Планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение планирования деятельности на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности планирования и требования к нему;
2) изучение принципов планирования;
3) рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное;
4) анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.47 Кб (Скачать)

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в  условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приемов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в  условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей  их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Планирование – это  разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу. Планированием  на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного  результата. Утвержденный руководителем  план предприятия имеет силу приказа  для указанных в нем лиц  и структурных единиц. В нем  предельно четко и подробно указываются:

• цель деятельности предприятия  и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием  конкретных видов выпускаемой продукции  и характера работ);

• средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

• правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

• этапы и сроки выполнения работ;

• исполнители плана по срокам и видам работ;

• методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система  хозяйственного управления и регулирования  производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать  все этапы производственного  процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Целью данной курсовой работы является изучение планирования деятельности на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1) рассмотрение сущности  планирования и требования к  нему;

2) изучение принципов планирования;

3) рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное;

4) анализ планирования  деятельности предприятия на  конкретном примере.

 
 

1. Теоретические  аспекты планирования деятельности  предприятия 

 

1.1 Сущность планирования. Требования  к планированию

 

Первые шаги в направлении  систематизации и обобщения опыта  планирования сделаны в XIX в. американскими и европейскими специалистами. К родоначальникам методов планового управления в экономике относят Ф. Тейлора, Г. Форда, Ч. Ганта, А. Файоля. В частности, Гант разработал систему плановых графиков («графики Ганта»), позволивших осуществлять контроль за управляемым объектом и составлять календарные планы работ на будущее. Файоль – основатель западной административной школы – выделял планирование как одну из важнейших административных операций. По его мнению, планирование – «функция управления, определяющая цели деятельности, а также необходимые для достижения цели средства и методы, работающие в наиболее эффективных конкретных условиях». Однако планирование, которое включает и составление прогнозов, у Файоля и других западных специалистов замыкается рамками фирмы, хотя и в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. [8, с. 215]

Планирование на макроуровне  впервые осуществлено в России после  Октябрьской революции 1917 г. Переход предприятий в общественную собственность поставил перед правительством вопрос о способах государственного управления ими. Обстоятельства потребовали поиска форм и методов комплексного системного управления экономикой, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом. Для этого были созданы специальные государственные органы во главе с Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ). В задачи ВСНХ входили организация производства и государственных финансов, разработка общих норм и планов регулирования экономической жизни страны, согласование и объединение деятельности центральных и местных органов экономического управления.

Позитивная практика централизованного  планирования в СССР показала возможность  планирования и стратегического  управления в национальном масштабе и при этом избежание кризисов и безработицы. Английский экономист  Дж. Кейнс с учетом опыта СССР в 1930-е годы предложил основы государственного регулирования экономики. С тех пор различные формы стратегического программирования и управления стали широко использоваться в хозяйственной практике почти во всех странах Запада.

В стратегическом управлении процесс планирования нацелен на решение взаимообусловленных, но по содержанию различных задач: во-первых, социально-экономических и, во-вторых, организационно-технических. Социально-экономические  задачи определяются общественным спросом  и условиями развития общества. Организационно-технические  задачи обусловлены кооперацией  труда и определяются уровнем  развития средств и методов производства. Поэтому к содержанию планирования производства необходимо подходить  с позиций как его организационно-технических характеристик, так и социально-экономических условий. Иначе могут быть упущены многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планового управления экономикой.

Планирование занимает центральное  место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это  необходимое условие своевременной  подготовки сырья, материалов, комплектующих  изделий, инструмента, оборудования для  изготовления конечной продукции и  создания запасов, а также подготовки кадров (рис. 1). Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2–3 года, а средствами управления – достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

 

Рис. 1. Связь ресурсов и времени

 

Планирование, административное управление и контроль за деятельностью  производственного предприятия  неразрывно связаны. В зарубежной практике они нередко объединяются одним понятием – «менеджмент». В учебной литературе для вузов Японии управление и планирование представлены следующим образом (рис. 2).

Аналогичного подхода  к планированию и управлению производством  придерживаются специалисты почти  всех стран. По мнению канадского бизнесмена Д. Дойла, «план предпринимательского бизнеса является основой контракта между предпринимателем и финансистом-вкладчиком. Это общепринятый прием менеджмента, который используется корпорациями и учреждениями всех размеров для того, чтобы установить цель и предложить пути ее достижения. Он, как правило, составляется на несколько лет – обычно на 5 лет.

 

Рис. 2. Соотношение планирования и управления производственной деятельностью предприятия

 

Совет директоров развивающейся  компании полагается на долгосрочный план, как на дорожную карту». Хороший  план, по мнению Дойла, – одно из главных  условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного  плана действий, – гарантия провала  фирмы. Поэтому планированием охватываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия (рис. 3).

 

Рис. 3. Планирование – центральное звено в управлении предприятием

 

Предположение, что рынок  исключает планирование, ничем не обосновано. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей поставщики товарной массы вынуждены тщательно планировать  свою деятельность. Несвоевременность  поставок продукции или оказания услуг отталкивает потребителей, что грозит разорением нерадивых  поставщиков. Рыночный механизм действует  более жестко, чем централизованное распределение ресурсов, где большую  роль играет субъективный фактор. Об этом убедительно свидетельствует практика деятельности западных фирм. [16, с. 325]

Стратегический план, по оценкам  менеджеров концерна, устанавливает  направление развития фирмы и  конечные результаты, которые надлежит достичь в будущем. За выбор этого  направления несет ответственность  высшее руководство, которое определяет цели и приоритеты фирмы. Текущее  и оперативное планирование, организация  текущей деятельности концерна являются обязанностью руководителей структурных  подразделений, которые определяют средства и методы достижения поставленных целей. Исходя из задач долгосрочного  плана, руководители нижнего звена  в деталях доводят план деятельности концерна на каждый отрезок времени  до каждого рабочего места и обеспечивают его выполнение.

 

1.2 Принципы планирования

 

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая  оценка затрат и ресурсов, а также  конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

– принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях; [2, с. 89]

– принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

– принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

– принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

– принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

 

1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное

 

На практике применяется  стратегическое, долгосрочное, краткосрочное  и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки – «Прогнозирование и планирование экономической деятельности». В нашем случае планирование будет  рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия  со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им, реализации принятой стратегии.

Понятие «стратегическое  планирование» по своему содержанию и функциям во многих трудах не имеет  четкого определения. Его часто  называют долгосрочным планированием, стратегией развития предприятия. К  нему относят: разработку общефирменной  стратегии; установление основных целей  предприятия; управление стратегически  важными факторами деятельности; определение маркетинговой стратегии  на рынке отдельных товаров; выявление  стратегических перспектив финансирования капиталовложений и многое другое. [15, с. 25]

Информация о работе Планирование деятельности предприятия