Основные аспекты принятия стратегических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:35, лекция

Краткое описание

Стратегическая установка или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и по возможности укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например органов муниципального управления.

Файлы: 1 файл

Страт_управление_ЛЕКЦИИ_ОЗО.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

Для составления SNW – анализа необходимо заполнить следующую таблицу:

 

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

 
   

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

1

Стратегия организации

     

2

Бизнес-стратегии (в целом), в том числе

     

2,1

Бизнес 1

     

2,2

Бизнес 2

     

2,3

Бизнес 3

     

2,4

Бизнес 4

     

2,5

Бизнес 5

     

3

Оргструктура

     

4

Финансы, как общее финансовое положение

     

4,1

Финансф как состояние текущего баланса

     

4,2

Финансы как уровень бух. Учета

     

4,3

Финансы как финструктура

     

4,4

Финансы как доступность инвестиционных ресурсов

     

4,5

Финансы как уровень финансового менеджмента

     

5

Продукт как конкурентноспособность в целом

     

5,1

Продукт 1

     

5,2

Продукт 2

     

5,3

Продукт 3

     

5,4

Продукт 4

     

5,5

Продукт 5

     

6

Структура затрат (в целом), в том числе

     

6,1

Бизнес 1

     

6,2

Бизнес 2

     

6,3

Бизнес 3

     

6,4

Бизнес 4

     

6,5

Бизнес 5

     

7

Дистрибуция как система реализации продукции (в целом), в том числе

     

7,1

Как материальная структура

       

7,2

Как уменеие торговать

     

8

Информационная технология

     

9

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

     

10

Способность к лидерству в целом, в том числе

     

10,1

Способность к лидерству 1 ого лица

     

10,2

Способность к лидерству всего персонала

     

10,3

Способность к лидерству как совокупность объективных факторов

     

11

Уровень производства в целом, в том числе

     

11,1

Качество материальной базы

     

11,2

Как качество инженеров

     

11,3

Как качество рабочих

     

12

Уровень маркетинга

     

13

Уровень менеджмента

     

14

Качество торговой марки

     

15

Качество персонала

     

16

Репутация на рынке

     

17

Репутация как работодателя

     

18

Отношения с органами власти (в целом), в том числе

     

18,1

С федеральным правительством

     

18,2

С правительством субъекта федерации

     

18,3

С органами местного самоуправления

     

18,4

С системой налогового контроля

     

19

Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе

     

19,1

с корпоративными

     

19,2

с отраслевыми

     

20

Оношение со смежниками

     

21

Инновации как исследования и разработки

     

22

Послепродажное обслуживание

     

23

Степень вертикальной интегрированности

     

24

Корпоративная культура

     

25

Стратегичесике альянсы

     

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

 

26

       

27

       

28

       

29

       

30

       

 

ПИМС-анализ

ПИМС-анализ, или анализ влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности (PIMS — the Profit Impact of Market Strategy), основан на использовании эмпирической модели, связывающей широкий диапазон стратегических (таких, как рыночная доля, качество продукта, вертикальная интеграция) и ситуационных (скорость роста рынка, стадия развития отрасли, интенсивность потоков капитала) переменных с величиной прибыльности и способностью организации генерировать наличность. Цель проведения данного анализа заключается в определении того, какие стратегии следует выбирать в конкретных рыночных условиях. Этот метод основан на результатах анализа более 1000 конкретных СХЕ более чем 150 больших и малых компаний.

Были построены уравнения множественной регрессии, связывающие показатели прибыльности и наличных денег с различными переменными величинами. При использовании данного подхода в расчет принималось 37 факторов. Переменные величины были сгуппированы в пять классов:

1. Привлекательность рыночных условий:

·        скорость роста отрасли в долгосрочной перспективе (4—10 лет);

·        скорость роста отрасли в краткосрочной перспективе (до трех лет);

·        стадия жизненного цикла продукта.

2. Сила конкурентных позиций:

·        рыночная доля;

·        относительная рыночная доля;

·        относительное качество продукта;

·        относительная ширина продуктовой линии.

3. Эффективность использования инвестиций:

·        интенсивность инвестиций (суммарные инвестиции, отнесенные к объему продаж, и суммарные инвестиции, отнесенные к добавленной стоимости);

·        интенсивность основного капитала (отношение основного капитала к объему продаж);

·        вертикальная интеграция (отношение добавленной стоимости к объему продаж);

·        процент использования производственных мощностей.

4. Использование бюджета по следующим  направлениям:

·        затраты на маркетинг по отношению к объему продаж;

·        затраты на НИОКР по отношению к объему продаж;

·        затраты на новые продукты по отношению к объему продаж.

5. Текущие изменения в положении на рынке:

·        изменение рыночной доли.

Были получены результаты, показывающие, что прибыльность (отношение величины прибыли к инвестициям до уплаты налогов) увеличивается по мере роста показателя относительной рыночной доли конкретных целевых рынков. Так, средний показатель прибыльности при показателе рыночной доли меньше 10% составлял около 9%. В среднем разница в 10% в показателе рыночной доли приводила к разнице в 5% показателя прибыльности. Бизнесы с рыночной долей около 40% в среднем имели показатель прибыльности в 30%.

Однако в дальнейшем в других исследованиях было приведено много фактов, противоречащих полученным результатам — в частности, касающимся высокоприбыльных бизнесов, имевших низкие значения показателей рыночной доли [9].

Следующий вывод заключается в том, что компании, выпускающие более высококачественные по сравнению с конкурентами продукты, являются и более высокоприбыльными. Более того, высокое качество повышает уровень лояльности потребителей, предохраняет компанию от ценовых войн и способствует повышению показателя рыночной доли. Иначе говоря, реклама никогда не заменит качество продукта.

Компании, предоставившие данные для анализа, помимо результатов расчетов и рекомендаций общего характера, также получали прогнозные оценки относительно того, что произойдет в долгосрочной и краткосрочной перспективе при проведении определенных стратегических изменений.

К сожалению, данный анализ не укладывается в относительно простые, доступные для достаточно широкого круга пользователей, методики.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Реализация механизмов достижения цели в стратегическом планировании требует системы исполнения, построенной на управлении проектами. Суть управления проектами заключается в следующем:

  • комплексности — действия направляются на решение проблемы, а не на исполнение отдельных функций и определяют поведение исполнителей проекта от разработки до полной реализации;
  • персональной ответственности за решение проблемы — по каждому проекту определяется ответственное лицо, полностью отвечающее за реализацию проекта, менеджер проекта, на которого возложены функции подготовки решений и контроля за их исполнением;
  • разнесении ответственности лиц, разрабатывающих проекты, и исполнителей;
  • непосредственном участии менеджера проекта в процессе стратегического планирования, что позволяет трансформировать выработанные стратегии в проект.

Управление проектами включает в себя процессы разработки и реализации проектов.

Разработка проектов начинается с получения задания на решение проблемы, которое определяется стратегическим планом городского развития. Далее менеджер проекта наделяется определенным статусом и правами, необходимыми для успешной подготовки и реализации проектов. По инициативе менеджера формируются динамически меняющиеся рабочие и экспертные группы, привлекаемые им к разработке и оценке проектов. В проектах могут быть выделены подпроек-ты, требующие отдельной проработки.

Задания на разработку, менеджеры проектов, персональный состав рабочих и экспертных групп утверждаются постановлением главы администрации. Статус и права менеджеров проектов регламентируются отдельным положением о менеджерах проектов.

   Результатом разработки должен стать проект, ориентированный на достижение цели. Проект в обязательном порядке включает в себя: 1) описательную часть — обоснование необходимости проекта, указание конечных целей проекта (социальные, бюджетные, коммерческие, экономические), промежуточных целей, определение типа проекта (социальный, доходный, внутренний) и менеджера проекта; 2) планирование — маркетинговые исследования, технико- экономическое обоснование, расчет рисков, финансовые расчеты и др.; 3) механизм реализации — структура управления проектом и график реализации проекта (этапы — цели — ресурсы); 4) систему контроля над реализацией — указание механизмов контроля, систем отчетности, определение ответственных лиц за реализацию проекта; 5) заключительную часть — оценки экспертов, порядок коррекции

проекта, резюме проекта. Разработанный проект после утверждения лицом или органом, принимающим решения, обретает статус нормативного акта и принимается к исполнению.

Механизмы реализации и контроля по каждому конкретному проекту определяются в проекте при его разработке. Контроль за исполнением проектов и право инициативы по коррекции возлагаются на менеджеров проектов.

В процессе реализации проектов достигается самая важная цель процесса управления городом — воспроизводство потенциала города. Если принятые механизмы обеспечивают прирост потенциала, то механизмы выбраны правильно и город развивается, если нет — требуется корректировка механизмов. Контроль за исполнением решений осуществляется через систематический мониторинг за общегородскими ресурсами, т. е. за тем, решена проблема или нет.

Отличительная особенность управления проектами заключается в том, что проект рассматривается как последовательность взаимоувязанных процессов, направленных на достижение цели. Поэтому целесообразно проектирование осуществлять с позиции управления процессами Это обеспечивает методология структурного анализа и проектирования (SADT — Structured Analysis & Design Technique, англ.).

В отличие от сетевого планирования в SADT именно действие, процесс выступает объектом управления, а время понимается как сумма изменений. Моделирование по методологии SADT позволяет предусмотреть всевозможные влияния на процессы и определить способы управления ими с целью безусловного достижения конечного результата.

Необходимость перехода на технологию SADT обусловлена внешней ситуацией — свободным доступом к ресурсам (отсутствием дефицита) и сложностью управленческих задач, связанных со значительным ростом числа самостоятельных объектов управления в условиях рыночной экономики.

Методология SADT позволяет получать полное непротиворечивое и наглядное описание (модель) любой системы средней сложности, обеспечивая проведение единой точки зрения и полную стыковку частей проекта, и гарантирует проект «возможных ошибок» на начальной стадии проектирования.

 


Информация о работе Основные аспекты принятия стратегических решений