Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 17:31, контрольная работа
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество : выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3
1.Теоретическая часть
1.1 Понятие и классификация решений……………………………………….....4
1.2 Классификация управленческих решений……………………………….….5
1.3 Детерминированные и вероятностные решения…………………….…..….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….18
Тест………………………………………….……………………20
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕГИОНАЛЬНАЯ
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управленческие решения»
Тема №2
Исполнитель: Дикусарова Е.Д.
специальность М О
группа: дневная
№ зачетной книжки 06УБД11557
Владимир
2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Теоретическая часть
1.1 Понятие и классификация решений……………………………………….....4
1.2 Классификация управленческих решений……………………………….….5
1.3 Детерминированные и вероятностные решения…………………….…..….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………………………………………………………….17
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….18
Тест………………………………………….……………………
ВВЕДЕНИЕ:
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой - либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что - то выбирать на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество : выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому
поступку индивида или действию коллектива
предшествует принятое решение. Решения
являются универсальной формой поведения
как отдельной личности, так и социальных
групп. Эта универсальность объясняется
сознательным и целенаправленным характером
человеческой деятельности. Однако, несмотря
на универсальность решений, их принятие
в процессе управления организацией существенно
отличается от решений, принимаемых в
частной жизни.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.Понятие
и классификация решений
Что же отличает управленческие (организационные) решения от множества других, принимаемых нами в повседневной жизни?
Прежде всего это - Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
Управленческое решение - это выбор альтернативы , осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:
Классификационный
признак |
Группы
Управленческих решений |
Степень повторяемости
проблемы |
Традиционные |
Значимость цели | Стратегические |
Сфера воздействия | Глобальные |
Длительность реализации | Долгосрочные |
Прогнозируемые
последствия
решения |
Корректируемые Некорректируемые |
Метод разработки решения | Формализованные Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные |
Способ фиксации решения | Документированные Недокументированные |
Характер
использованной
Информации |
Детерминированные Вероятностные |
Рассмотрим её более подробно.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени : не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы , используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа , т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и “размывает” ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.