Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:35, лекция
Стратегическая установка или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и по возможности укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например органов муниципального управления.
Работники являются важным объектом процесса внутреннего анализа. От них во многом зависят темпы, с которыми будут происходить стратегические изменения.
4. Определение целей и задач
Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, имеют численный характер, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.
Стратегический выбор
Второй ключевой этап стратегического процесса — стратегический выбор. Можно выделить четыре компонента процесса стратегического выбора:
1. Выработка стратегических вариантов
Стратегический выбор включает выработку серии стратегических альтернатив исходя из целей компании, ее преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. На этом этапе фигурирует следующий основной вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? При разработке стратегий важно учесть наибольшее возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее очевидные варианты и уже на ранних этапах выдвижения альтернатив отбрасывать все очевидно неприемлемое. Однако такая «очевидность» всегда субъективна. Очевидные варианты не обязательно должны быть лучшими. И это обстоятельство может лишить разработчиков ряда вариантов, которые при более детальной проработке на этапе оценки вариантов обнаружили бы свои преимущества.
2. Оценка стратегических вариантов
В процессе стратегического анализа должны быть оценены различные варианты стратегии корпорации. Для того чтобы выбрать тот или иной вариант, разработчики стратегии должны сравнить их между собой, учитывая при таком сравнении, в какой мере каждый из них способен обеспечить достижение организационных целей. Оптимальный вариант стратегии должен обеспечить наилучшее соотношение между
сильными и слабыми сторонами организации, возможностями и угрозами внешней среды.
Наиболее значимыми критериями для такой оценки являются следующие два:
3. Выбор стратегии, стратегические линии поведения и планы
Выбор стратегии представляет собой отбор тех вариантов из предложенных на предыдущем этапе, которые соответствуют критериям и которым собирается следовать руководство. Он может представлять собой одну стратегию или же целый набор альтернатив. Важно подчеркнуть, что обычно не бывает жестко определенного плана последовательности действий по выбору из альтернативных вариантов стратегии. Решение о выборе стратегии будет сильно зависеть от оценок и ожиданий топ-менеджеров и других групп поддержки.
Маловероятно четкое разделение между правильной и неправильной стратегиями, так как всегда будет существовать некоторый элемент риска или потенциальная опасность, которые ассоциируются с той или иной стратегией. В конечном счете выбор стратегии, как правило, является предметом умозаключений руководства и не всегда может рассматриваться в качестве совершенно рационального, так как топ-менеджеры организации делают выбор исходя из собственной системы ценностей.
Стратегические линии поведения и планы предполагают работу в таких областях, как исследования и разработки, потребности в капитале и вопросы трудовых ресурсов. Наиболее характерными планами, сопутствующими стратегическому выбору, являются следующие:
План потребностей в трудовых ресурсах. Все стратегические планы должны включать обзор персонала организации. Так как большинство стратегических планов включает в себя коррективы, производимые в зависимости от конкретной ситуации, персонал организации должен меняться. План должен быть подготовлен с указанием количества служащих различных категорий. Это поможет выявить потребности по набору на период действия плана.
План потребностей в капитале. Этот план должен перечислять общую потребность в капитале на каждый включенный в него год. План должен предусматривать потребности как в оборотном капитале, так и в капитале для замены или расширения площадей, сооружений, механизмов и оборудования.
План потребностей в исследованиях и разработках. Этот план должен определить типы проектов исследований и разработок, период их реализации, ответственных лиц, а также ожидаемые масштабы задач. Этот план поможет убедиться, что усилия в исследованиях и разработках скоординированы со стратегическим планом.
В планы на первый год должны быть включены действующие сметы текущего года. Это позволит организации начать работать по новому стратегическому плану, а руководству — отслеживать прогресс в течение первого года.
Реализация стратегии
Третьим ключевым этапом стратегического процесса является реализация стратегии. Она включает претворение в жизнь той стратегии, которой намерено придерживаться руководство. Выбор стратегии может сделать необходимым принятие решений: например, сколько производственных площадок будет использовать организация, какой вид технологии необходимо применить, какова численность рабочей силы, необходимой при осуществлении новой стратегии, и т. д. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Это может включать определение того, какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т. п. Особо значимыми факторами при реализации стратегии являются следующие:
1. Разработка плана действий
при непредвиденных обстоятельствах.
Стратегический план представляет
идеальную ситуацию, однако реальность
может в большей или меньшей степени отличаться
от идеала. Поэтому важным элементом любого
стратегического плана является разработка
варианта действий, если такие отличия
станут слишком велики.Такой вариант применяется
в случае необходимости реагировать на
важные изменения в организационном окружении,
которые реально могут возникнуть. Необходимо
также определить цикличность контро
ля. Наиболее эффективна реакция на изменения
в окружении, когда систематически отслеживаются
фактические изменения в соотнесении | с плановыми. Обычно периодом для полной
проверки и пересмотра { плана является
один год.
2. Разработка организационной
структуры. С целью облегчить успех
принятой стратегии организация должна
иметь определенную структуру, обеспечивающую
максимальные возможности для ее реализации.
Выработка структуры включает распределение
ответственности за выполнение задач
и прав на принятие решений в организации.
Также необходимо решить, должна ли организация
иметь горизонтальную или вертикальную
структуру, право централизованного или
децентрализованного принятия решений,
до какой степени она должна быть разделена на относительно самостоятельные
рабочие группы и т. п.
3. Выбор системы управления
организацией является другой важней
шей проблемой, так как именно кадры определяют
успешное внедрение
стратегии. Позже мы увидим,
что управление может быть структурным,
финансовым и оперативным. Может также
потребоваться адаптировать системы,
используемые для управления организацией.
Успешное внедрение стратегии требует соответствия стратегии, структуры, культуры и рычагов управления организации. Различные стратегии и варианты обстановки могут требовать от организации различных структурных изменений, других культурных ценностей и систем контроля. Также необходимо сформулировать планы по ресурсам и различным функциональным областям.
На этапе реализации возникает множество проблем. Существуют объективные причины этого: здесь осуществляется переход от проектирования к практике управления, к реальности, которая всегда богаче, вариабельнее любых планов. К тому же процесс проектирования требует определенного (иногда значительного) времени, а за это время могли произойти такие изменения в среде существования организации, что планы могут в какой-то мере «устареть» еще до начала реализации. Можно выделить следующие типичные для процесса реализации проблемы:
5. Управленческие методы, такие, как программа компенсации, развития управленческой структуры и т. д., которые действуют в пределах структурной схемы, могут не соответствовать стратегическим целям.
Стратегическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важной частью процесса оценки является выбор соответствующих критериев. Эти критерии определяют, насколько удачна выбранная стратегия с точки зрения стратегического анализа. Это прежде всего осуществимость, т. е. степень трудности и объем усилий для того, чтобы данная стратегия была применена на практике, и приемлемость, т. е. определения того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии организации и достижение организационных целей.
7. Стратегическое изменение
Значение термина «стратегическое изменение»
Прежде всего, определим три термина, встречающиеся в литературе по стратегическому менеджменту и организационным инновациям, а именно — изменение, нововведение и преобразование.
Изменение — это постоянный или ступенчатый процесс перевода организации на новую ступень с использованием существующих идей и концепций. Нововведение — процесс выработки новых идей и концепций и применение их в условиях данной организации. Преобразование — это процесс быстрого фундаментального изменения в методах работы организации, вызванный резко меняющимися условиями обстановки.
Традиционно стратегическое изменение представлялось как не частое, иногда однократное, крупномасштабное изменение. Однако в последнее время стратегическое развитие организации рассматривается как в большей степени непрерывный эволюционный процесс, в котором одно стратегическое изменение создает необходимость в других изменениях. Однако ясно, что фундаментальные стратегические изменения в жизни организации относительно редки, в то время как ступенчатое изменение (которое может по своей сути быть стратегическим) является процессом, который возникает гораздо чаще. Наиболее типично то, что стратегия возникает за счет постепенных и ступенчатых перемен.
Вносимые в организацию изменения с целью содействия адаптации и обеспечения ее выживания могут быть классифицированы по их масштабам (т. е., в какой степени они являются постепенными или ступенчатыми либо фундаментальными или революционными). Постепенное, или ступенчатое, изменение — это серия текущих устойчивых движений вперед, которые позволяют организации поддерживать свое равновесие
и деятельность в нормальном состоянии и обычно влияют только на отдельные части системы организации в конкретной точке в данное время. С другой стороны, фундаментальное революционное изменение является гораздо более масштабным процессом, который приводит к преобразованию всей системы организации. А. Мейер, Дж. Гоус и Г. Брукс выделяют следующие признаки двух типов изменений
(по А. Мейеру, Дж. Гоуси и Г. Бруксу)
Признаки постепенного, или ступенчатого, изменения |
Признаки фундаментального, или революционного, изменения |
Часто возникают в жизни организации |
Возникают в жизни организации не часто |
Серии устойчивых движений вперед |
Полное изменение |
Влияет на отдельные части системы организации |
Влияет на всю систему организации |
Информация о работе Основные аспекты принятия стратегических решений