Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение планирования деятельности на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности планирования и требования к нему;
2) изучение принципов планирования;
3) рассмотрение видов планирования, стратегическое, текущее и оперативное;
4) анализ планирования деятельности предприятия на конкретном примере.
2.3 Планирование деятельности предприятия
Используя приведенные выше данные можно произвести планирование на будущий период. Запланируем снижение затрат на производство товарной продукции на 5%. Это возможно при снижении себестоимости продукции:
1. За счет увеличения объема производства, при неизменных постоянных расходах.
2. За счет роста
3. За счет снижения цен на материалы.
Так же это возможно при увеличении объема и цен на товарную продукцию.
(1)
Себестоимость товара в 2007 году составила 190596 тыс. руб. А объем товарной продукции – 232213 тыс. руб. Затраты 0,82 руб. на 1 рубль товарной продукции. При снижении на 5%, затраты составят 0,78 руб.
Затраты пл. = Затраты баз. * 1,05 = 0,82 * 1,05 = 0,78 (руб.)
Для этого при неизменном значении цен реализации и объема выпускаемой продукции, необходимо снизить себестоимость товарной продукции на 9297 тыс. руб. или на 4,88%. Из формулы (1) следует:
Себестоимость = Тов. Прод. × Затраты
Себестоимость пл. = (Себестоимость баз. / Затраты баз.) * Затраты пл.
Себестоимость пл. = 190596 / 0,82 * 0,78 = 181298 (тыс. руб.)
Снижение себестоим. = Себестоим. Баз. – Себестоим. Пл. = 190596 – 181298 = 9297 (тыс. руб.)
Если оставить прежнее значение себестоимости продукции, то необходимо увеличить цену товарной продукции на 11908 тыс. руб. или на 5,1%. Из формулы (1):
Тов. Прод. = Себестоимость / Затраты
Тов. Прод. Пл. = Тов. Прод. Баз. / Затраты баз. * Затраты пл.
Тов. Прод. Пл. = 232213 / 0,82 * 0,78 = 244121 (тыс. руб.)
Увелич. ТП = ТП пл. – ТП баз. = 244121 – 232213 = 11908 (тыс. руб.)
Такого типа планирование
не может полностью удовлетворить
потребность предприятия в
Особенно важна миссия
бюджетирования в части финансового
описания длительного производственного
цикла, в рамках которого временной
отрезок между реализацией
Кроме того, внедрение данной
управленческой технологии призвано решить
ряд локальных задач, в частности:
1. Обеспечить прозрачность использования
материальных и финансовых ресурсов
для руководителей, в целях более
эффективного управления производством.
2. Оценить эффективность как
Бюджет реализации формируется
в разрезе видов
Далее на основании бюджета
реализации, а также расширенной
калькуляции себестоимости
Дело в том, что общая нормативная величина материальных затрат по конкретному заказу определяется в строгом соответствии с технической документацией, однако далеко не всегда можно достоверно определить в каком из подразделений эти затраты будут понесены в процессе выполнения заказа.
Здесь важно отметить, что заработная плата рабочих предприятия рассчитывается на основе утвержденных часовых тарифных ставок и трудоемкости работ, на каждый бюджетный период, т.е. на месяц. Этот бюджет важен, как определяющий уровень общих и административных расходов предприятия за бюджетный период, то есть затраты на оплату труда управленческого персонала, содержание зданий, сооружений и оборудования, услуги сторонних организаций, связанные с юридическим, информационным, техническим обслуживанием и прочие расходы. Большинство управленческих затрат носит постоянный характер.
В период, когда объем выполняемых
работ невелик, эта величина оказывает
существенное влияние на себестоимость
готовой продукции, выполненных
работ и услуг, поэтому очень
важно грамотно планировать уровень
управленческих затрат в рамках соответствующего
бюджета, с тем чтобы максимально
точно сформировать себестоимость
реализуемой продукции и
Таким образом, полностью сформирована бюджетная модель предприятия. В ее состав входят те бюджетные формы, которые необходимы для реализации целей и задач, обозначенных в качестве основных при организации процесса бюджетирования. Кроме того, предложенная модель удовлетворяет информационные потребности руководителей и собственников предприятия. Разработанные форматы финансового планирования в полной мере отражают специфику производственной деятельности, подтверждая мысль о том, что бюджет каждого предприятия должен быть индивидуальным, так как абсолютное сходство в бизнесе невозможно. В основу формирования каждого из бюджетов положен принцип представления информации в разрезе основных направлений производственной, цехов основного производства (центров нормативных затрат) и статей расходов, занимающих наибольший удельный вес в структуре затрат как отдельных объектов бюджетирования, так и предприятия в целом.
Для улучшение алгоритма финансового планирования в деятельности РА «Дельта – плюс» необходимо следующее.
Для постановки бюджетирования необходимо не только утвердить фиксированный состав форматов бюджетного управления, но и разработать правила, организационные процедуры, регламентирующие все аспекты взаимодействия структурных подразделений в рамках бюджетного процесса.
Именно процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов предприятия, их анализа и корректировки, превращают финансовое планирование в управленческую технологию.
Таким образом, мы подошли к одному из наиболее сложных и ответственных этапов работы – разработке бюджетного регламента.
Бюджетный регламент –
это установленный порядок
Создавая бюджетный регламент
необходимо позаботиться о том, чтобы
он был понятен и доступен для
всех, кто должен будет его выполнять.
Процедуры, прописанные в нем, должны,
быть доведены в доступной форме
до каждого из участников бюджетного
процесса. Необходимо готовится к
тому, что разъяснительную работу
придется проводить не единожды, порой
преодолевая сопротивление
На начальном этапе разработки бюджетного регламента, основополагающими его элементами являются утвержденные финансовая структура и бюджетная модель предприятия, которые были рассмотрены выше.
Следующий важнейший шаг – это определение бюджетного периода, или так называемого «горизонта финансового планирования».
Бюджетный период – это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль их исполнения. При этом необходимо унифицировать бюджетный период для каждого из бюджетов.
Кроме того, ключевым является
термин минимальный бюджетный период,
как единица измерения
Как и у многих промышленных предприятий региона, в силу сложности прогнозирования объема и структуры заказов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, бюджетный период будет равен 1 кварталу. При этом минимальный бюджетный период – одному месяцу для бюджетов всех уровней. Более глубокая детализация горизонта планирования нецелесообразна в силу того, что длительность выполнения большинства заказов превышает 1 месяц.
Исключением из этого правила, становится бюджет движения денежных средств, так как поступления и платежи происходят практически ежедневно, и по этой причине для платежного календаря, который является основой формирования БДДС, минимальный бюджетный период будет равен 1 декаде.
Кроме того, необходимо отметить,
что бюджетные показатели, устанавливаемые
на квартал, носят всегда скорее характер
прогноза, нежели детализированного
плана, любые отклонения от которого
необходимо тщательно анализировать.
Более того, вполне возможно, что
по мере практического использования
методики финансового планирования,
в процессе создания бюджета на квартал,
целесообразно не детализировать затраты
по цехам и участкам, а использовать
более обобщенную их группировку
в рамках основных бюджетов. Так
как очевидно, что структура производственной
программы может существенно
измениться в течение трех месяцев.
Собственно, для минимизации негативных
последствий, связанных с естественной
неточностью установления планов и
прогнозов на длительные периоды, существует
технология скользящего планирования,
которая предполагает постоянную, но
строго регламентированную корректировку
установленных ранее
После определения бюджетного
периода предстоит разработать
механизмы и процедуры
Кроме того, необходимо установить рамки бюджетного цикла, то есть принять решение о том, когда будут подводиться итоги исполнения бюджетов внутри бюджетного периода и будут осуществляться корректировки (внесение изменений в ранее утвержденные финансовые показатели) на оставшуюся часть бюджетного периода. Исходя из структуры установленного бюджетного периода, бюджетный цикл составит один месяц.
На основе установленного бюджетного цикла определяются процедуры бюджетного контроля, то есть регулярной оценки исполнения бюджетов. Инструментом контроля является расчет и анализ отклонений фактических показателей от плановых. В сущности, этот элемент бюджетного управления становится базой для последующих корректировок и принятия необходимых управленческих решений.
Далее необходимо установить конкретные сроки составления, согласования, корректировки и утверждения бюджетов внутри бюджетного периода.
Прежде всего, зададим период, в течение которого каждый из участников бюджетного процесса должен предоставить соответствующий бюджет для рассмотрения в бюджетный комитет, то есть коллегиальный орган управления, созданный для управления бюджетированием. В рамках этой задачи определено, что не позднее 5 числа месяца, предшествующего первому месяцу нового бюджетного периода, должен быть сформирован бюджет реализации, на основе которого, не позднее 15 числа того же месяца будут составлены такие операционные бюджеты как: бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных и управленческих затрат.
Эта информация является фундаментом
для составления бюджета
Особое внимание, в процессе их составления, будет уделено бюджетам на 1 месяц предстоящего квартала, так как предполагается, что прогнозные показатели именно этого временного отрезка, должны быть определены максимально точно. В свою очередь, это объясняется очевидным фактом того, что с исполнения именно этих бюджетных параметров, предприятие начинает свою работу в новом периоде, а показатели последующих двух месяцев будут неизбежно подвержены корректировке.
Далее, не позднее 20 числа
предпрогнозного месяца, планово
– экономический отдел во взаимодействии
с другими участниками