Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:35, лекция
Стратегическая установка или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и по возможности укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например органов муниципального управления.
Основные аспекты принятия стратегических решений.
Стратегическая установка - миссия организации
Стратегическая установка или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и по возможности укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития.
Стратегические установки часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут быть включены в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. В качестве примера можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою стратегическую установку:
Содержание стратегической установки
Не существует какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования стратегической установки, подходящего для любой конкретной организации. Действительно, в разных организациях ее содержание с точки зрения объема, формы и уровня детализации будет различаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи или рекомендации. Представляется полезной предложенная Ф. Дэвидом нижеприведенная структура ответа на вопрос о том, что должно быть отражено в стратегической установке:
2. Ключевые цели и задачи организации
Цели организации, часто называемые корпоративными целями, отличаются от стратегической установки тем, что они гораздо более конкретны по содержанию и часто приводятся в стоимостном выражении. К ним могут относиться желаемые уровни выручки или прибыли, темпы роста, размеры дивидендов либо оценочная стоимость акций. Однако могут встречаться и не имеющие финансового эквивалента цели, например степень удовлетворения персонала от работы, и процесс достижения таких целей труднее контролировать.
Цели традиционно рассматриваются как формальное выражение ожиданий держателей акций или других собственников. Они также могут представлять ожидания других заинтересованных в успехе организации лиц, например работников, покупателей, поставщиков и т. п. Цели организации обычно формулируются собранием акционеров, членами правления или президентом (генеральным директором) компании.
В качестве целей корпорации могут, например, выдвигаться следующие предложения:
Разграничение между целями и задачами проходит по тому уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение к отдельным частям организации (например, они могут быть задачами какого-либо подразделения организации или ее филиала).
Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделениям (например, цель компании — получить определенный процент прироста объема продаж — может быть переформулирована как конкретные задачи производственного подразделения, отдела маркетинга, транспортного цеха, финансовой службы и т. д.).
Задачи носят более краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, так как они носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании. Связь между стратегической установкой, целями и задачами организации показана на рис. 2.1.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:
I
ЦЕЛЬ:
*
ЗАДАЧИ:
Рис. 2.1. Соотношение между стратегической установкой, целями и задачами организации
3. Природа стратегических решений Сущность принятия управленческих решений
Принятие решений в организации характеризуется как процесс определения и решения проблем. В большинстве источников выделяется две ключевые стадии в процессе принятия решений в организации:
Можно провести разграничение между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Запрограммированные решения имеют следующие характеристики:
В организации имеется очень много действий, которые определяются запрограммированными решениями, например оплата по больничному листу или наложение взыскания за прогул. Запрограммированные решения могут быть и сложными, трудоемкими, например составление годового отчета отдела или определение бюджета.
Незапрограммированные решения имеют следующие характеристики:
Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии, например такие, как реорганизация подразделений организации или системы премирования.
Важные организационные управленческие решения, т. е. те, которые являются незапрограммированными и затрагивают всю организацию или значительную ее часть, имеют определенное количество конкретных характеристик, в частности таких:
4. Принятие стратегических решений
Давайте теперь рассмотрим основные характеристики стратегических решений. Можно выделить девять таких характеристик:
Представленные характеристики достаточно ясно показывают, чем отличаются стратегические решения от оперативных. В табл. 2.1 систематизированы эти отличия.
Таблица 2.1 Отличия стратегических решений от оперативных
Стратегические решения |
Оперативные решения |
По природе долгосрочны Относятся к предприятию в целом Используют информацию, полученную в условиях высокой степени неопределенности и риска Сложно предугадать результат |
По природе краткосрочны Концентрируются на оперативной деятельности предприятия Используют оперативную информацию, которая, вероятно, более точна Проще предсказать результат |
Информация о работе Основные аспекты принятия стратегических решений