Основные аспекты принятия стратегических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:35, лекция

Краткое описание

Стратегическая установка или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и по возможности укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например органов муниципального управления.

Файлы: 1 файл

Страт_управление_ЛЕКЦИИ_ОЗО.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

Тема  Стратегическое планирование регионального развития.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышении уровня социального экономического развития региона на основе роста благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

Разработка стратегического плана развития региона является сложной практической задачей (многие регионы с ней не справляются), которая может быть решена совместными усилиями высшего полит. руководства региона и крупных специалистов в области регионального управленияя.

С позиции системного подхода – регион как объект стратегического можно рассмотреть как совокупность 6-ти взаимосвязанных макроподсистем:

  1. Региональное хозяйство (включает всю инфраструктуру обеспечивающую жизнедеятельность региона)
  2. Производственная сфера (входят все отрасли материального производства, кроме АПК, производящие валовой региональный продукт)
  3. АПК (сельское и лесное хозяйство, территория и природные ресурсы как источник регионального богатства)
  4. Соц., сфера (все, что относится к воспроизводству и духовному развитию местного региона).
  5. Финансово-экономическая сфера региона, задающая макроэкономические параметры, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета
  6. Управленческая сфера (включает совокупность федеральных, региональных органов власти)

В состав каждой сферы входят по 4-8 сфер региона и выделяются по отрасли хоз-ва.

Управление отраслями экономики на разных уровнях составляет прерогативу функционального управления региона.

Все подсистемы регионального управления взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимовлияние друг на друга.

Управление отраслями экономики на разных уровнях (регион, город) составляет прерогативу функционального управления регионом. Взаимосвязь подсистем показана на рис. 5.5. Она позволяет научно обосновать состав макроподсистем региона на основе теории организации и спроектировать новую систему управления. Она может служить основой для системного анализа региона в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры.

Основой регионального планирования служит обоснованное

формирование целей и критериев.

Формирование целей и критериев управления. Стратегия развития региона должна базироваться па теории программно-целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) а тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения — количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели но сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами)

развития региона.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.

Критерий достижения цели — количественный показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

Классификация целей — сложная задача, поскольку имеет качественную форму измерения. Практическое значение имеет декомпозиция целей управления регионом но уровням управления. В качестве глобальной цели первого уровня можно принять такую цель, как полное материальное благосостояние и всестороннее развитие личности населения региона. Глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей второго уровня в зависимости от сфер деятельности (макроподсистем).

  1. Градостроительная цель. Комплексное развитие инфраструктуры региона на основе рационального использования потенциала территории: природных ресурсов, современной архитектуры, строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства и соблюдения экологических стандартов.
  2. Производственная цель. Всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства в продукции предприятий с высоким качеством при сбалансированных затратах и соблюдении заданных пропорций в развитии отраслей материального производства.
  3. Агропромышленная цель. Всемерное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах высокого качества по доступной цене и обеспечение пропорций развития отраслей АПК региона.
  4. Социальная цель. Обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, забота об уровне жизни, условиях труда и семье, внедрение принципов социальной справедливости и демократизации общества.

 

Этапы процесса стратегического управления региона.

  1. формирование целей регионального развития и критериев их достижения
  2. определение проблем социально-экономического развития , анализ внешней и внутренней среды региона (PEST-анализ, SWOT-анализ)
  3. определение факторов и сценариев

3.1. факторный анализ

3.2. построение сетевого  графика

3.3. формирование сценариев  регионального развития (на 5-10 лет)

4)    определение  стратегических вариантов развития (пессимистический, реалистический, оптимистический)

5)   выбор типовых  стратегий

6)  прогнозирование социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу

7)   формирование  стратегического плана региона  как единого документа

8) формирование отраслевых  планов

9) план развития АПК

10) план развития социальной  сферы

-образования

-здравоохранения

-культурной сферы

-социальной защиты

-молодежная политика  и политика в области спорта

11) разработка годовых  отраслевых планов

12) разработка и принятие  целевых программ

13) оценка и контроль  промежуточных результатов

Стратегические варианты развития региона. Факторы, влияющие на выбор стратегии региона, могут быть разделены

на четыре группы:

    1. Внешние факторы, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа (7 округов России), крупного экономического района (в России известно 11экономических районов) и конкретного региона (89 регионов — республика, край, область). Эти факторы выявляются в результате STEP-аналнза и определяют степень внешнего воздействия па экономическое и социальное состояние региона.
  1. Стадии жизненного цикла региона, а именно; новые зарождающиеся регионы, например в зоне нефте- и газоразработок; быстрорастущие регионы, динамика развития которых определяется бюджетообразующим предприятием, например, ГАЗ в 40-х и 90-х годах XX в. в Нижегородской области; регионы в стадии зрелости, именно к ним относится большая часть регионов России; регионы в стадии стагнации, к ним относятся удаленные от центра слабые сельскохозяйственные регионы с небольшой численностью населения («глубинка»), регионы, ориентированные на угледобычу и ВПК.
  1. Конкурентная позиция региона России. Предложена новая классификация для позиционирования регионов по конкурентным возможностям: регион—лидер в России по всем основным показателям («лев»); регион, находящийся на вторых ролях в России («тигр»); регион быстроразгптвающийся, по пока находящийся на третьих ролях («пантера»); регионы слабые и бесперспективные, живущие на дотациях («крот»). Такая классификация позволяет достаточно четко позиционировать регион по ведущим отраслям экономики.

А. Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (STEP-аналпз) и внутренней среды региона (SWOT-анализ). В стратегическом менеджменте предпочтительно рассматривать три главных варианта (альтернативы) развития:

  • пессимистический, когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения;
  • реалистический, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения;
  • оптимистический, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения.

При разработке этих вариантов за основу принимаются сложившееся за ряд последних лет положение региона и экономическая тенденция по результатам STEP- и SWOT- анализов.

В стратегическом менеджменте известно более 20 типовых стратегий, применяемых в зависимости от состояния национальной экономики, стадии жизненного цикла товара, конкурентной позиции и вариантов развития. В результате выполненного нами исследования для стратегии развития региона отобраны is типовых стратегий, которые могут использоваться для региона в целом, крупных макроподсистем и отраслей экономики. Рекомендуемые типовые стратегии разбиты но трем вариантах развития региона.

  1. Пессимистический, когда имеет место сложное экономическое состояние региона, наличие ресурсов и доходы бюджета не позволяют вести расширенное производство и главная цель заключается в недопущении спада и стагнации отраслей экономики. В этом варианте целесообразно применять ^стратегии «тушения пожара», «отступления*, «партизанской воины» «сокращения» и «ликвидации».
  2. Реалистичный вариант наиболее целесообразен для положения, когда регион находится в стадии зрелости, па впрых или третьих ролях в России («пантера») и, несмотря на кризисное состояние экономики, удерживает свои позиции на достигнутом уровне, обеспечивая необходимый уровень жизни населения. Для этого следует применять стратегии «фокусирова-шя», «дифференциации?-, «сбора урожая», «ответного удара»,-обороны и укрепления».
  3. Оптимистический, когда доходы бюджета и научные ресурсы, твердое социально-экономическое положение региона и высокий уровень жизни населения позволяют осуществлять расширенное воспроизводство и проводить агрессивную Маркетинговую политику, сохранять лидирующее положение в отдельных отраслях экономики.

Предложенные стратегии развития крупных макроподелстем региона необходимы для принятия альтернативных управленческих решений по выводу из кризиса отдельных отраслей народного хозяйства в зависимости от состояния внешне» среды и наличных ресурсов. Стратегии нужны для разработки целевых комплексных программ развития экономики, прежде всего в тех направлениях,, где регион имеет конкурентное преимущество в России.

Схема уровней регион стратег управл. Региональная стратегия – отраслевая стратегия – целевые программы.

Рекомендуемые стратегии по вариантам развития

 

Пессимистический вариант

  1. «Тушение пожара» - ресурсы направляются на ликвидацию негативных последствий развития экономики
  2. «Отступление» - сокращение объемов и темпов роста отраслей народного хозяйства до определенных размеров
  3. «Партизанская война» - борьба за сохранение отраслей экономики или рыночной доли с конкурентами из других регионов
  4. «Сокращение» - постепенное свертывание убыточных отраслей экономики и перевод инвестиций в рентабельные отрасли
  5. «Ликвидация» - быстрое закрытие убыточных отраслей и предприятий народного хозяйства, требующих дополнительного финансирования из бюджета

 

Реалистичный вариант

  1. «Фокусирование» - концентрация усилий на рентабельных отраслях экономики для создания конкурентного преимущества
  2. «Дифференциация» - специализация на некоторых подотраслях экономики, целевых сегментах рынка в регионе
  3. «Сбор урожая» - максимизация доходов от некоторых отраслей экономики в краткосрочном периоде
  4. «Ответный удар» - использование контрмер по защите отдельных отраслей или предприятий от конкурентов
  5. «Оборона и укрепление» - удержание рыночной позиции лидером в случае дефицита средств для проведения наступательной политики

 

Оптимистический вариант

  1. «Постоянное наступление» - агрессивная позиция с целью расширения рыночной доли или завоевания рынка в своих сегментах материального производства и АПК
  2. «Захват незанятых пространств» - освоение новых видов продукции, технологий и достижение преимущества первопроходца в регионе
  3. «Лидерство по издержкам» - производство товаров в большом количестве с минимальной себестоимостью и ценой и удовлетворение потребностей большинства населения
  4. «Опережающий удар» - сохранение лидирующего положения на рынке региона по отдельным отраслям и блокирование конкурентов на вторых ролях
  5. «Лидерство по качеству жизни» - достижение лучших результатов в регионе по качеству жизни большинства населения и удержание этих позиций

Информация о работе Основные аспекты принятия стратегических решений