Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:35, лекция
Стратегическая установка или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и по возможности укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например органов муниципального управления.
Для общества в целом ценность бюджетирования, ориентированного на результат, состоит в том, что оно позволяет лучше понять, какие цели ставит перед собой правительство, насколько они отвечают потребностям (различных групп) населения и в какой степени правительству удается достичь поставленные цели. Бюджетный процесс можно разделить на три этапа: подготовка проекта бюджета; исполнение бюджета; отчет об исполнении бюджета и оценка.
Бюджетирование, ориентированное на результат, стимулирует отраслевые министерства сосредоточить внимание на целях и результатах их деятельности. При подготовке проекта бюджета министерствам будет необходимо ответить на три основных вопроса, которые должны найти отражение в бюджетной заявке:
1. Какие функции они выполняют по реализации приоритетных целей и задач государственной политики? Чего они намереваются достичь в соответствии с этими приоритетами в рамках своих функций? Ответом на эти вопросы является стратегическая цель (цели), сформулированная министерством и представленная в бюджетной заявке.
2. Каким образом они собираются достичь свои стратегические цели? Для ответа на этот вопрос стратегическая цель (цели) разбивается на конкретные тактические задачи, которые должны решаться в рамках внутриминистерских программ. В программах излагаются ожидаемые результаты их реализации и предлагается система показателей для мониторинга и оценки степени их достижения. Эти программы разрабатываются министерствами и являются составной частью их бюджетной заявки.
3. Во что обойдется достижение поставленных целей и задач? Ответ на этот вопрос будет содержаться в бюджетных показателях, прилагаемых к программам.
(См. условный пример формы
В разделе 1 говорилось о том, что контроль за исполнением бюджета при бюджетировании, ориентированном на результат, постепенно смещается из внешней сферы во внутреннюю: от контроля за целевым использованием средств, осуществляемого внешним контролирующим органом (таким, как Министерство финансов), к внутреннему контролю, осуществляемому самими отраслевыми министерствами, и в конечном итоге – к ответственности конкретных исполнителей.
Последнее предполагает, то 78025eсоответствующие подразделения отраслевых
министерств получают право самостоятельно представлять и защищать свои
бюджетные заявки на финансированиеСуществующая в настоящее время в России система управления государственными
расходами ориентирована на укрепление внешнего контроля со стороны Министерства финансов. Жесткий внешний контроль может способствовать макроэкономической стабилизации и укреплению финансовой дисциплины, однако в условиях экономической стабильности, имеющей под собой прочную институциональную базу, появляется возможность сделать шаг вперед, передав часть обязанностей и полномочий по подготовке и исполнению бюджета отраслевым министерствам. Важной предпосылкой этого является наличие соответствующих институциональных условий и готовности госаппарата к такому шагу.
При переходе на бюджетирование, ориентированное на результат, возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов.
Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает подготовку отчетов о том, выполнены ли намеченные задачи, достигнуты ли запланированные результаты. Ответы на такого рода вопросы предполагают разработку системы показателей, которые позволили бы отслеживать и оценивать результаты произведенных бюджетных расходов в рамках программ, разработанных на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Основными критериями оценки являются:
** Экономическая эффективность программ, т.е. соотношение объема предоставленных услуг определенного качества и затрат на их предоставление;
** Социальная эффективность программ, т.е. эффективность программ с точки зрения достижения поставленных целей, достижение социального эффекта от предоставления бюджетных услуг.
Система показателей должна быть разработана и согласована на этапе подготовки проекта бюджета, когда идет составление программ, поскольку она является составной частью бюджетной заявки.
Эта система должна включать прежде всего следующие показатели:
- показатели затрат – т.е. ресурсы, необходимые для оказания бюджетной услуги;
- непосредственные результаты программ: показатели услуг (объема и качества)
- конечные результаты программ:
показатели эффекта от
PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Основные положения PEST – Анализа: “Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Метод SWOT-анализа
Применяемый
для анализа среды метод SWOT (аббревиатура
составлена из первых букв английских
слов: сила, слабость, возможности и угрозы)
является довольно широко признанным
подходом, позволяющим провести совместное
изучение внешней и внутренней среды.
Применяя метод SWOT, удается установить
связи между силой и слабостью, которые
присущи организации, и внешними угрозами
и возможностями. Методология SWOT предполагает
сначала выявление сильных и слабых сторон,
а также угроз и возможностей, а далее
- установление цепочек связей между ними,
которые в дальнейшем могут быть использованы
для формулирования стратегии организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации,
в которой находится организация, составляются
список ее сильных и слабых сторон, а также
список угроз и возможностей.
После того, как составлен конкретный
список сильных и слабых сторон организации,
а также угроз и возможностей, наступает
этап установления связей между ними.
Для установления этих связей составляется
матрица SWOT, которая имеет следующий вид.
Слева выделяются два раздела (сильные
стороны, слабые стороны), в которые соответственно
вносятся все выявленные на первом этапе
сильные и слабые стороны организации.
В верхней части матрицы также выделяются
два раздела (возможности и угрозы), в которые
вносятся все выявленные возможности
и угрозы.
На пересечении разделов образуется четыре
поля. На каждом из данных полей исследователь
должен рассмотреть все возможные парные
комбинации и выделить те, которые должны
быть учтены при разработке стратегии
поведения организации. В отношении тех
пар, которые были выбраны с поля "СИВ",
следует разрабатывать стратегию по использованию
сильных сторон организации для того,
чтобы получить отдачу от возможностей,
которые появились во внешней среде. Для
тех пар, которые оказались на поле "СЛВ",
стратегия должна быть построена таким
образом, чтобы за счет появившихся возможностей
попытаться преодолеть имеющиеся в организации
слабости. Если пара находится на поле
"СИУ", то стратегия должна предполагать
использование силы организации для устранения
угроз. Наконец, для пар, находящихся на
поле "СЛУ", организация должна вырабатывать
такую стратегию, которая позволила бы
ей как избавиться от слабости, так и попытаться
предотвратить нависшую над ней угрозу.
Удобным инструментом
для сопоставления различных СЗХ, в которых
работают СХП организации, является разработанная
Бостонской консультативной группой (БКГ)
матрица. Размер по вертикали в этой матрице
задается показателем роста объема спроса,
а размер по горизонтали - соотношением
доли рынка, принадлежащей ее ведущему
конкуренту. Это соотношение должно определять
сравнительные конкурентные позиции в
будущем.
Матрица БКГ позволяет фирме:
Матрица строится
на известной предпосылке - чем больше
доля СХП на рынке (объем производства),
тем ниже удельные издержки и выше прибыль
в результате относительной экономии
от объемов производства.
Матрица предлагает следующую классификацию
типов СХП в соответствующих СЗХ - "Звезды",
"Дойные коровы", "Дикие кошки"
("Вопросительный знак"), "Собаки"
- и предполагает соответствующие стратегии
для каждого из них.
Пocлe aнaлизa
и oцeнки фaктopoв внeшнeй cpeды pyкoвoдcтвo дoлжнo
oпpeдeлить, oблaдaeт ли фиpмa внyтpeнними cилaми, чтoбы вocпoльзoвaтьcя
oткpывaющимиcя вoзмoжнocтями, и кaкиe внyтpeнниe cлaбocти мoгyт ocлoжнить peшeниe
бyдyщиx пpoблeм, cвязaнныx c внeшними oпacнocтями.
Этим цeлям cлyжит aнaлиз cильныx и cлaбыx cтopoн
opгaнизaции. Внyтpeнняя cpeдa opгaнизaции - этo
тa чacть oбщeй cpeды, кoтopaя нaxoдитcя в paмкax
opгaнизaции. Онa oкaзывaeт пocтoяннoe и caмoe нeпocpeдcтвeннoe
вoздeйcтвиe нa фyнкциoниpoвaниe opгaнизaции.
Мeтoд, кoтopый иcпoльзyют для диaгнocтики внyтpeнниx
пpoблeм, нaзывaют yпpaвлeнчecким oбcлeдoвaниeм.
Внyтpeнняя cpeдa имeeт нecкoлькo cpeзoв, кaждый
из кoтopыx включaeт нaбop ключeвыx пpoцeccoв и
элeмeнтoв opгaнизaции, cocтoяниe кoтopыx в coвoкyпнocти
oпpeдeляeт тoт пoтeнциaл и тe вoзмoжнocти, кoтopыми
pacпoлaгaeт opгaнизaция.
Кaдpoвый cpeз внyтpeннeй cpeды oxвaтывaeт:
Оpгaнизaциoнный cpeз включaeт в ceбя:
В пpoизвoдcтвeнный cpeз вxoдят:
Мapкeтингoвый cpeз внyтpeннeй cpeды opгaнизaции oxвaтывaeт вce тe пpoцeccы, кoтopыe cвязaны c peaлизaциeй пpoдyкции:
Финaнcoвый cpeз включaeт в ceбя пpoцeccы, cвязaнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнoгo иcпoльзoвaния и движeния дeнeжныx cpeдcтв в opгaнизaции:
Выявив cильныe и cлaбыe cтopoны и взвecив фaктopы пo cтeпeни вaжнocти, pyкoвoдcтвo мo жeт oпpeдeлить тe фyнкциoнaльныe зoны, кoтopыe тpeбyют нeмeдлeннoгo вмeшaтeльcтвa или мoгyт пoдoждaть, a тaкжe тe, нa кoтopыe мoжнo oпepeтьcя пpи paзpaбoткe cтpaтeгии opгaнизaции.
SNW – АНАЛИЗ
SNW – АНАЛИЗ – это
усовершенствованный анализ
Информация о работе Основные аспекты принятия стратегических решений