Стратегические решения и их критерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит понятие, сущность, принятие, планирование стратегических решений, компоненты, критерии стратегического выбора. Полностью раскрыта данная тема

Оглавление

1. Введение
2. Понятие и сущность стратегических решений
3. Принятие стратегических решений
4. Компоненты стратегического выбора
5. Критерии стратегического выбора
6. Планирование стратегических решений
7. Позиционирование товара
8. Разработка комплекса маркетинга
9. . Определение затрат при планировании маркетинга
10. Разработка стратегии развития организации
11. Роль и значение стратегических решений в стратегическом процессе
12. Сравнительная характеристика стратегических решений с оперативными решениями
13. Технология разработки и реализации стратегических решений
14. Заключение
15. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

1. Введение    ………………………………………………………………………..….   2

2. Понятие и сущность стратегических решений    ……………………………….…   3

3. Принятие стратегических решений   ……………………………………………….   5

4. Компоненты стратегического выбора   ………………………………………….… 7

5. Критерии стратегического выбора   ………………………………………………..   8

6. Планирование стратегических решений   ………………………………………...  10

7. Позиционирование товара   ………………………………………………………..   12

8. Разработка комплекса маркетинга   ………………………………………….......     13

9. . Определение затрат при планировании маркетинга   …………………………      14

10. Разработка стратегии развития организации   ………………………………….     15

11. Роль и значение стратегических решений в стратегическом процессе    ……… 17

12. Сравнительная хар-ка стратегических решений с оперативными решениями  … 19

13. Технология разработки и реализации стратегических решений   ………………  21

14. Заключение   ………………………………………………………………….……   23

15. Список используемой  литературы    ……………………………………………..   24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегический решения- это решения высшего уровня управления, определяющие главные направления деятельности. Для этих решений свойственна большая ответственность и высокий уровень риска, так как от них зависит будущее состояние    всего региона или страны в целом.

Стратегический менеджмент-теория и практика обеспечения конкурентоспособности  и эффективности решений путем  разработки стратегии организации  и возложение ответственности за эту  работу на её руководителей.

Стратегия-программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

В стратегическом менеджменте  при разработки стратегий принимаются  рациональные решения, основанные на изучении экономических законов функционирования рыночных отношений ,законов организации, на применении научных подходов при анализе, прогнозировании и экономическом обоснований стратегических решений.

 

Виды стратегических решений:

-решения связанные с выбором продуктов и рынков: категории продуктов, категории рынков, характеристика продуктов, продуктовый и рыночный портфели, жизненный цикл продуктов;

-связанные с выбором конкурентных стратегий;

-связанные с изменением  размеров организации:  внутренний рост, внешний рост, понятия стратегических альянсов и их виды, разукрупнение компаний, понятие аутсорсинга.

Критерии стратегического  выбора: критерий соответствия, технико-экономической обоснованности, приемлемости, конкурентного преимущества.

При разработки стратегических решений должны анализироваться механизмы проявления закона спроса, закона предложения, закона зависимости между предложением и спросом, закона возрастания дополнительных затрат, закона убывающей доходности, закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления, закона эффекта масштаба производства, закона экономии времени, закона конкуренции.

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность стратегических решений

 

Стратегия представляет собой  детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного  успеха предприятия. Разработка и выбор  стратегии должны обосновываться обширными  исследованиями и достоверными данными.

Прежде всего, стратегия  большей частью формулируется и  разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие  всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса предприятие  должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции  и других факторах .

Единого определения стратегии  тоже не существует, хотя история этого  понятия длиннее, чем понятия  «стратегический менеджмент». Оно  широко используется в теории игр и было дано в книге Фон Неймана и Моргенштерна по теории игр в следующем виде: стратегия – это полный план, указывающий какие выборы (ходы) будет делать игрок в каждой возможной ситуации. Позднее, делались различные попытки дать определение стратегии в контексте вопросов стратегического менеджмента. Сформулируем некоторые из них.

Стратегия – это унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы  быть уверенным в достижении целей  предприятия. Стратегия – это  модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений.

В более ранних определениях акцент делался на формулировании миссии и целей организации. Миссия представляет собой формулировку долгосрочного  видения смысла организации и  выражение сути ее деятельности. Цели в свою очередь дают более конкретное и детальное представление о  предполагаемом развитии организации  в той или иной сфере ее деятельности. Стратегия – это выражение  пути достижения целей и, наконец, тактика  – это конкретные планы действий.

Позднее сформировался взгляд на стратегический менеджмент как на процесс оценки сильных и слабых сторон организации, рыночных внешних  возможностей и угроз и формирования на их основе пути достижения устойчивой конкурентоспособности компании.

В одной из последних книг по стратегическому менеджменту  вводится следующее определение: стратегия  – это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации  улучшить результаты ее хозяйственной  деятельности . «Хорошая» стратегия – это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны. В этом определении специального пояснения требует термин «результаты хозяйственной деятельности». В англоязычной литературе используется выражение «organizational performance», которое очень часто и переводят как термин «результаты хозяйственной деятельности». Прямое же значение слова «performance» - исполнение. В том смысле как это, например, применяется в спорте, когда говорят об исполнении прыжка или упражнения. В театре можно говорить об исполнении балета, пьесы или отдельного танца. Именно в этом смысле употребляется слово «performance» - как исполнение организацией своей миссии или роли на рынке. Англоязычный термин намного шире, чем его русский перевод «результаты хозяйственной деятельности». Поэтому предыдущее определение можно было бы переформулировать следующим образом.

Стратегия – это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая  организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ. Стратегия  в той или иной форме присуща  любой системе управления, хотя и  будет отличаться спецификой в зависимости  от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная. Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений.

Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия  в целом. Исторически бизнес был  одно продуктовым, затем наступила  его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время  связан с управлением много продуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии  является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой  стратегии охватывают распределение  ресурсов между подразделениями  на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта  синергии; изменение организационной  структуры корпорации; выработку  единой стратегической ориентации подразделений.

Конкурентные решения  распространяются на хозяйственные  подразделения предприятия. Цель их – обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать  на конкретном товарном рынке, кому и  по каким ценам будет продаваться  продукция, как ее рекламировать, как  побеждать конкурентов и т.д.

Функциональные решения  принимаются в интересах отделов  и служб предприятия. Это стратегии  производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель – рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения  в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий – неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.

Корпоративная стратегия  на предприятиях с одним видом  деятельности будет совпадать с  бизнес-стратегией. В свою очередь иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная стратегия состоит из ряда бизнес- и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне.

Философия современного стратегического  менеджмента (в отличие от технократического  рационализма) основана на системном  и ситуационном подходах. Деловая  организация рассматривается как  «открытая» система. Главные предпосылки  успеха изыскиваются не внутри, а вне  ее, т.е. успех деятельности связывается  с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к экономическому, социально-политическому, социально-культурному окружению.

Западные эксперты считают, что стратегический менеджмент 90-х  годов – это менеджмент в быстро изменяющихся условиях. Выдвигаются  новые цели и задачи, и, естественно, требуются адекватные ответные изменения  внутри самой компании. В числе  таких главных обстоятельств, на которые необходимо реагировать  организации, следует выделить, прежде всего усиливающуюся глобализацию, более интенсивную конкуренцию, высокие цены на сырье и материалы, сокращение жизненного цикла изделий, трудности в получении средств на исследования и разработки, необходимость постоянно увеличивать внутрифирменную гибкость и адаптивность организации, внедрять новые формы кооперации, в том числе международной.

 

Стратегические решения  в новых условиях имеют следующие  характеристики: существенно влияют на способность компании приносить  прибыль, касаются компании в целом, принимаются высшим исполнительным органом и советом директоров, имеют долгосрочных характер и поэтому  принимаются не столь часто, отражают ценности высшего эшелона управления и обязательно согласуются с  корпоративной философией и культурой  организации.

 

 

2. Принятие стратегических решений

 

Существует девять основных характеристик стратегических решений:

1) Отражающие точку зрения  руководства, на что должна  быть похожа организация и  чем она должна заниматься;

2) Призванные оказать  содействие организации в обеспечении  взаимодействия с внешней средой;

3) Принимающие также во  внимание собственные ресурсы  организации и содействующие  обеспечению точных соответствий  между  деловой активностью и имеющимися ресурсами;

4) Включающие представления  о большом изменение в системе работы организации;

5) Чрезвычайно сложные, включающие различные степени неопределенности; они подразумевают, что организация должна делать допущения о предстоящих событиях на основе не очень надежной информации;

6) Требующие всестороннего  подхода к управлению организацией, удачные стратегические решения  предусматривают работу управляющих  вне их функциональных зон, а так же консультации с другими управляющими, которые возможно имеют другие взгляды на перспективную деятельность организации;

7) Имеющие дальний прицел, они подразумевают длительные  перспективы и имеют долгосрочное  значение;

8) Причастные к оценкам  и ожидания ключевых участников  компании внутри организации;  многие авторы убеждают, что стратегия  организации является отражением отношений и мнений влиятельных внутренних участников компании;

9) Серьезно воздействующие  на ресурсы и оперативную деятельность, она оказывают влияние на ресурсную  базу организации и вызывают  волны организационных решений  более низкого уровня.

    Понятия стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов.  Этот процесс проходит в условиях нестабильной внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска. Боумен и Эш (1987) приводят следующие соображения определяющие сложность принятия решений, предопределяющие возникновение недостатков стратегических планов.

- Динамичный характер  внешнего окружения быстро обесценивает  корпоративные планы многих фирм, за исключением тех случаев,  когда они сформулированы в  самых общих терминах.

- Информацию невозможно получить в том количестве и в того качества, которое требуется, которые требуются  для выполнения всестороннего анализа внутреннего и внешнего окружения или для того, что бы провести исчерпывающее исследование альтернативных  стратегий.

Информация о работе Стратегические решения и их критерии