этих условиях возникает потребность в обеспечении контроля за стоимостью вводимых производственных фондов и сравнении ее величины со стоимостью фондов, предусмотренной в проекте.

     Второе  предложение обусловлено необходимостью внедрения в хозяйственную практику системы учета и планирования фактических результатов и эффективности всех направлений и видов внедряемой техники.

     Сущность  этого предложения заключается  в перестройке системы планирования, учета и соответственно статистической отчетности с условного, нереального, ожидаемого эффекта и промежуточных результатов только от внедрения научно-технических мероприятий, учет и оценку реального, фактического эффекта и конечные результаты, получаемые от всех направлений технического развития предприятий, после внедрения всей техники в производство.

     Чтобы создать экономические условия  для получения высокой фактической  эффективности от всех затрат на техническое  развитие на базе внедрения прогрессивной техники, необходимо предусматривать в планах, учитывать, оценивать и стимулировать фактический, реальный прирост показателей, и в первую очередь объема продукции и прибыли, полученных за счет внедрения всей новой техники по указанным выше направлениям ее внедрения.

     Главная цель внедрения новой техники  и вообще технического развития предприятия  – увеличение выпуска продукции, удовлетворяющей определенные общественные потребности, с меньшими затратами, что в конечном счете необходимо для улучшения благосостояния народа на основе повышения эффективности общественного производства. Все остальные, хотя и очень важные результаты внедрения новой техники, являются промежуточными. Поэтому вся система планирования и оценки технического развития предприятий должна быть сориентирована на снижение себестоимости продукции или рост прибыли и увеличение нужной народному хозяйству высококачественной продукции.

     Третье  предложение предлагает создание на предприятии служб, занятых внедрением новой техники и обеспечивающих высокие темпы и эффективность затрат на техническое развитие.

   Сущность данного предложения  заключается в том, чтобы работники  завода, занятые внедрением новой  техники, были объединены в  специальные службы, главной обязанностью  которых было бы ускорение  научно-технического прогресса, т. е. обеспечение высоких объемов и темпов внедрения самой прогрессивной техники и повышение ее эффективности. Эти службы должны быть свободны от решения задач текущего производства, т. е. организации выпуска продукции, ремонта оборудования, обеспечения сырьем, контроля за ходом производственного процесса и т. д.

     В обязанности специалистов по техническому развитию должны входить выявление  прогрессивных достижений науки  и техники, выявление потребностей в новой технике на длительную перспективу и путей и возможностей их удовлетворения, разработка долгосрочных и годовых планов, формирование размера фондов финансирования и источников их покрытия по годам, оформление заказов на изготовление новой техники и ее приемка, организация внедрения, подготовка отчетов, определение фактической эффективности всех затрат на техническое развитие, организация премирования. Указанная служба должна иметь соответствующие права и нести полную ответственность за ускорение научно-технического прогресса и за эффективность всех затрат на новую технику. 

Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия